Фактор деструкции человеческой жизни

Спектакль «Один солдат жил на белом свете …» Актёрская история войны.
Режиссёр – Юлия Панина.
Художник – Анастасия Бутова. Медиа-художник – Татьяна Маркович.
Свет – Татьяна Яковлева.
В спектакле заняты:
Наталия ЭСХИ, Лауреат премии «Золотой Софит».
Мария Васильева, Номинант премии «Золотой Софит».
Владимир Русинов.
ПАН.ТЕАТР. Санкт-Петербург. Премьера 27 января 2022.
В спектакле «Один солдат жил на белом свете …» Юлия Панина обращается к сложному, многовековому объекту философско-литературного познания, к теме войны в человеческой жизни. В спектакле изучение этого сложного многовекового объекта осуществляется через создание особой модели которая здесь создаётся с помощью двухкомпонентного драматургического синтеза, позволяющий максимально раскрыть эту тему для зрительского познания. Первой компонентой этого драматургического синтеза имеет документальный характер, в её контент сформирован из фрагментов воспоминаний актёров-фронтовиков, их размышлений о днях их жизни в военную пору. Особенностью этих текстов заключается в их палитре тонов, которая можно создаёт картину откровений - мыслей в слух наедине с собою. Эти разноликие фрагменты истории человеческой жизни объединены на сюжетном полотне спектакля, это компиляция трагедий человеческой жизни создаёт зрителю возможность прямого познания, при котором они видят войну через призму актёрского взгляда.
Этот инструмент познания предоставляет возможность сфокусировать внимание зрителя на особой плоскости человеческой жизни, в которой полностью раскрывается влияния фактора войны на различных уровнях человеческой жизни и мысли. В этой форме зрительского познания истории актёров-фронтовиков, инициируют процесс экстракции реального образа человека войны и пространства его существования из оболочки догматизма и общественно-политических паттернов восприятия нашего времени. Благодаря этой экстракции зритель получает возможность изучения войны в жизни человека в абсолюте, при котором мы видим реальное, примое влияние войны на человеческую жизнь. 
В качестве второй компоненты сюжетного синтеза спектакля Панина использует музыкально-поэтические лики войны, их реальные очертания воплощаются в музыкальных произведениях различных столетий и эпох. Эта компонента в спектакле многообразна, в ней объединены лики разных эпох, подтверждающие значимость темы войны в человеческой жизни, в них она была и есть одним из мощных объектов инспирации для творческого воплощения в музыке. Наше изучение их в сюжетном пространстве выводит наше познание за жёсткие исторические рамки, определяющие фиксированные временные границы войны как исторического события. В спектакле сплетение этих памятников культуры разных эпох с документальной компонентой расширяет пространство зрительского познания, в котором также происходит извлечение этой теме из прокрустова ложа догматического и шаблонного восприятия.
В спектакле «Один солдат жил на белом свете …» поэтические строфы и звуки музыки, созданные под влиянием этого фактора, доносящиеся до нас из глубин истории, они предоставляют нам возможность абстрагированного изучения, многоликость этой темы создаёт эффект нивелирования временных границ познания и придание ей многомерности. Особенностью этого подхода к воплощению этой темы заключаются в том, что он даёт возможность зрителю аналитического сопоставления, в нём фокус нашего познания сосредоточен на философском познании войны вне времени и пространства. В аналитическом изучении этого философского объекта процесс познания реализуется посредством комбинаторики различных временных плоскостей человеческой жизни, которые сопоставляются и совмещаются для выявления точек совпадений и различий и определения паттерна человеческого восприятия войны. Подобный подход к изучению этого фактора позволяет нам последовательно исследовать его и выполнить сопоставительный анализ концепции войны прошлых веков.
Зритель погружённый в процесс осмысления концепции войны прошлых столетий в процессе изучении её реальных проекций постепенно перенаправляет свой взор от паттерна общечеловеческого восприятия, к собственному, индивидуальному восприятию этого фактора. В этом случае этот процесс осуществляется в глубинах внутреннего мира каждого зрителя, в нём каждый сопоставляет познанное и собственное видение и восприятие войны на основании опыта прожитых лет и сформировавшего видения. В этом замкнутом пространстве процесс познания сопряжён с рефлексией и критическим анализом своей собственной концепции восприятия войны, который в своей пиковой точке приводят зрителя к переосмыслению собственного понимания войны и её места в собственной мировоззренческой системе. В рамках этого сложного многоэтапного процесса происходит постепенное разрушение сформированных шаблонов и паттернов восприятия войны, формируется другой, более реалистичное видение этого фактора и влияния на пространство человеческой жизни.
Сюжетное пространство спектакля, сформированное с помощью тонко-компилированных документальных и поэтических картин войны - это плоскость изучения философии войны и здесь в портретной галерее персонажей зритель изучает её реальные проекции. В них персонажи спектакля - это люди, чьи профессиональные интересы далекие от военной сферы, они объекты прямого влияния фактора войны, под его прямым действием они оказываются на переднем рубеже в роли комбатантов. В спектакле плоскость для изучения этого раздела философии представляет нам главный объект познания, войну в качестве мощного фактора прямого влияния на человеческое сознание, который сегментирует пространство человеческой жизни и мысли. Под влиянием этого фактора вся человеческая жизнь условно подразделяется на три условных временных плоскости человеческой жизни.
Первая временная плоскость – это прошлое или жизнь до вторжения в неё фактора войны, её картина здесь контурно, её черты проявляются хаотично из глубин памяти в их боевом настоящем. Эти обрывистые зарисовки прошлой жизни познаются в оттенках голоса, словах, обрывках фраз и мыслей, которые проявляются на мгновение и исчезают в густой завесе дыма и огня войны. Изучение зрителем этих силуэтных набросков прошлого позволяют ему выполнить тонкую прорисовку событий довоенной жизни, попробовать воссоздать картины и событие жизни, находящиеся за границами сюжетного пространства спектакля. В жизненном пространстве персонажей проекция довоенной жизни расположена в особой диспозиции к их настоящему и будущему. В нём их прошлое несколько отдалено от настоящего и в этом виртуальном отдалении её событийный контент и концепция восприятия не ушло в глубины их памяти, оно виртуально находится на заднем плане.
В их историях лики довоенной жизни живут в их сознании, они проявляются и коррелируют с их настоящим и условным будущем. В сознании персонажей эти лики довоенной жизни подобны мерцающим огонькам - источникам их душевного тепла, согревающие их мысли, поддерживающие в них решимость идти до конца своей военной тропы, к её финальной точке. Одновременно они поддерживают в них безграничное человеколюбие и уверенность в том, что в финальной точке их пути они смогут восстановить мир и вернуться к воплощению цели их жизни.
Понимание концепции существования персонажей в военных реалиях позволяет зрителю создать картину возможного будущего персонажей спектакля, для них будущее это жизненное пространство, в котором не войны, так как она является силой, несущей смерть и кровавое зарево пожарищ боёв. В спектакли их военные университеты дают им глубинные знания деструктивного влияния войны на жизнь человечества в целом, в их сознании выстраивается особая система причинно-следственных связей. Их логическая цепочка познания приводит к пониманию, того что война является объектом абсолютного зла, и только полная ликвидация и устранение его из пространства человеческой жизни позволит им вернуться к делу их жизни.
 В спектакле «Один солдат жил на белом свете …» Юлия Панина создаёт для зрителя пространство познания войны, одного из главных источников деструкции жизни человечества. В этом познании Панина подводит нас к пониманию что фактор войны глубоко укоренился в сознании человечества по причине восприятия войны в качестве инструмента (окна возможности) решения проблем и конфликтов человечества. В спектакле зритель приходит к пониманию что процесс уничтожения войны как великого зла должно начинаться на уровне человеческой мысли и это позволит нам всем избавиться от гибели сотни тысяч человеческих жизней на полях «маленьких, победоносных» войн.

Анализ – разбор спектакля и его видео фрагмент вы можете увидеть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд. : https://youtu.be/jRsMIQXls8M


Рецензии