Студент исцеляющее слово

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»  Михайлов Валерий Сергеевич
                «Исцеляющее Слово»
                (На примере рассказа А.П. Чехова «Случай из практики»)
       Антон Павлович Чехов.   Сложилось как-то так, что имя его для многих неразрывно связано с высмеиванием людских пороков, несовершенства человека, в котором, по мнению писателя,«должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А если человек не стремится к этому, то достоин лишь быть осмеянным.
      Однако в 90х годов 19 века появляется  совсем иное  - обращение писателя вроде бы к социальным проблемам. Почему «вроде бы?!»  Потому что  часто люди видят лишь «верхушку айсберга» -  ведь за проблемами социальными всегда стоят проблемы нравственные – вернее, духовно-нравственные.  Все великие произведения мировой, а  особенно русской литературы, всегда есть более ясный или более завуалированный библейский подтекст. Конечно, в сознании многих творчество А.П. Чехова гораздо меньше связано с религиозным началом, чем, например,                творчество А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, И.С.Шмелёва и др.
      Только именно И.С.Шмелёв - «замоскворецкий Златоуст»  открыл  читателю духовное начало чеховских произведений, тогда, когда самого А.П.Чехова не было на этой земле уже более сорока лет. Конечно, речь шла не о ранних юмористических и сатирических «сценках» и героях со слишком говорящими фамилиями, а о произведениях 90-х годов, о чём и пойдёт речь.
        Речь идёт о таких произведениях, как: «Мужики», и «В овраге»,  «Дом с мезонином» и «Палата № 6»,  «Святой ночью», и «Студент».   В рассказах: «Мужики», и «В овраге» -   А.П.Чехов описывает нищету сельского населения после сорока лет капитализма. Но что стоит за нищетой материальной?! И могут ли быть нравственными, справедливыми отношения, при которых  прибыль становится «верховным божеством», а человеческая душа, человеческая жизнь обесценивается?!  Наверное, нет более глубокого, более ясного объяснения всему этому, чем рассказ, название которого никак не претендует на углублённое философское осмысление - «Случай из практики».
    Наверное, только истинно русский писатель мог начать с описания рабочих бараков, а завершить философско-религиозным размышлением о главной причине зла в мире людей.
     А.П.Чехов создаёт образ  положительного героя -  доктора Королева. И создаёт его, скорее всего, по образу святых, имеющих власть исцелять. Очевидно, что Христианство осмысливается писателем как призыв  к помощи страждущим, к милосердию, добрым делам. (Достаточно вспомнить, как Королёв, остаётся ночевать в чужом, неприятном ему доме, как он считает, безо всякой необходимости, видя заплаканное лицо госпожи Ляликовой и проникаясь её страданием).
       А.П.Чехов показывает завод, как «кашу» и «недоразумение»  Однако, Творец устроил мир разумно и справедливо –  а неразбериху, «недоразумение»  могут устроить только сами люди, забывшие о Творце и вольно или невольно отдающие себя во власть дьявола. Именно поэтому главный герой приходит к мысли о дьяволе как начале всего зла и, в частности, порочных отношений между людьми. И очень важно, что размышляет о нём не богослов, не философ, не писатель, а именно призванный исцелять врач! Причём, как говорит писатель, Королёв изначально в дьявола не верит – и к мысли о дьяволе именно приходит, задумываясь о сути, вернее, абсурде бытия.
        А теперь обратимся к очень любопытным, но, на первый взгляд, незаметным событиям, даже эпизодам рассказа. Итак, поздним вечером, когда Королев собирается переночевать в доме Ляликовых,  в «зале и гостиной для него зажгли все лампы и свечи». Это не логично, ведь в доме хозяев завода должно быть электричество; не нужно и даже опасно зажигать все свечи в гостиной и зале, в которых находится только один человек, тем более, что он может лечь спать. Именно это поведение указывает на символический смысл данного поступка. Ведь все свечи зажигают в храме пред образом Христа, Богородицы и Святых.
И действительно, личности Королева придается глубоко христианский смысл. Это показывает и его фамилия, сближающая его с королем или царем (народ же считал Христа царем) и то, что Королев - ординатор, посланный профессором, как Бог-Сын, посланный Богом-Отцом. Королев покидает пределы Москвы  - а смерть и воскресение Иисуса происходят за Иерусалимом. Благодаря  присутствию и прикосновению Королёва, давно болевшая девушка – дочь хозяйки фабрики  нравственно оживает, как благодаря присутствию и прикосновению Иисуса оживали люди, в том числе девушки и женщины.  А далее, общаясь с богатой молодой девушкой, доктор чувствует, что не сможет объяснить ей вред богатства, как Иисус не смог убедить богатого юношу отказаться от своего богатства; поют петухи, как поет петух в ночь перед смертью Иисуса; пять раз упоминается, что у фабрики пять корпусов, как пять ран у Иисуса; завод производит ситец, напоминающий ткань - Плащаницу Распятого Христа
В описании Королева как будто присутствует параллель с разными этапами жизненного пути Иисуса: происхождение «свыше», борьба с сатаной, прикосновение к больным и их исцеление; страдания, смерть и Воскресение. Вполне вероятно, что А.П.Чехов характеризует главного героя по образу Христа, так как сам он, несмотря на свои сложные отношения с Церковью, Христа очень уважал.
     А  образ Лизы в данном контексте можно понять как подобие тех девушек и женщин, которых Христос исцеляет. Она «единственная дочь» хозяйки фабрики «давно уже болела и лечилась у разных докторов». Это напоминает рассказ о том, как Иисус исцеляет женщину, у которой было непрерывное кровотечение, а также, как Он воскресил дочь Иаира.
     И ещё очень важно и не сразу, как обычно, бросается в глаза, то, что безнадежность ситуации Лизы, напоминает  безнадежность страдающих женщин из Евангелие и  при этом подчеркивается ритмом текста, некоторыми триадами: Лиза «произвела на Королева впечатление существа  несчастного,  убогого,  которое из жалости пригрели здесь и укрыли». И врач пожимает Лизе «большую, холодную, некрасивую руку».  О матери же говорится: «Она, мать, вскормила, вырастила дочь, не жалела ничего, всю жизнь отдала на то, чтоб обучить ее французскому языку, танцам, музыке, приглашала для нее десяток учителей, самых лучших докторов, держала гувернантку, и теперь не понимала, откуда эти слезы , и у нее было виноватое, тревожное, отчаянное выражение, точно она упустила что-то очень важное, чего-то еще не сделала, кого-то еще не пригласила, а кого - неизвестно». Троичность, по понятным причинам, лежит в основе мироздания – и, конечно, отражается в одухотворённой русской литературе.
        А теперь снова обратимся к образу Лизы – какой видит её читатель при первом знакомстве.
 Она  «села и, очевидно, давно уже привыкшая к докторам, равнодушная к тому, что у нее были открыты плечи и грудь, дала себя выслушать». Она себя мало уважает, болезнь для нее стала привычным состоянием. Но после того, как Королев выслушал Лизу, она начинает плакать. В этот момент говорится о Королеве, что «он видел мягкое, страдальческое выражение, которое было так разумно и трогательно, и вся она казалась ему стройной, женственной, простой» (еще раз триады, на этот раз положительные), «и хотелось уже успокоить ее не лекарствами, не советом, а простым ласковым словом». Эта линия сочувствия к девушке и ее матери продолжается. Врач начинает утешать девушку добрыми словами. В определенный момент Королев думает о Лизе: «Замуж бы ее пора...». Данная мысль - свидетельство того, что он уже не считает Лизу «объектом медицины», но человеком, женщиной, и в этом заключается прогресс его мышления и его способа относиться к Лизе. Однако, он еще подходит к ней с определенным мнением: она женщина, ей нужен муж. То, что она в его глазах еще не до конца перестала быть объектом обсуждений, показывает грамматическая структура предложения. Используя винительный падеж, Королев думает о том, что Лизиным родным пора выдать ее замуж. Так Христос не относился к человеку. Наоборот, во многих евангельских текстах говорится о том, что Иисус уважает личность страдающего человека, например, не заранее определяя, в чем человек нуждается, а спрашивая, чего он желает. Еще раз оказывается, что между Христом и Королевым не может быть знака равенства. Но уже здесь Королев отходит от исключительно медицинского взгляда на Лизу.
   Затем почти случайно Христина Дмитриевна, гувернантка, описанная как человек, чья жизнь заключается в наслаждении дорогой едой и дорогими напитками, произносит важное слово. Говоря о будущем лечении Лизы, она высказывается так: «По-моему, уж если давать от сердца, то капли... забыла, как они называются...». «Уж если давать от сердца» - именно в этом вопрос, однако не в смысле «давать средство от болезни сердца», но «давать человеку от своего сердца» - любви, внимания, уважения. И, как показывает дальнейший рассказ, даже «капли» этого помогают Лизе.
    И никакого лекарства Королев Лизе не дает. Он дает добрые слова и утешение.
    А теперь следует вспомнить, что вечером доктор собирается уехать, но по просьбе матери «ради бога» и «бога ради» он еще остается и ночует в доме Ляликовых. 
     И вот, очевидно, кульминация всего произведения - здесь доктор встречает зло, «дьявола».  Размышляя о беспросветной жизни рабочих  фабрики и глядя на два горящих окна,  Королёв понимает, ощущает, что окна эти как глаза «дьявола». А ещё, наверное, можно говорить об «адовом пламени». Не потому, что все работающие здесь настолько грешны, порочны, а потому, что в их сознании не осталось ничего светлого – ведь они могут только «отрезвляться в кабаке от этого кошмара».   
     Это  сближает его с Лизой -  ведь оба думают о «дьяволе», т.е. о силе, которая мешает людям жить. Королев видит «дьявола» -  вернее, то, что он видит и ощущает, заставляет доктора думать                о нем – о той силе, что создала порочные, несправедливые отношения между людьми. Лиза же, разговаривая с Королевым, намекает на то, что «Тамара у Лермонтова была одинока и видела дьявола».
    После ужасной ночи Королев способен помочь Лизе. Это показывает встреча с ней ранним утром: Королев проверяет ее пульс, исполняя обязанность врача. Затем он «поправил ей волосы, упавшие на лоб», что является уже просто проявлением нежности к страдающему.
                А ещё, конечно, стоит обратить внимание на Лизину «болезнь». У нее «сердцебиение». Оно может быть признаком страха или гнева, но  всегда - признаком жизни. Так сам  А.П.Чехов пишет о себе: «Чем старше я становлюсь, тем чаще и полнее бьется во мне пульс жизни». Королев помогает Лизе в том, чтобы ее переживания не стали признаком будущей гибели. Он говорит о том, что будущие поколения покинут прошлую жизнь, «побросают всё и уйдут». Таким образом, «не прямо, а окольным путем» говорит о том, что будущее не в богатстве материальном.
    В эту ночь происходит символическое воскресение. Лиза начинает видеть, что ее «болезнь» является началом надежды. И в воскресенье утром, когда доктор уезжает, она стоит «в белом платье» (как ангел у гроба воскресшего Христа) и «с цветком в волосах», символизирующим жизнь. Можно праздновать её оживление. Но можно также праздновать  и оживление Королева после ужаса ночи, обусловленное хорошим опытом, что он помог человеку.
Мы не знаем, потеряются ли новая жизнь и надежда, которые Лиза приобрела в эту ночь – ведь Королева, наверное, больше не будет в ее жизни. Мы также, возможно, не до конца можем понять значения слов: «Королев уже не помнил ни о рабочих, ни о свайных постройках, ни о дьяволе, а думал о том времени, быть может, уже близком, когда жизнь будет такою же светлою и радостной, как это тихое, воскресное утро». Значит ли это, что он ничего не добился, что новая надежда в нем -  лишь настроение, или он на самом деле научился по-новому надеяться на будущее? На эти вопросы рассказ окончательного ответа не дает. Тем не менее можно сказать, что в это воскресное утро сближение Королева и Лизы и преодоление одиночества Лизы являются залогом надежды на новую жизнь, как для верующего человека таким залогом является сближение между Христом Воскресшим и Марией Магдалиной, которую он зовет по имени.
      А потому, глубоко осмыслив всё происходящее, можно сказать, что  рассказ «Случай из практики»  - глубоко христианское произведение, несмотря на то, что это, казалось несвойственным для А.П.Чехова, о чём уже говорилось в самом начале. Образ доктора Королева, остающегося, конечно же, смертным человеком всё больше сближается с образом Святого, посланного Спасителем, чтобы противостоять злу и исцелять страдающих.
Удивительный этот рассказ показывает, чем А.П. Чехов близок к христианству Для него главное - человек. Поэтому важен для А.П.Чехова Христос -  ведь он любит  человека, жалеет страдающего и видит в каждом Творение Божие. Там, где люди идут по стопам Христа -  помогают друг другу, преодолевают разобщенность, там осуществляется для А.П.Чехова суть Христианства.
                Литература
1. А. П. Чехов  «Случай из практики »
2. М.М. Дунаев «Вера в горниле сомнений»
3. Журнал Русская речь 1995год №1
4. Программа из цикла «Православная энциклопедия», посвящённая творчеству А.П.Чехова.
5.


Рецензии