Таманское богатство. продолжение части 2

*  *  *

Миша! Вот моё июньское письмо.
1 июня – день защиты детей. В этом году и к празднику и к детям
мы имеем самое прямое отношение – у нас обязательная пионерская
практика.
Слышно равномерное посапывание. Это спят 32 октябрёнка 19 отряда.
А мы со Светой у них за мам. Ну и хлопотное же дело.
 
Двое ребят разговаривают во сне; один звонко, другой ворчит.
Кто падает с кровати, у кого вечная бессонница: задаёт вопросы
только среди ночи. Каждый норовит посмотреть на бассейн и …
ну почему они все падают туда?
А так ничего, весело.

Ты просил написать обо всех подробнее. Мы приедем в это лето
Почти в том же составе плюс пять первокурсников, и тебе еще надоест
Слушать о каждом из нас.
Света расскажет тебе о строительном деле Гермонассы.
Костюк – теперь о футболе знает всё!
Волоха – наверное, привезёт новые стихи об экспедиции.
Вероника – ох, отзвучали для неё гермонасские песенки. 1 июля
выдаём её замуж.
Нас будет четырнадцать человек. Представляешь, как шумно будет
в раскопе.



;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;



Здравствуй, Володя!

Как видишь, нынешнее лето у меня было непыльным.
Горы отпустили на два дня позже, экспедиция закрылась одной-двумя
неделями раньше …
В горах было мало солнечных дней, и мы не унывали. Весело жили и гермонасцы.
Это я понял по твоему пасмурному лицу.
Неохота было уезжать!

Смешно говорить, но наша группа покидала горы со спокойным
чувством сделанного дела. Нальчик встретил тропическим дождём,
весь город – как одна большая лужа. Мы никуда не бежали – шли
в воде, в своих бутсах, в своей стихии. Наше «до свидания» Кавказу.

Двенадцать дней я не думал о Гермонассе. куда – знал, поеду
непременно. Лишь в тепле и гуде рейсового автобуса, который плыл
по степи, – только там вспомнилось прошлогоднее наше братство.
Рядом с шофёром хрипел на ленте Высоцкий, тоже накручивал ленты
дорог. Громко. Но пассажиры не протестовали. Может быть, как и я,
чувствуя его нежность. Он пел о римских папах и средневековых
рыцарях, разговаривал с матерью и с любимой.
Я ждал Гермонассу вообще. Не волнуясь, чем объяснить свой приезд,
кто и как меня встретит и где я буду спать. Ответы на вопросы
помещались в моём рюкзаке, и я готов был поделиться.

Помнишь, как меня уговорили не ставить палатку на ночь. В лагере
и так хватало пустых. Как мы щёлкали фотоаппаратом и строчили
адреса друг друга. 
А на другой день, после твоего отъезда я уже сидел лицом к морю,
с тетрадкой на коленях, рассказывая ему ту историю, которая
обязательно полюбится ребятам.

Ну, что же, я в Москве, быстро сходит снежный загар, мягчают мышцы
от мучнистой городской пищи. А эта краткая встреча с Гермонассой не
пройдёт без следа.


*  *  *


Лирическая археологическая

                /петь рассказочно/
1.
Вот
Стук
Лопаты, это верно
Находка просится на свет.
Столбик
Таманский или герма, (1)
А Гермонассы слова нет.
Но
Мы
Упрямы от природы,
Нам обещавшей без затей
Три
Дня
Сговорчивой погоды
На день безудержных дождей...

2.
Бог
Мокрый
От вечерней влаги,
Богиня в дымке из «Руна». (2)
Бог
Мог
Творить архипелаги,
Богиня – множить племена.
Здесь,
Пав
Под храмовые своды,
Какой-то вымолил халдей (3)
Три
Дня
Сговорчивой погоды
На день безудержных дождей.
 
3.
То
Не
Пророчество Калхаса, 
Не саврамат в кабак залез. (4)
Каждое
Лето Гермонасса
Как будто падает с небес.
Мы
Ведь
С тобой из той породы,
Что и светлее и дружней
В три
Дня
Сговорчивой погоды
И в день безудержных дождей.



*

                Комментарий   

(1)  Герма – в древности, путевой или межевой столб,
иногда с рельефным изображением и надписью, врытый в землю,
в качестве указателя.
(2)  «Золотое Руно», популярные в СССР ароматизированные сигареты, а у древних греков – легендарное сокровище, сулящее милость богов.
(3)  Халдеи – семитские племена, обитавшие на юге … Позднее к ним причисляли учёных, гадателей и колдунов.
(4)  Калхас или Калхант, легендарный прорицатель будущего, мутил воду в пользу военной партии, при начале Троянской войны.

Савраматы, искажённое название народа; сарматы, тот еще кочевой народ, с 4-го века до н.э. достигали Дуная, падали, как скифы, как снег на голову.
Здесь напоминание о песне археологов:

«За Танаисом – рекой скифы пьют, гуляют.
Потерял грек покой, грек покой,
Скифы пьют, гуляют … »



*  *  *

Привет из Сибири, Михаил!
Я часто вспоминаю экспедицию: это и радость интересных находок,
и весёлые её вечера, и грустные минуты расставания. И твоя песня
еще раз напомнила об этом.
Вот на днях у нас состоялось первое заседание кружка античной
археологии.  Отчёт о полевом сезоне. Вторым был мой доклад:
«Значение фибулы как исторического источника». К сожалению,
в руках не было ни одной фибулы … (*)


 *Фибула – бронзовая заколка на античной одежде. Её устройство
и декорум служат визитной карточкой места и времени.

Посылаю тебе фотографии и песню, которую сочинил на досуге.
Владимир 

«Встаёт рассвет над Гермонассой,
И вновь идём мы на раскоп.
И пусть вот эта песня наша
Будет
продолжением её.
Взлетают песни над водою,
Звучат родные голоса …»



 *  *  *

Здравствуй!
Миш, лето кончилось! Какое оно было разное!
Сначала дети. Было всё: даже слёзы, когда двое сорванцов ушли
кататься на лодке. Но очень приятно было получить открытки к 1-е
сентября, с ошибками, разлинованные карандашом.
Потом экспедиция. Третьего июля мы сели в поезд. Мёрзли в Западной
Сибири, чуть не отстали в Куйбышеве, задыхались от жары в Поволжье,
Обливали всех прохожих в день Ивана-Купала. (*) Наконец, приехали.

* Иванов день, Иван Травник, Купала, отмечается восточными
славянами 24 июня (7 июля по новому стилю). Если вас обольют 24-го  или седьмого, не обижайтесь, не по-людски это.

… В этом году в экспедиции было много ивановцев. Причём, 75% из
них ребята, умницы и неунывайки. Главным образом из-за них
«дней здоровья» не было. Зато на дни рождения давали настоящие
концерты. А как чудесно прошло открытие сезона! Всем группам было
дано задание: представить на общее обозрение встречу гермонасцев
до н.э. и гермонасцев века ХХ.

С берегов Боспора Киммерийского (*) наш путь лежал на Кавказ,
К моей однокурснице из-под Баку. Ели фрукты, удивлялись местному
колориту и танцевали даже на армянской свадьбе! А сейчас мы показываем Валиде быт русской сибирской деревни.
 
* Древнее государство с центром в Пантикапее (ныне Керчь)
Из века в век студенты кочевали.

Жду твоих песен. Валя




*  *  *

ГИМН – МАРШ ГЕРМОНАССЕ   

                (играючи)

Археологов первого класса
Ты побольше стране наготовь,
Гермонасса моя, Гермонасса,
Моя первая в жизни любовь!      
                Готовь-готовь, эх,
                Гермонасса моя, Гермонасса,
                Моя первая в жизни любовь!

По широкой таманской долине,
Да по глубокой азовской воде
Доплыва-добирались как ныне
Мы к тебе, Гермонасса, к тебе.    
                К тебе, к тебе... Эх,
                Доплыва- добирались как ныне
                Мы к тебе, Гермонасса, к тебе.

Ой, ты, берег, веками возвышен,
Ой, ты, трижды взлопаченный холм!
Ты и флейту античную слышал,
И пиратский припев «Йо-хо-хо!»
               
                Так слушай нас,
                Ведь ты и флейту античную слышал
                И пиратский припев «Йо-хо-хо!»

Восстановим кратер для науки
И наполним его до краев. (1)
За твои работящие руки,
За мое боевое кайло!
                Налей-налей! Эх,
                За твои работящие руки,
                За мое боевое кайло.


Кто бы выпил вино без остатка,
Да кто бы поп твердокаменный снес,
Кабы не стояла над нами смуглянка
В диадеме соломенных кос!
                Давай-давай!
                Кабы не стояла над нами смуглянка (2)
                В диадеме соломенных кос.


Это песня несметных сокровищ,
Это песня несчетных племен.
Гермонасса, ты сердце откроешь,
Если хором ее запоем!
                Ну, так открой же,
                Гермонасса, ты сердце откроешь,
                Если хором ее запоем.

Ты, родная, зарей занимайся,
Да не буди в несусветную рань.
Ведь лишь для нас ты и есть Гермонасса,
А для прочих ты – Тьмутаракань!
                Тамань-Тамань,
                Ведь лишь для нас ты и есть Гермонасса,
                А для прочих ты – Тьмутаракань...(3)


              Комментарий
(1) Дикий обычай, известный некогда у части рабочих в экспедициях,
обмывать находку вином.
(2) А это Лена Савостина из пузея Мушкина.
(3) Сохранилась в народе память о Тмутараканском княжестве,
бывшем здесь по воле князя Мстислава (10-11 века).



 *  *  *


Здравствуй, Миша!
Письма – это как бы монолог - разговор: «А что у вас?» - Основная
тема. – Вот что у нас. Помнишь, мы в раскопе рассказывали о нашем
традиционном вечере «Геродот». Это посвящение в историки студентов
1 курса. Нечто вроде театрализованного представления в семи
действиях.

(*) Название студенческого праздника происходит от имени Геродота,
древнегреческого историка V века до н.э., которого впоследствии 
римский оратор Цицерон назвал «отцом истории».

Действие I. Ребята в костюмах пещерных жителей палеолита внезапно
появляются перед студентами - первокурсниками и, не объясняя ничего,
выхватывают из их толпы 2-3 человек. Толпа волнуется, беспокоится,
но те (что делать! Увы, канули в Лету) исчезают в тёмном коридоре.
Что их ждёт? – Ждёт их святая инквизиция. В должной форме они
проходят инструктаж (как себя вести), и им вручается обходной лист.
 
Действие II. В меру напуганные внезапным отторжением от своих,
грозным тоном инквизиции и темнотой вокруг,  первокурсники бегут
к тоненькой полоске света. А этот лучик пробивается из пещеры
материнской родовой общины (матриархат). Вскоре первокурсники
понимают, что зря они так бежали. Вот уже и руки ноют, так как один
безрезультатно стучит камень о камень, добывая огонь, другой
исполняет ритуальный танец перед охотой; третий каменной иглой
шкуры сшивает … Но испытание выдержано. В обходном листе –
отметка главы рода. Путь открыт.
 
Действие III. Машина времени доставила вас в капиталистическое
общество. И здесь вам найдут занятие:
- на бирже труда вас осмотрят и купят ваши рабочие руки. Вы будете
работать на капиталистической фабрике, а за плохую работу вас посадят
в карцер (железный шкаф, по которому стучат болванками)
- вы можете приглянуться предпринимателю, тогда окажетесь
в помещении – нет, в заведении с пальмами и канарейками, но здесь
придется петь и танцевать. 

Действие IV. «Мы у Махно», – понимают ребята. Ну и остановочка!
Опять два пути: кого на конюшню, где одновременно с ударами плети
включают магнитофон, а на плёнке записаны четыре диких голоса.
Боли не чувствуешь, но сжимаешься, кажется, что сам кричишь.
А попутчики думают: «Засекли парня». Другого же, кто более
вразумительно и остроумно отвечал по гражданской войне, посадят
за стол и напоят самогонкой (тёплая и солёная вода).

(*) Батька Махно, герой и антигерой гражданской войны в России
(1918-1921 гг.). А про самогонку всем понятно.

И вот – отметка в обходном листе – вы в будущем. 

Действие V. Будущее – оно свято и прекрасно. В нём тебя встретят
Роботы и заставят увидеть то, о чём трудно и предположить …
Экскурсия окончена и снова назад на много веков. Ведь надо поверить,
что вы в Чистилище.
 
Действие VI. Здесь дознаются, что вы знаете и знаете ли что-нибудь!
Последняя печать – в обходной и в центр лба.

Действие VII. С печатью во лбу первокурсники выстраиваются
на линейку. Сам Геродот вручает им по лавровому листочку
и называет историками.

Вот такой вечер. Целый год мы ждём его. Это и вечер встречи
выпускников. Все приезжают, ведь в школах каникулы.

Миша! Раньше я была в одном из залов и не могла видеть целого.
Но в прошлом году приключился смешной и прискорбный случай.
Я была Нефертити в Египте. Меня проносили у священного огня
(горел сухой спирт) и вспыхнул низ моего платья. Я думала, что сгорю.
Теперь я – зритель. Но нет, хочется быть. Моя мечта – сделать зал
Римской эпохи. И провести заседание сената, где Цицерон выступает
с речью. Цицероном мне не быть, но речь ему я составлю.
Вот такой у нас «Геродот».
Пиши. Валя


  *  *  *
 
Здравствуй, Валя!
Спасибо за письмо – посвящение. Хорошо у вас. А у нас?
На следующий день после того, как посланник египетской царицы,
посадив у стен Белокаменной красный аэроплан, хлопнул меня по носу
твоим письмом и, весело подмигнув, зашагал в Будущее, –
на  следующий день, должен признаться, у нас состоялся концерт –
вечер любителей туризма. В котором и я принял посильное участие.
Вечер готовился давно, не раз откладывался, настроение наше
прыгало, как ртутный шарик, пока мы все, члены клуба самодеятельной
песни, не стали относиться к нему как к чему-то неизбежному.

Три рассказчика представляли три степени помешательства на почве
российских дорог, начиная от цивилизованного туризма и кончая
альпинизмом, с пешим и водным посередине. А между ними,
рассказчиками, во тьме сцены, у мерцающего «костра», среди любимых
рюкзаков и палаток – бродячие души (это мы) пели песни, от которых
на душе должно становиться «грустно и светло».
Надо сказать, пешеходный маршрут пролегал вдоль Енисея, можно
было увидеть в цвете и Красноярск и Столбы. А другой путь вёл
в таёжный заповедник (он же тупик) к семье Лыковых.

(*) Ставшая знаменитой благодаря журналистам семья старообрядцев Лыковых проживала в таёжной глуши, ни с кем не общаясь.

Как водится, конферансье вечера был шибко подкован, присвоил
бедным раскольникам: Луковы, Лукины … И только сам очевидец
на сцене спас положение. Он встречался со старшим Лыковым еще
в 1959 году. Тоже тогда нагнали страху друг на друга.

(*) Да не раскольники они, не раскольники – староверы!

После вечера группу наконец назвали иностранным словом:
«коллектив» и поздравили с первым крещением – а какое еще бывает!
Особенно тех, кто стоял или возлежал на сцене впервые.
Я подсчитал, у меня получилось в пятый. В последний раз изображал
на студенческом представлении музейный экспонат. Спартанский
мальчик, вынимающий занозу. Помнишь, как он долго бежал и только
теперь … Этот образ (статую) я сам тогда и предложил, и с готовностью
перевоплотился. На ногах же у меня была настоящая «платформа».
Экскурсоводу оставалось дать необходимые пояснения. Занавес
поднимается, заноза вынимается … Публика хохотала сразу.
А мне и впрямь было больно. Такое в лице напряжение, того и гляди,
уронишь античное достоинство.
Итак, в будущем году истфак услышит голос Цицерона.
Цицерон (выплёвывая камешки):
«Граждане Рима! Вчера ко мне пришёл человек, не умеющий читать
и писать, и попросил обучить его ораторскому искусству. – О чём же
ты скажешь людям? - спросил я. – О том, о чём ты не успел сказать.
Я побил его палкой и прогнал на кухню.
Сегодня утром ко мне пришёл человек, не знающий латыни, и просил
обучить его тому же. Я побил его палкой и прогнал туда же.
Граждане Рима! Если завтра ко мне придёт немой, я научу его
ругаться по латыни ...» 
                (из неразысканного)

Передаю слово. Пиши. Миша



*  *  *

Миш, здравствуй!
Мы все, вся страна, были 1 мая на Красной площади.
По крайней мере, мы внимательно, поправляя на ходу причёски,
рисуя глазки, сервируя праздничный стол, смотрели информационный
выпуск и узнавали центральные площади столиц, где мы бывали.
Чудесный праздник! Перед тем, как сесть за праздничный стол, мы
прошагали много километров, но усталости не чувствовали.
И я уверена, что самым дружным был ответ на призыв:
«Да здравствует советское студенчество!»

9 мая у нас в городе не бывает Салюта Славы, но это не значит,
что праздник не для нас. В годы войны наш город был тыловым
госпиталем. Солдаты, для которых больничная койка стала смертным
ложем, похоронены на кладбище, где горит огонь боевой славы.
Знаешь, я в этом году разговорилась с ветераном. Он выделялся тем,
что был в своей военной форме – ветхой гимнастёрке и галифе. Он
теребил в руках цветы и был как-то не у дел. При моём оклике сразу
подобрался, как бы ждал. Его рассказ – живая история. Их надо
слушать, ведь их уже так мало.
Май, весна и сессия. Мы, то есть античные археологи, сдаём её
досрочно. Ах, как там наша Гермонасса!
Следующее письмо напишу тебе из пионерского лагеря. Как ты
думаешь, при каких обстоятельствах я за него сяду?

До свидания. Валя


*  *  *


СЛЕДУЕТ ОКОНЧАНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ


Рецензии