II. Архитектура Дерева

Поскольку Дерево Жизни является своего рода трафаретом для воспроизведения натуральных структур, то будет упущением не рассмотреть его архитектуру на примере внутренних процессов, происходящих в самих живых деревьях. Тут стоит напомнить, что философское Дерево по виду представляет собой нечто вроде волчка, горизонтальный срез которого выдаёт круг зодиаков, где вода (осень) расположилась напротив огня (весна), и земля (зима) – напротив воздуха (лето). А вертикальный срез Дерева выдаёт расслоение от самой легкой стихии, расположенной вверху – огня, до самой плотной стихии, расположенной внизу мироздания – земли, между ними делят пространство вода и более легкий воздух. В обоих рассмотрениях стихии следуют друг за другом в одном порядке, но, имея начало и конец, вертикальный срез чаще служит для описания биологических структур. Так, мы уже рассматривали «теорию о мозге», где лобную долю характеризует стихия огня, а височные доли (как окончание или «ножки» большого мозга) характеризует стихия земли, согласно их функциям. Как и сами органы в человеческом теле уложены по тому же принципу, от огня до земли, от Овна до Водолея, где мы строим так называемого зодиакального человека.

Вверху встала стихия огня, выражением которой является не только Солнце, дающее тепло и свет, но оно представляется как первый проводник истинного огня – света Творца. Здесь особо узнаваемо каббалистическое мировоззрение. Ниже стихия воздуха смещена вправо и образует «столп милосердия» – мужское, воинствующее и творческое начало. Ниже стихия воды смещена влево и образует «столп строгости» – женское, охранительное, плотное (материальное) начало. И в самом низу стихия земли, выражая почву и опору, завершает центральный «столп равновесия». Получаем крест, в центр которого помещено живое существо, собранное из всех стихий, и которые, продолжая слагаться, задают тому движение. При этом мужское и женское начала определяют верх и низ, где стихия огня, Солнце и день – мужское начало, а стихия земли, ночь и Луна – женское начало. Отсюда и центр бывает в двух состояниях в соответствии с двумя периодами: днём и ночью. Тогда днём, когда вещества дробятся на части, мы видим «мужчину на кресте». А ночью, когда порождается новое вещество, мы видим «женщину на кресте». Оба креста, то есть два состояния, можно отобразить на одной и той же схеме.

«Но и стихиям не дал Он покоя в движении их, ни телам нашим, из стихий происшедшим, отдохновения от делания. Предел же отдохновения от делания Он положил в нас, тогда как тела наши последуют первому своему сродству, и это – разрешение от жизни сей».
(Исаак Сирин)

Преобразование же происходит от соединения противоположностей, смешения огня и воды, воздуха и земли; в результате выходят две другие стихии. И здесь рассмотрим живые деревья и растительность вообще. В дневное время растение в своих листьях соединяет огонь (солнечный свет) с водой (вода H2O), в результате чего получаются воздух (кислород O2) и промежуточный элемент (водород H). В обобщённом виде эта формула выглядит так: 4H2O=>4H+4OH, и 4OH=>O2+2H2O. Затем в ночное время растение в своих листьях берёт тот промежуточный элемент и соединяет его с воздухом (углекислый газ CO2), в результате чего получаются вода (вода H2O) и земля (органика C6H12O6). В обобщённом виде эта формула выглядит так: 24H+6CO2=>6H2O+C6H12O6. Здесь последний элемент – органика, глюкоза как основной «строительный кирпичик». Можно сказать, что каким-то чудесным образом свет облачился в плоть, или, дойдя до нижних уровней бытия, стал плотью. Ведь и числа примечательны, где, например, скопленные 24 атома водорода – это 24 часа, аркана или позвонка, как ситуации, идущие друг за другом, составляющие полный жизненный цикл.

Обратим внимание и на другой процесс, идущий в другую сторону – горение. Протекает он проще, в одну фазу, не зависящую от дня и ночи, и в действительности является процессом мгновенного и полного окисления. Тут земля (органика C6H12O6) соединяется с воздухом (кислород O2), в результате чего получаются вода (вода H2O), возвращается воздух (углекислый газ CO2) и огонь (высвобождается большое количество тепла и света). В обобщённом виде формула горения органики выглядит так: C6H12O6+6O2=>6H2O+6CO2. И здесь чудесным образом плоть, поднимаясь на высокие уровни бытия, в итоге становится светом, но поднимаясь, плоть должна сгореть, и тут уже символ очищающего душу пламени. Судя по всему, и животные и люди также приближены к этому второму процессу, устремлённому вверх, ведь и процесс мышления непременно сравним с пожаром. То есть животное потребляет органику и вдыхает кислород, всё как при горении, выдыхает углекислый газ, выделяет тепло и производит мысль – свет Творца. Отсюда в ряде культур прибегали к кремации как самому быстрому, но опасному способу вознесения, когда душа нуждалась в очищении. Так или иначе, оба направления (уплотнение и сгорание, или растение и животное) изображают нам замкнутую экосистему, из которой нет выхода.

Отметим, что и процесс брожения приближен ко второму процессу, устремлённому вверх, пусть и не в классическом виде (не потребляется кислород O2), но на входе земля (органика C6H12O6), а на выходе вода (спирт C2H5OH) и воздух (углекислый газ CO2), а также огонь (процесс сопровождается выделением тепла). То есть, имеем то же самое: C6H12O6=>2C2H5OH+2CO2. Если рассматривать царство грибов в целом, которые соединили в себе признаки и растений и животных, то тут возможно некоторое замешательство. Хотя питаются они (грибы) поглощением органики и вдыхают кислород как животные, следовательно, приближены ко второму процессу, но роль исходящего света, вероятно, берут на себя жидкости, которые «не от мира сего», и можно поэтизировать, например, как обработанный грибами субстрат в итоге приближается к вечности. Отсюда, уже через вино приближаемся к мысли Творца. И всё же мы имеем только вариации первого или второго процесса (определяющие автотрофное и гетеротрофное питание) с усложнением или упрощением тех или иных частей схемы. Где человек – подобие вялой реакции горения и часть большого процесса.


Рецензии