Студент о неуслышанных пророчествах
Пророчества, которые не были услышаны, и наказание за безверие.
(Образ побеждённого дьявола
в рассказе А.П.Чехова «Случай из практики»… и не только).
Пророчества, которые не были услышаны, и наказание за безверие.
(Образ побеждённого дьявола
в рассказе А.П.Чехова «Случай из практики»… и не только).
Конец 19-го века - очень непростое в духовном смысле время. Наверное, даже – это преддверие русской трагедии века двадцатого. У большинства русских писателей звучат предсказания о том, что случится с Россией – и прежде всего с душой народа, потому что всё начинается именно с нравственного состояния человека. И главной трагедией, вернее, причиной всех трагедий стало безверие.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит.
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
Так с болью душевной охарактеризовал Ф.И.Тютчев большинство своих современников. Безверие порождает и трагедию созданного Ф.М.Достоевским Раскольникова в романе «Преступление и наказание» – а потом идея сверхчеловека порождает «бесов» в одноименном романе.
Мудрые сердцем, воспитанные в традиционном Православии русские писатели недаром создавали антинигилистические произведения. Это не только «Бесы» Ф.М.Достоевского, но и «На ножах», «Некуда» Н.С.Лескова, где сами названия говорят о сути безбожного пространства. И, конечно, его любимое произведение «Соборяне» - «Чающие движения воды», как изначально назвал сам писатель. В произведении, основанном на Дневнике Праведника - Протопопа Савелия Туберозова, отражено, к каким страшным последствиям приводит формальное отношение к вере. Показаны ненавидящие Россию революционеры. А самая безобразная сцена – разрушение старообрядческой часовни, во время которого происходит наказание за богохульство.
И во всех произведениях революционеры боятся икон и того, что «народ станет святые книги читать». А отрекшиеся от Бога «отдают себя во власть бесам», как сказал покойный профессор М.М.Дунаев. Он сказал это о Раскольникове, однако явление это очень скоро приобрело уже иные размеры.
И вот ад, дьявол предстают перед читателем в образе фабрики конца 19-го века и унылого, безрадостного окружающего её пространство. Предстают у писателя, пережившего рубеж веков - А.П. Чехова в произведении «Случай из практики». Писателя, который для большинства читателей менее всего связан с темой духовности и осмысления сути человеческой жизни. Значит, настало время – и не говорить об этом нельзя. Размышление о дьяволе писатель выражает устами своего героя – доктора Королёва. Доктора – не писателя, не художника, тем более, не богослова. Значит, действительно, дьявол «затронул» всех. Его образ воплощается в той атмосфере и обстановке, в которую погружены жители фабрики. Королева гнетёт то, что от этого зла страдают все: рабочие, хозяйка и хозяйская дочь: «Ему казалось, что этими багровыми глазами смотрел на него сам дьявол, та неведомая сила, которая создала отношения между сильными и слабыми, эту грубую ошибку, которую теперь ничем не исправишь. Нужно, чтобы сильный мешал жить слабому, таков закон природы, но это понятно и легко укладывается в мысль только в газетной статье или в учебнике, в той же каше, какую представляет из себя обыденная жизнь, в путанице всех мелочей, из которых сотканы человеческие отношения, это уже не закон, а логическая несообразность, когда и сильный, и слабый одинаково падают жертвой своих взаимных отношений, невольно покоряясь какой-то направляющей силе, неизвестной, стоящей вне жизни, посторонней человеку. Так думал Королев, сидя на досках, и мало-помалу им овладело настроение, как будто эта неизвестная, таинственная сила в самом деле была близко и смотрела. Между тем восток становился всё бледнее, время шло быстро. Пять корпусов и трубы на сером фоне рассвета, когда кругом не было ни души, точно вымерло всё, имели особенный вид, не такой, как днем; совсем вышло из памяти, что тут внутри паровые двигатели, электричество, телефоны, но как-то всё думалось о свайных постройках, о каменном веке, чувствовалось присутствие грубой, бессознательной силы...»
В этом рассказе персонаж предстает не только врачом телесной оболочки, но и лекарем души. Доктор считает, что люди сами должны побороть собственного дьявола, который поселился в их душах: «И он знал, что сказать ей; для него было ясно, что ей нужно поскорее оставить пять корпусов и миллион, если он у нее есть, оставить этого дьявола, который по ночам смотрит; для него было ясно также, что так думала и она сама и только ждала, чтобы кто-нибудь, кому она верит, подтвердил это».
Их победа добра над злом приходит вместе с молитвой и со звоном утренних колоколов в финале произведения» «Было слышно, как пели жаворонки, как звонили в церкви. Окна в фабричных корпусах весело сияли, и, проезжая через двор и потом по дороге к станции, Королев уже не помнил ни о рабочих, ни о свайных постройках, ни о дьяволе, а думал о том времени, быть может, уже близком, когда жизнь будет такою же светлою и радостной, как это тихое, воскресное утро…» Прекрасно, но дальше как будут жить эти рабочие и их хозяева, изменят ли свою жизнь так, чтобы больше не было этого ада? А в жизни реальной? К сожалению, безверие, порождающее разделение, отчуждённость, враждебность, что отражено и в самом рассказе, становится нормой жизни для очень многих.
А потому и великому М.В.Нестерову с его циклом, посвящённом Преподобному Сергию Радонежскому, не вняли. А художник хотел именно преодолеть «страх ненавистной розни мира сего», как говорил сам Преподобный. А значит, что заслужили, то и получили, - октябрьский переворот и приход к власти «вампиров», как назвал большевиков архидиакон Роман.
Серебряный век русской поэзии, русской литературы и, даже, искусства в целом для многих невольно ассоциируется с русской трагедией, с разрушением Великой России. Русская трагедия 30-х годов - тема, которая отразилась во многих произведениях писателей Серебряного века - ведь те года оставили глубокие шрамы в сердцах многих людей. Одним из таких произведений является «Реквием» Анны Андреевны Ахматовой, которая сама всегда оставалась истинно русским, верующим человеком:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Отреклись от Бога, от Неба – пришёл дьявол – небо покрыли «звёзды смерти» - и человеческая жизнь обесценилась. Власти шариковых и швондеров умные, образованные, а тем более, православные люди не только были не нужны, но и по понятным причинам представляли опасность.
Поэт показывает нам безбожие, царившее во время сталинских репрессий. А.А.Ахматова старается передать боль от потери близких людей - но передать всю боль, даже в таком великом произведении, невозможно. Безусловно, мысли поэта, отражённые в произведении, это – мысли всего христианского народа. Потому ближе к финалу произведения есть глава «Распятье»:
1 Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил?"
А Матери: "О, не рыдай Мене..."
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
В эпилоге А.А.Ахматова напоминает нам о том, что имена погибших людей ни за что и ни при каких обстоятельствах не должны быть забыты. Даже, если все воспоминания о них постараются уничтожить.
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же оне поминают меня
В канун моего погребального дня.
Помнить, чтобы никогда такое не повторилось. Помнить, чтобы навсегда избавиться от безверия, от ненависти. Иначе, дьявола, несущего смерть всему живому – и прежде всего душе человека, не преодолеть.
Литература.
1. Ахматова А.А. стихи. Москва 1993.
2. Рапацкая Л.А. «Искусство Серебряного века» изд. «Владос» Москва 1996
3. Интернет – ресурс www.100pudov.com.ua
4. Сборник «поэзия Серебряного века» Москва 1995
5. Чехов А.П. рассказы Москва 1995
6. И.С.Шмелёв. Статьи о творчестве А.П.Чехова. Журнал «Русская речь» 1995 № 3
7. Кошемчук Т.А. «Наука» 2009.
8. Гайкова Н.Н. Статья «Россия, «чающая движения воды» Педагогический Портал «Методкабинет Р.Ф» 2013г.
9. Гайкова Н.Н. Теоретическая часть методической разработки творческого занятия «Русский путь», посвящённой Серебряному веку русской поэзии Педагогический Портал «Методкабинет Р.Ф» 2014г.
10. Лекции по литературе в М.П.Т. за 2013-2014 учебный год.
Свидетельство о публикации №222070801765