В прежнюю жизнь, куда дороги нет

Часть 2
********************
Встретили Тамару Ильиничну хорошо. Невестка стол накрыла, дочь забежала после работы. "Мамкала", не переставая, квохтала, создавала уютную суету вокруг.

А и действительно, чего в деревне одной сидеть? Видно, что дети рады и семья получилась в полном составе.

Место пока выделили в комнате внука. Постелили на диване, сам на раскладушку перебрался. Туалет в квартире, горячая вода, плита обычная, газовая. Показали, что где лежит, сказали ни о чём не беспокоиться. Приготовят, принесут - отдыхай, мама.

Ильинична боялась, что не заснёт на новом месте, а легла и провалилась сразу. Внук в стрелялки тихонечко играл, чтобы бабушку не потревожить. Она и снов не видела.

Утром встала - нет никого. Записку на столе нашла, объясняли, где и что покушать. Села, словно царица, палец о палец не ударила, позавтракала на всём готовом. Чайник закипятила.

Постояла у окна, на улицу посмотрела. Высоко, двенадцатый этаж. Люди внизу - одни головы с ногами. Ничего, живут и здесь, человек привыкает ко всему.

Да и Валет привыкнет. Собаке, наверное, проще. Всё на месте осталось - и речка, и улица, и свобода. Маша добрая, мухи не обидит.

Звонила ещё вечером, сказала, вернулся Валет, покушал. На ночь в доме закрыла, мало ли что.

Побродила Ильинична по квартире - чем заняться? Раньше всегда дел невпроворот было, еле крутиться успевала. Правду сказать - и не успевала вовсе.

Сейчас грядки бы копала, за поясницу хваталась, жаловалась лохматому бездельнику. Правы дети - хватит, наломалась за жизнь, пора отдыхать, о себе подумать. Села в кресло, включила телевизор.

Где это видано, чтобы среди бела дня в телевизор пялиться? А вот дожила, спасибо сыну. Пенсию хотела сразу отдать, руками замахал:

- Оставь! Не дай Бог заболеешь, пригодится. -

- Да что я, нахлебницей буду? -

- Ну, да, ты же у нас в три горла ешь! Сиди спокойно, мама, разберёмся! -

А чашку с васильками зря оставила. Надо попросить Серёжу, пусть купит большую, красивую. Дали кургузую с напёрсток размером, то ли пила чай, то ли нюхала, не поймёшь.

Данилка из школы прибежал, хлопнул холодильником, ускакал. Тамара опять одна осталась.

Вышла на балкон, окно раскрыла. Небо над городом оказалось неожиданно близким. А деревья, наоборот - далеко на земле. Всю жизнь на них снизу вверх смотрела, голову задирала, сейчас одни макушки торчат.

Вечером внучки приехали, Катя с Юлей, вся семья за столом собралась. В кои веки Тамара Ильинична ужинала не одна, разговаривая с Валетом. Целый день ничего не делала, устала.

Неделю смотрела телевизор. За всю жизнь отыгралась. Стопятьсоттысяч программ, одна другой интересней. Вроде отпуска получилось - сиди, ничем не занимайся. Тарелку за собой помыла и опять свободна.

Хотела невестке помочь, борщ сварить, что ли.

И не нашла из чего. Здесь морковку с грядки не сорвёшь, а магазин - где он, тот магазин? Кастрюли, опять же, не такие. Та большая, эта маленькая. Самая любимая, удобная, в доме осталась. Кому она теперь нужна? Новые жильцы всё выбросили, поди.

Маша звонила, говорила, заехали. Валет пропал через пару дней. Звали-звали, когда глянули - сидит на Тамарином крыльце. Так при новых жильцах и остался. Вроде, люди хорошие.

Васька? Васька ходит сам по себе. Заглядывает иногда, откушивает, в руки не даётся.

Прошла вторая неделя. Ноги от безделья болели, спину ломило. Дети смеялись: "Мама, привыкай отдыхать!" - Надя в поликлинику записала, по врачам всяким.

Всё бы хорошо, дети-внуки рядом, а по большому счёту целый день одна Тамара Ильинична. Словом перемолвиться не с кем. Сидела перед телевизором, рука по привычке тянулась погладить лохматую голову, а нет никого ни вокруг, ни около.

Утешала себя - стерпится. Жизнь меняется, не стоит на месте. Как там в поговорке: "Снявши голову, по волосам не плачут". Не она первая, не она последняя. С детьми живёт, не на улице.

Кстати, на улицу давным-давно пора выходить, хватит разглядывать из окна. Серёжа в парк водил гулять, дорогу помнит, не заблудится. Заодно с кем-нибудь на лавочке познакомится, разомнёт язык, без костей который.

И на следующий день двинулась Тамара Ильинична покорять городские просторы.

До парка добралась благополучно. На скамейке посидела, на деревья снизу вверх посмотрела. Обрезать бы их, много лишних веток. Неужели никто этим не занимается?

Прошла по аллее, свернула на другую. Пенсионерок не встретила. Одни мамочки с колясками, молодые, тощие. Раньше после родов сразу вширь раздавались, а эти словно детей в капусте нашли.

Нагулялась Ильинична, заторопилась назад. Почему-то, местность вокруг показалась незнакомой. Вроде, помнила, куда сворачивала. Метнулась вправо-влево, срезала угол, оказалась на улице. Чужой. Стояла дура-дурой, люди все куда-то спешили.

Ничего страшного, сейчас вернётся назад в парк и найдёт дорогу. Хотя, проще спросить, каким образом отсюда дойти до Серёжиного дома. Адрес помнит, улица...улица...номер 68, дробь четыре, а улица какая?

Название начисто вылетело из головы. Фамилия не русская, заковыристая. Вроде, на склероз ещё не жаловалась. Побрела потихоньку вперёд, нет никак в голове не прояснялось.

Звонить сыну? Беги скорей с работы, иди туда, не знаю, куда?

Обидно и глупо. Главное, рядом дом этот, далеко не уходила. И стыдно сказать - припёрло по малой нужде. Делать-то что? В окошко кому постучать, так не деревня. Вспомнила некстати - "дайте попить, а то так есть хочется, что переночевать негде".

Огляделась Тамара Ильинична. Троллейбус подъезжал к остановке, а на нём вдруг надпись "автовокзал". Вот! Место, где всегда есть буфеты и туалеты.

Села. Внутри сообразила - дура старая. Всего-навсего надо было позвонить Серёже или Наде, спросить улицу, которая где-то близко. А сейчас троллейбус от этой улицы увозит неведомо куда.

До автовокзала добралась, нужное заведение нашла. Повеселела. Сообразила, что бывала здесь, давно, правда. Торопиться некуда, обошла вокруг, посмотрела на автобусы, молодость вспомнила. Помоталась на этих автобусах туда-сюда.

И вдруг что-то зацепило взгляд. Насторожило, растревожило. Тамара Ильинична покрутила головой - что, где?

И всполошилась - Климовка!

Автобус, а на нём табличка - Климовка. Где проданный дом, Валет, Васька, тропинка до речки, сиреневый куст. Лавочка у ворот и багряное солнце садится за резными ёлками.

Кошелёк при себе, Ильинична словно в трансе дошла до кассы и купила билет. В прежнюю жизнь, назад, куда дороги нет.
*************
Источник - мой канал на Яндекс Дзен. Все ссылки - внизу авторской страницы.


Рецензии
Защемило сердце, вспомнил бабушку... Так же забрали из деревни и в городе она зачахла. Я был подростком, только гораздо позже понял, что ей было плохо в городе.
А сейчас Мама одна осталась в Луганске, куда и добраться не можем с сестрою. В 2020 летом ездили хоронить отца, сестра хотела забрать в Киев, но Мама отказалась. Там сестра с племянником живут в съёмной однушке, а дома 4-х комнатная в областном центре, в котором людей почти не осталось. До 2014 было около 480 тысяч, от агрессии народ разбежался кто куда, в 2019 осталось уже 126 тысяч и отток продолжается.
Сейчас из Харькова не могу к Маме даже доехать или созвониться. Мобильник кнопочный, смартфон она уже не осилит, 1943 года рождения. А может из скромности отказалась, когда мы предлагали ей купить. Горько от того, что сейчас происходит...

Александр Шурховецкий   17.01.2023 20:20     Заявить о нарушении
Здоровья Вашей маме! Пусть всё будет хорошо.

Лидия Капленкова   19.01.2023 17:16   Заявить о нарушении