Ах, Одесса!

Включила телевизор, а тут "Ликвидация". И нахлынули воспоминания!
Теперь уже в далёком 2013 году, мне представилась возможность посетить Одессу. Я долго не раздумывала, потому  что подобного рода предложения уже поступали, но дети были маленькими, и я отказывалась, а тут, всё сложилось. Дети подросли, вполне самостоятельные, можно  оставить на несколько дней, ведь второго такого случая, может и не быть. Тем более, я мечтала побывать в Одессе, увидеть всем известные достопримечательности! Желание было настолько велико, что даже 15 часов езды в автобусе и прохождение таможенного контроля, меня не отпугнули.
И вот мы все уже расположились на своих местах и наш гид говорит, предлагаю на всём пути следования, постепенно погружаться в атмосферу одесского колорита, и посмотреть фильм "Ликвидация" Сергея Урсуляка,  съёмки которого проходили в этом городе.
Скажу честно, представление о сериале я имела, но так чтобы посмотреть его от начала и до конца не было времени, а тут такой шанс, наслаждайся. И реально получила удовольствие от этого фильма, что уж говорить за блестящую игру известных актеров. Ну, а Владимир Машков в роли Давида Гоцмана просто неподражаем. А его одесский говор, это что то.
Но самое интересное, началось, когда мы наяву столкнулись с этим говором. Улыбка не сходила с моего лица. Казалось, всё что не говорят, сплошной одесский анекдот.
Одна из многочисленных экскурсий была в Белгород- Днестровский. Основной достопримечательностью является крепость. В кратце хочу немного рассказать.
Протяженность оборонительных стен около 2,5 км, высота стен и башен до 15 м, толщина до 5 м. С севера крепость омывается водами Днестровского лимана, с трех остальных сторон окружена глубоким рвом, вырубленном в скале. Первоначально ров заполнялся водой, внутренняя стена рва продолжалась до роста человека и служила защитой для тех, кто охранял его. В стены крепости встроены башни, разные по высоте и назначению. Некоторые из них — полы внутри, представляли собой жилые помещения, приспособленные для самостоятельной обороны и хранения общественных запасов зерна. Вход в крепость со стороны города осуществлялся через Главные ворота — это был наиважнейший объект в обороне, когда-то здесь был подъемный мост, двое створчатых ворот, две остроконечное решетки, во втором ярусе располагались отверстия для кипятка и смолы. Мы не упустили возможности сфотографироваться на фоне стен этой древней крепости. Очень интересное сооружение, но более интересным была женщина-гид, которая сопровождала нас на эту экскурсию. Она была гремучая смесь, Фаина Раневская, думаю, аплодировала бы стоя! Женщина, бывшая учительница литературы на пенсии. И вот теперь представьте, всё, что встречалось нам по дороге до крепости и имело какую-либо культурную значимость, она, обращая наше внимание, постоянно цитировала известных писателей и поэтов, при этом, говорилось всё на одесском диалекте, со всеми присказками. Это было шедеврально! После окончания экскурсии мы все от души благодарили эту замечательную женщину за такую увлекательную экскурсию. Надо заметить, что ни до и ни после этого, я не встречала такого гида, которого реально хотелось слушать, раскрыв рот, настолько весь рассказанный материал вызывал неподдельный интерес, а главное, как он был преподнесен. В тот момент, я поймала себя на том, что экскурсовод - это своего рода искусство, умение правильно, грамотно, можно даже сказать, вкусно, подать исторические факты.
Эта поездка мне запомнилась ещё и большой экскурсионной программой. У нас хватало времени только поспать.
В день приезда сразу же была пешая экскурсия по Дерибасовской. В самом начале улицы стоит памятник основателю города Иосифу де Рибасу. Надо заметить, что проезжая часть выложена брусчаткой, но с конца ХХ века большая часть Дерибасовской закрыта для движения транспорта. Улица является популярным местом гуляний, на ней расположены многочисленные кафе и магазины, а также  масса открытых лотков со всевозможными магнитиками и другими сувенирами, с изображением достопримечательностей Одессы. Здесь мы тут же тормознулись и не удержались, чтобы не купить себе и близким подарки на память.
К Дерибасовской примыкает Городской сад. На тот момент, его не так давно отреставрировали, как нам рассказал экскурсовод, и в нём появился поющий фонтан и круглая крытая сцена, на которой проводились концерты. В глаза кинулось большое количество памятников. Особенно впечатлил монумент "Двенадцатый стул ", установленный в честь романа Ильфа и Петрова, на котором я не упустила возможности посидеть, говорят на удачу, а также памятник Леониду Утёсову, к которому, я быстро присоседилась.
Параллельно Дерибасовской идёт улица Ланжероновская, названная в честь градоначальника Луи де Ланжерона. Здесь мы обратили внимание на задний фасад здания Одесского оперного театра. Как нам поведали, театральная жизнь в Одессе ведёт свою историю с первых дней существования города. В 1809 году уже было построено здание театра, но к сожалению, в 1873 году, оно полностью сгорело и не подлежало восстановлению. Открытие нового здания театра состоялось в октябре 1887 года.
Здание Одесского театра исполнено в стиле «барокко». Над фасадом возвышается скульптурная группа, изображающая одну из муз — покровительницу искусства Мельпомену. Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами. Чуть ниже расположены скульптурные группы, также на сюжеты из древней мифологии. Внизу, около центрального входа, на высоких постаментах установлены две скульптурные группы, олицетворяющие Комедию и Трагедию. По фронтону здания, в нишах верхнего яруса, установлены бюсты гениальных творцов русской литературы и искусства: Пушкина, Глинки, Грибоедова, Гоголя.
Впечатляющее по своей красоте здание. Гид также отметила, что театр совсем недавно открылся после длительного ремонта, и внутри здание не менее красивое. Недолго думая, узнав, стоимость экскурсии по самому театру, мы приняли экономически более выгодное решение, и купили билеты на оперу П.И. Чайковского " Иоланта". Тем самым мы убили двух зайцев, побывали внутри архитектурного шедевра и приобщились к прекрасному, впервые, послушав оперу.
Мы были настроены удивиться, учитывая то, как здание театра выглядит снаружи, но увиденное, превзошло все ожидания. Самая красивая часть  — это зрительный зал. Архитектура его выдержана в стиле «рококо». Он роскошно украшен различными лепными орнаментами с позолотой. Особый интерес вызывает потолок. В основу его  положены четыре картины художника Лефлера в виде медальонов. На них изображены сцены из произведений Шекспира. Поражает изяществом большая люстра в центре потолка. В зале и во всех ярусах много разнообразной лепнины.  Оригинально сделаны всевозможные светильники и канделябры.
Очень красивое здание, действительно, архитектурная достопримечательность!
Так много в эти четыре дня было увидено, столько впечатлений, вполне хватило бы на целую жизнь. Хотелось объять необъятное.
Каждый уголок Одессы представляет историческую ценность. На каждом втором доме висела мемориальная доска, гласящая о том, что здесь бывал или проживал известный писатель, поэт или художник, либо само здание спроектировано выдающимся архитектором.
Прибыть в Одессу и не отправиться на Привоз? — это уму непостижимо! Ему столько же лет, сколько Одессе, и на протяжении всех этих лет он впитывал самую суть Южной столицы. Некогда Привоз — крупнейший продовольственный рынок Одессы, сегодня же здесь, по признанию местных жителей, можно купить «Всё что угодно, хоть новых папу и маму!».
Название Привоз произошло от части Старого рынка Одессы, куда привозили нездешний товар и торговали прямо с обозов. Популярное место быстро разрасталось, а потом и дало имя одной из ярчайших достопримечательностей Одессы. Считается, что именно Привоз подарил миру знаменитый одесский юмор. В подтверждение этому памятник знаменитой тете Соне прямо в центре здания между торговыми рядами. Бронзовая скульптура тети Сони, высотой 2,5 метра, представляет собой фигуру полной, пышногрудой, немного уставшей от жаркого южного солнца одесситки, в большой шляпе, фартуке, веером в левой руке и с перевешенной через правое плечо связкой бычков. У ног Сони «крутится» кот, который будто ждет удобного момента, чтобы поживиться рыбкой. Кстати, кота зовут Тимофей – его имя увековечено на внутренней стороне ноги животного. Это вполне реальный персонаж — для позирования скульптор одолжил кота Тимофея у своего друга.
На Привозе прежде всего принято покупать истинно украинские продукты: свежевыловленную черноморскую рыбу, копчёную скумбрию, вяленых бычков, сало,  всевозможные соления, разнообразные фрукты.  Более того, на Привозе всегда дешевле, чем где бы то ни было — особенно если научиться торговаться. Нам было сказано, торговаться нужно обязательно, иначе обидешь продавца. Впрочем, любой продукт на Привозе принято пробовать, так что пока снимали пробы, уже наелись!
Нашей очередной экскурсией было посещение катакомб.
Одесские катакомбы — крупный подземный лабиринт, расположенный под Одессой и ее окрестностями. Большая часть катакомб — бывшие каменоломни, в которых добывался камень-ракушечник для строительства Одессы. Нас сразу предупредили, что лабиринты забирают людей, которые слишком самонадеянно относятся к прогулкам по катакомбам.
Именно поэтому уходить самостоятельно далеко в катакомбы категорически запрещается. И мы гуськом ходили друг за другом по этим лабиринтам. Скажу, что находясь там, испытываешь чувство страха, узкие проходы, темнота, температура внутри градусов 15 не больше. Сами стены этого подземелья порой заставляют содрогнуться. Обтесанные камни напоминают лица людей, застывших в ужасе.
Во времена Второй мировой войны катакомбы в Одессе служили укрытием для советских солдат и партизан, о чём свидетельствуют вещи, находящиеся там.
Для Одессы катакомбы весьма полезны — здесь находятся подвалы для хранения коньяка, склады, пункты связи. Исследования тоннелей постоянно продолжаются. Говорят, что у Одессы есть две истории — на земле и под землей. И вторая порой намного интереснее и загадочнее первой.
Наша поездка подходила к концу, а я не побывала там, где мечтала. И пожертвовав одной из экскурсий, я устроила свою.
Приморский бульвар — одна из главных улиц Одессы и, равно как и Дерибасовская, любимое место прогулок гостей и коренных жителей города. Отсюда открывается великолепный вид на Морской вокзал и сам порт, где фрахтуются красивейшие яхты и огромные круизные лайнеры со всего света. Вот знаменитый памятник дюку Ришелье, обращенный лицом к морю, а прямо перед ним  Потемкинская лестница, ведущая к Морскому вокзалу.
Громадная и монументальная, колоссальная и устремленная в небо… Как только не писали авторы в своих произведениях о Потемкинской лестнице.
Я спускалась по этим историческим ступенькам, любуясь открывающимся  видом Морвокзала. Я не торопилась, я наслаждалась моментом. Останавливалась, всматривалась в морскую даль, пытаясь запомнить всю эту красоту. Морская синь, и на её фоне огромный белый корабль. Я не удержалась, чтобы не сфотографировать такую чудесную картину.
Перед Морским вокзалом установлена композиция «Золотой мальчик» Эрнста Неизвестного. Ребенок внутри шара символизирует удачу для отправляющихся в морское путешествие. На территории морвокзала находятся церковь, выставка старинных якорей, найденных на морском дне. В здании расположены представительства банков и туристических фирм, бар и ресторан, магазины, сувенирные киоски. За зданием Морвокзала взметнулась к небу многоэтажная гостиница. Я смотрела и представляла себе, как бы мне хотелось жить в этой гостинице, просыпаться утром и видеть море. Я ещё долго бродила по территории Морвокзала, мне не хотелось уходить. Но время неумолимо, пора возвращаться в гостиницу. Кстати, гостиница, в которой мы проживали, была с соответствующим названием, 'Чёрное море".
Наш финальный день заканчивался экскурсией по одесским дворикам. И не поверите, чем начиналась наша поездка, по стечению обстоятельств, или так было запланировано, теперь уже и не знаю, но нас привезли, именно, в тот двор, где по сюжету фильма "Ликвидация", проживал Гоцман. И большинство сцен были сняты в этом маленьком одесском дворике.
Вот так, очередной показ этого замечательного сериала, навеял на меня давние и очень приятные воспоминания об Одессе!


Рецензии