Последние дни...

     ПОСЛЕДНИЕ  ДНИ пребывания на заводе были самыми тягостными за все мои прожитые годы. Даже, когда я с семьёй уезжала из родительского дома в неизвестную мне Сибирь, мне не было так тягостно, как в те дни. Тогда впереди у меня была целая жизнь, а теперь… «меня сокращали», как ненужного заводу работника. А что дальше? Пенсия и… Мне трудно было смириться с тем, что моя 36-тилетняя трудовая страница так бесславно подходит к концу. Ничего не поделаешь, жизнь продолжается, и нужно было открывать новую её страницу, только что будет на ней?..
     Лето 2007 года было холодным. Не то чтобы утром, даже днём в летнем платье выходить на улицу я не решалась, а тут ещё невесёлые мысли холодком ложились на сердце. После того, как мне был подписан «приговор» о сокращении, мне ещё нужно было отработать на производстве 2 месяца. Для меня уже неважно было что делать… Был запущен обратный отсчёт дней, хотя, честно признаюсь, я этого до конца не осознавала. Мне казалось, что скоро этот «цирк» закончится и будет всё, как было.
     Весну и лето завод лихорадило дурными слухами, но и то, что творилось в стенах завода, наводило на мысль, что мир сошёл с ума. Распилили наёмные работники и сдали в металлолом ушлые люди нашу гордость завода – все 11 силосов. Другие операторы, (девушки были на 10 лет меня моложе), ушли работать в цех. Я работала теперь только в дневную смену, поочерёдно с бывшим дрожжеводом Гарматиной Р.Т.  Муку мы закачивали в производственные бункера только через мешкоприёмник, но всё чаще просто грузчики просеивали и завозили в цех муку прямо в дежах. Теста месили на тестомесилках старого образца, на которых ещё на Старом заводе работали. Просторные помещения Нового хлебозавода наводили оторопь от тишины. Оборудование, которое кормило город, теперь простаивало, а хлебную продукцию привозили в город откуда-то извне. Я тоскливо слонялась по заводу и мне так больно было, словно умирает дорогой мне человек, а я ничего не могу сделать. Просто от отчаяния, от той душевной горечи, я сама пришла к директору завода и прямо так и сказала: «Сокращайте. Мне до пенсии осталось чуть меньше года…» Раиса Трофимовна уже давно была на пенсии, к тому же её здоровье заметно пошатнулось. Дня через два мне объявили, что сперва меня отправляют в очередной отпуск. В это время начались весенние садовые работы – посадка. Работа на грядках отвлекает внимание, но тяжесть в душе не проходит. И вот, за несколько дней до моего выхода на работу после отпуска, мне позвонили с завода и сказали, что оставшиеся 2 месяца я буду работать уборщицей. Мыть пол я буду в раздевалках. Ну, что ж, мыть так мыть, для меня это не новость… Честно говоря мне даже понравилось мыть пол. По крайней мере – ни за что не отвечаешь.
     Однажды, когда мне осталось доработать всего две недели, я утром пришла к дверям завода, а там, под дверью уже стоят рабочие. Двери заперты, нас внутрь завода не пускают. Мне и ещё двум женщинам, которым просто нельзя было прерывать стаж работы, было сказано, что мы теперь поступаем в распоряжение Игнатьевой Лидии Павловны и работать будем на мучном складе. (Других рабочих отправили в бессрочный отпуск, иные были заняты на подсобных работах на молокозаводе. Даже работники лаборатории хлебозавода перешли работать на молокозавод). С горем пополам мы у охранников выпросили наши личные вещи из кабинок. Запускали нас по одному человеку в раздевалку и на сборы давалось три минуты, под присмотром омоновца.
      Работать на мучном складе, это, я вам скажу – сладкий десерт. Мы с Надей расфасовывали в пакеты муку, панировку, мыли и убирали в опустевшем складе. Было прохладно и мы, время от времени, выбегали погреться на солнышко. Третья девушка работала дворником возле склада.
     И вот, настал мой последний рабочий день. Девушки, посоветовавшись с Лидией Павловной, решили побыстрее сделать предложенное задание на сегодняшний день, а в обед – посидеть за прощальным столом. У меня почему-то все в этот день валилось из рук и я, чтоб совсем не расклеиться, пошла прощаться с заводом. Все двери на заводе были заперты. Я тихим шагом обошла вокруг заводского здания. Посмотрела на безжизненно потухшие окна, особенно долго стояла под окнами пультовой. Ком в горле никак не удавалось проглотить. И я, сквозь слёзы посмотрела себе под ноги. Среди множества камушков, мне понравились два. Мне тогда показалось, что это сама Судьба вложила их мне в руки. На память! Один – беленький, с трещинками-морщинками, больше похожий на заветренное, засыхающее тесто. Другой – красно-вишнёвого цвета с белыми прожилками. Под каплями моросящего дождя, камушек, чуть больше куриного яйца, был похож на кусочек свежего мяса… (Оба камушка теперь лежат на письменном столе и «работают» вместе со мной над рукописями).
     С этими камушками в руках я пришла на склад. За столом уже сидели люди. Вера Игнатьевна пришла… Предложили мне что-то сказать на прощанье. Что я говорила охрипшим от волнения голосом – этого я не помню. Помню только необычный букет на столе. Это я вчерашним днём наломала ветки с ягодами войлочной вишни.
     Девчонки проводили меня до проходной. А дальше ехала я в автобусе до Девятого квартала, смотрела в окно и от слёз ничего не видела…
     …Как иной раз мне не хотелось идти на работу, а я заставляла себя идти. Как же? Прогул, опоздание, это же позор… А когда уже не нужно стало идти, я почувствовала себя обворованной. У меня отняли самое главное – работу, которая заставляла меня держать себя в форме, какую бы то ни было цель, ради которой нужно было утром подняться с кровати и спешить на завод… Я ещё долго, потом подскакивала утром с внутренней тревогой: проспала!
     Я благодарна Богу, что у меня так устроена память, что стоит мне закрыть глаза, и я мысленно могу пройтись по цехам завода. А в этих цехах люди, имена многих забылись, а вот лица – помню…

                ____________


ИСТОРИЯ  КОМПРЕССОРНОГО  ЦЕХА ГОРПИЩЕКОМБИНАТА

Воспоминания машиниста холодильных установок,
СУГОНЯК Татьяны Николаевны

     В пятидесятые годы начал строиться город Красноярск – 26. Приехало много строителей, солдат, молодёжи по Комсомольским путёвкам. Нужно было кормить людей, поэтому начали строить свои заводы. Первым построили – хлебозавод, затем – молокозавод, затем – колбасный. Заводы были обособлены. На каждом заводе – свой директор и своё управление. В каждом здании были построены небольшие пристройки для холодильных установок, чтобы расхолаживать продукцию. Компрессора были маленькие, маломощные и монтировались компактно, друг на друге, чтобы меньше занимать места. Оборудование обслуживали машинисты и слесаря – круглосуточно. Хладагентом был аммиак. А хладоносителем – поваренная соль. В 1959 году был построен пивзавод. В сентябре месяце начали запускать его в работу. Запускалась и компрессорная установка пивзавода. Первые работники компрессорных:
Пивзавод: Черногубов Алексей, Маскадынов Пётр, Семёнова Лидия, Кузькина Анна, Глазкова Римма, Сугоняк Татьяна, Зубарева Нина, Нестеренко Лидия.
Молокозавод: Ермолаев Иван, Ермаков Юрий, Бородина Мария, Марченко Александра, Макарова Валентина.
Колбасный: Филиппова Вера, Макаров Александр, Казадаева Валентина, Долгова Нина, Кузнецова Людмила.
      Так, как специалиста не было по холодильным установкам, то все компрессорные подчинялись заводским механикам. Главным механиком был Евтеев Владимир Васильевич, который и понимал в холодильных установках, и руководил всеми операциями и ремонтом.
    Очень трудно было работать на поваренной соли – плотность небольшая раствора, в трубах образовывалась коррозия, часто замораживались испарители, приходилось их часто чистить, а это трудоёмкая работа. Со временем перешли на хлористый кальций. Это высокая плотность рассола и низкая температура замерзания. Работать стало легче.
     Год 1966. Объединяются все заводы и образуется новая организация – Горпищекомбинат УРСа ГХК. Генеральным директором был Антонов Иннокентий Кузьмич. Главный инженер – Барабошкин Валентин Егорович. Главный механик – Евтеев Владимир Васильевич.
     В это время строится новое здание мясоперебатывающего завода и к нему пристраивается новый компрессорный цех. Цех побольше площадью и большие машины. АУ – 200 и ДАУ – 100, большие маслоотделители, конденсаторы, испарители, отделители жидкости, промсосуды, линейные и циркуляционные рессивера. Система разделена на одну и двухступеньчатую. Одноступеньчатые работали на камеры, где температура плюсовая, а двухступеньчатые – на камеры с низкой температурой: пельменная, холодильники, где хранилось мясо, закалочную и контейнерную молокозавода, где хранилось мороженное, и на фризер, где делали мороженное.
     Начальником нового объединённого цеха назначили молодого приехавшего специалиста – Архипова Александра Константиновича. Хороший специалист, грамотный инженер.
     Пока старые компрессорные функционировали и постепенно демонтировались, появился новый поток работников.
     1968 году пришли Барскова Надежда, Комлева Тамара, Скороспелова Лидия, Шахова Татьяна, Федотов Иван, Косолапов Григорий, Приходько Иван, Скоробогатов Пётр, Лежнин Иван, Кальсанова Федора, Санникова Лидия, Жукова Валентина, Вовняк  Татьтьяна, Шмураткин Николай, Шишкин Фёдор, Стрепкова Людмила, Афонина Наталья, Зубарев Иван. Со временем построили новый молокозавод и хлебозавод. Заводы с большой мощностью и появилось оборудование, которое работало под давлением воздуха, поэтому на пивзаводе вместо аммиачной установки сделали воздушную.
      В 1978 году уезжает Архипов Александр Константинович. Цех принимает Комлева Тамара Михайловна – руководитель грамотный, энергичный и требовательный. Благодаря ей коллектив образовался ответственный, грамотный и добросовестный. Требуя от других, она отдавала себя полностью работе.
      Рос город, прибавлялось население. У нашей компрессорной не хватало мощностей, чтобы выполнять все запросы заводов.
     В 1982-84 годах построили новый просторный цех, с новым более мощным оборудованием и новой системой работы. Новый цех принимала у строителей и запускала в работу – Комлева Тамара Михайловна. Ей пришлось устранять все недоделки, обучать по-новому коллектив. Появились новые слесаря, хорошие специалисты: Карфидов Владимир, Мацигин Виктор, Масалков Дима, Бояринов Александр. Машинисты: Росейцева Алевтина, Латышева Наталья, Сауткина Ира, Дубицкая Татьяна, приборист Арбузов Виталий, электрик Лазаренко Василий, Тутарев Сергей, Александрина Раиса.
     Компрессорный цех – особо опасный цех по своей сути: высокое давление аммиака передвигающегося по трубопроводам и сосудам. Рабочее давление до 14 атмосфер испытание – до 18 атмосфер. Поэтому нужно большое внимание и смекалка, чтобы не случилось аварии. Обслуживать нужно было молокозавод, пивзавод, колбасный, рыбный. На каждом заводе много оборудования и камер.
     В 1981 году сдаётся в эксплуатацию новый хлебозавод. В нём отведено помещение для воздушных компрессоров – качать муку, и фрионивых – подавать холод в камеры, где требовался более низкий температурный режим. Установки работали с большим шумом и создавали вибрацию, что было не безопасно для здания и рабочих хлебозавода.
     Построили новый воздушный цех, куда переместили воздушные компрессора и отвели трубопроводы на все заводы. Также протянули трубопроводы от общего компрессорного цеха на все заводы, по которым пустили хладоноситель рассол из хлористого кальция и аммиак: холодили рыбный, мясоперерабатывающий, молокозавод, пивзавод и хлебозавод. Был окольцован весь пищекомбинат. Трубопроводы шли под землёй, по туннелю и на поверхности.
     Когда строили новые заводы, то завозили новое оборудование, которое должно работать под давлением воздуха, тогда и появились воздушные установки. Сначала обслуживали воздушные установки амиачники, затем набрали персонал и обучили: Лоншаков Пётр, Абашкин Владимир, Деменьков Александр, Карпенко Пётр. Цех подчинялся руководству компрессорного цеха. Ремонт вели слесаря компрессорного цеха.
     В компрессорном цехе было много хороших работников, которых поощряли: ценными подарками, Грамотами, заносили на Доски Почёта, Медалями, всевозможными значками соревнований. Позже появилось много Кадровых работников, Ветеранов труда.
     Много изменений произошло в системе работы, многое усовершенствовали для улучшения работы. В 1992 году Комлева Т.М. уходит на пенсию и переходит на другую работу. Место начальника цеха занимает молодой специалист, приехавший в Железногорск – Коновалов Сергей Валерьянович, механик Павлов Александр Николаевич.  В 1995 году пришёл Трипезов Игорь – молодой специалист. В 1996 году уезжает Коновалов и начальником цеха назначили Зорина Геннадия Ивановича. В это время началась полным ходом Перестройка. Людей начали сокращать, сдавать оборудования на металлолом. Заводы начали закрывать и наша профессия стала никому не нужна.  В 2000 и в 2001 году цех остановили полностью. Рассол и аммиак убрали, оборудование вывезли. Люди разошлись – кто куда.
     26 октября 2001 года – цех закрыли.
                Сугоняк Татьяна Николаевна
                01.07. 2017 г.   


Рецензии