Автопоездка на озеро Иссык-Куль в Киргизию

        Поездка на озеро Иссык-Куль. 
Конец июня 1971 года. Я с семьёй отправляюсь в автопутешествие на озеро Иссык-Куль в Киргизию. Со мной жена и два сына в возрасте 13 и 7 лет.               Автомобиль Москвич – 408.   Прежде чем отправиться в поездку, я написал в областные ГАИ просьбу, сообщить о состоянии дорожного покрытия по предполагаемому маршруту поездки.  Поэтому, я имел представление о дорогах.                По маршруту Свердловск – Челябинск – Южноуральск проехали без проблем. Перед городом Троицк расположено водохранилище. Остановились. Искупались. Почему-то особого удовлетворения от купания на запомнилось. Между Троицком и Кустанаем  дорога была грунтовая. Вначале ехали по отсыпанной грунтом дороге, щебёнки ещё не было. Потом отсыпка дороги закончилась и мы ехали просто по степи.                В одном месте дорога была прорезана колеёй грузовых машин настолько, что приходилось  вылезать из машины с лопатой и выравнивать дорогу.  Но и этот участок  дороги  преодолели.                В городе Кустанае заехали на базар, купили овощей и фруктов.  Двинулись дальше.   После Кустаная на Кокчетав пошёл асфальт.                Тут надо сделать отступление.  В горном деле, когда под землёй ведут горные выработки из двух разных мест навстречу друг другу, то маркшейдеры задают им направление и выработки встречаются в назначенном месте.             А вот при строительстве асфальтовой дороги в степи маркшейдеров, видимо, не было. Да и зачем они в степи, где на 6-8 км и так всё видно вперёд.  И тут такой фокус.  Наша дорога делает левый поворот на 90*, метров 50 идёт прямо и затем с правым поворотом заходит на дорогу идущую из Кокчетава. Так вот, имея малый опыт вождения, я в левый поворот зашёл на такой скорости, что метров 5-7 прошёл только на двух правых колёсах. Сказать, что я напугался, это не сказать ничего. Я ещё долго не мог прийти в себя. Слава Богу, что так хорошо кончилось.  Лежали бы мы на боку или на крыше рядом с дорогой. В то время машин было мало и поднять нас долго было бы некому. В тех местах есть небольшие берёзовые рощицы. Так вот, на некоторых из них среди лета листья уже жёлтые.  Я думаю, это авиация обрабатывала посевы и пестициды, или что там, попали на берёзы.        За Кокчетавом поехали на Целиноград, он тогда ещё не был столицей Казахстана. Из Целинограда пошли на Караганду.  За Карагандой на Балхаш начались голые степи, посевов нет. Небольшие холмы.  Свернув с дороги и заехав за очередной небольшой холм, мы встали на ночёвку. Вскипятили чай и поужинали. Не знаю почему, но тут я, впервые за дорогу, испытал страх.  Может безлюдность степи так подействовала или что-то другое.  Ночь прошла спокойно. Утром прохладно.  Завтракаем и едем дальше. От Караганды дорога грунтовая. На отдельных участках сланцы рёбрами выходят наверх и дорога получатся как стиральная доска.  Тут не разгонишься.        Дорога шла всё как бы на возвышенности, вверху. Но вот впереди долина шириной км 4. Спускаемся вниз.  Сланцев тут нет.  Но грунт какой-то илистый.  Думаю, что если тут попасть в дождь, то на легковом автомобиле и не выедешь. Хорошо, что тут дожди наверняка редки. По сторонам от дороги много сусликов.  Летают орлы или коршуны.   Кстати, один не рассчитал и попал нам на переднее стекло во время движения.     Вначале он тут хлопал крыльями, а потом потоком воздуха его подняло вверх по стеклу и сбросило с машины.  До сих пор жалею, что не остановился и не посмотрел его вблизи (он лежал на дороге). Можно было хотя бы сфотографировать.                Приехали к озеру Балхаш. По одному оврагу   спустились к самой воде.   Но, был очень сильный прибой. Вода у берега взмучена. Даже купаться не тянуло в такой воде. Поехали дальше. Дорога всё грунтовая. Там она шла рядом с железной дорогой. Шёл товарняк в нашем же направлении.  Машинист из окна тепловоза рукой крутит,  мол давай быстрее.   На этой дороге не разгонишься. После Шиганака  дорога раздваивается.  По одной дороге на Алма-Ату и потом на Фрунзе – асфальт, но тут большой крюк. Решаем ехать прямо через Чу на Фрунзе.    Что-то случилось с фотоаппаратом «Зенит».  Пришлось его сдать в ремонт в городе Фрунзе.  Да, без него у нас ни одного документального кадра с озера Иссык-Куль не будет.                Здесь надо отметить интересный момент. Когда поехали из Фрунзе на озеро Иссык-Куль, всё казалось, что дорога идёт под гору. Но, когда дорога подошла близко к реке, я увидел, вода в речке течёт нам навстречу.  Значит, мы поднимаемся  и дорога идёт в гору. Первый посёлок на  озере Иссык-Куль – Рыбачье. От Фрунзе до Рыбачье 176 км.                Саша предложила ехать по южному берегу.  С обеих сторон озера   мощные горные хребты.    Где-то на половине озера решили остановиться.  Поставили палатку.  Вода в озере очень прозрачная, но холодная. Долго не проплаваешь.  Я с маской проплывал вдоль берега, смотрел, где держится рыба, а потом с удочкой шёл туда.  Ловилось неплохо. Засолили и повесили на шнурке вялить.   Вскоре появился милиционер –киргиз.  Сеткой ловили?  -Нет.  Он подошёл, посмотрел рыбу. Убедился.  Увидел  ружьё для подводной охоты. Говорит, здесь охотиться нельзя. Спрашиваю, почему?  Говорит, столько-то метров от устья речки  в обе стороны нельзя. Нельзя, так нельзя. Ещё  дня два простояли тут и решили ехать дальше на северный берег.  Тут по озеру ходят катера с туристами. Приставали около нашей стоянки, потом поплыли дальше.  В конце озера город Пржевальск. Миновав его, мы выехали на северный берег озера.  Оказалось, все почти туристские  базы находятся на северном берегу.  Мы встали на берегу рядом с автотуристами. На следующий день пошёл дождь.  Спрашиваю соседа по автостоянке, жителя Фрунзе : Надолго дождь? Отвечает, не знаю, может и на неделю.      Делать нечего. Купил бутылку красного вина и занялся делом. Но, к концу дня не выдержал и всех поднял на ноги. Собрались и поехали домой.  Это был единственный раз за всю мою водительскую практику, когда я сидел за рулём под градусом. Это моё заявление действительно. Так как у меня слабое цветоощущение и мне нет никакого резона лезть на рожон, чтобы потерять с таким трудом полученные водительские права.     Спустились с гор спокойно. Перед Фрунзе встали на ночёвку. На следующий день во Фрунзе получил из ремонта фотоаппарат и обратно поехали другой дорогой. Из Фрунзе на Алма-Ату. За городом Талды-Курган дорога подходит к восточному берегу озера Балхаш. Хотелось тут остановиться. Но, берег низкий и весь зарос камышом. Подъездов к озеру нет. Сколько ни ехали, так и не нашли.  Через Аягуз и Георгиевку вышли на Семипалатинск.  От Семипалатинска до Павлодара очень паршивый грейдер.                Тут интересный момент. Будучи в командировке в Москве, я был в кино. Ещё до начала сеанса слышу, два товарища впереди меня разговаривают и упоминают Семипалатинск и Павлодар. Я говорю им:  Когда  заасфальтируете дорогу между вашими городами? Улыбаются.                От Павлодара на Караганду идёт канал «Иртыш - Караганда». Вдоль него проложена асфальтированная дорога. Поехали по ней. Потом пришлось отвернуть на Целиноград. Дальше домой уже ехали по той же дороге, что и ехали вперёд.       В Кокчетавской области заехали на озеро Боровое, оно тоже с прозрачной водой. Проехали посёлок. В кустах на берегу нашли свободное место. Поставили машину, палатку. И тут пришёл милиционер. Говорит, на берегу  нельзя ставить палатку. Вот в посёлке у дома ставьте. Пришлось убираться.  Но, мы выехали из посёлка и в лесу на берегу озера встали.  Но, видимо, тут простояли недолго.  Как то мне эта стоянка не запомнилась. Может вода была холодной или погода плохая. Даже плавание в этом озере не запомнилось. И дальше мы двинулись прямо домой.       На этом я и закончу обзор поездки.


Рецензии