Студент об исцеляющем милосердии

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Бабков Денис Сергеевич
«Исцеляющее милосердие и воскресающая душа»
      «Исцеляющее милосердие и воскресающая душа»
 (Победа Света над тьмой, отражённая  в произведениях А.П. Чехова).
    Наверное, Антона  Павловича Чехова нельзя назвать глубоко религиозным писателем, как, например, Н.В.Гоголя,
 Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова, И.С.Шмелёва.
Однако,  и в  его произведениях, особенно поздних,  можно увидеть библейский подтекст. И  рассказ  «Случай из практики", судя по всему,- самый  яркий пример духовных исканий  писателя.
     Произведение это во многом уникально, удивительно именно потому, что к рассуждениям  о духовном начале материального мира приходит врач – такой же врач, каким был сам А.П.Чехов. И оба они  изначально далеки от религиозного восприятия окружающей их жизни.
 Итак, обратимся к сюжету. Главный герой  врач ординатор Королев, которого отправили на одну очень крупную фабрику. На фабрике сильно заболела наследница предприятия. Дорога была трудная. Наконец он приехал. Королева пригласили в дом. Ему рассказали "симптомы" больной, которую звали Лиза: «...С утра у нее было такое сердцебиение, что все в доме не спали; боялись, как бы не умерла». «Она у нас, можно сказать, с малолетства была хворенькая», — рассказывала гувернантка  певучим голосом, то и дело вытирая губы рукой. — Доктора  говорят — нервы, но, когда она была маленькой, доктора ей золотуху внутрь вогнали, так вот, думаю, может, от этого».
Лиза оказалась взрослой и совсем не симпатичной девушкой. В первую минуту она показалась Королеву  несчастной и убогой. Доктор осмотрел больную. Она пожаловалась на сердцебиение, попросила лекарства. После осмотра доктор сказал, что сердце в порядке; вероятно, причина — в расстроенных нервах. Он посоветовал Лизе ложиться спать. Вдруг девушка зарыдала. «И впечатление существа убогого и некрасивого вдруг исчезло, и Королев уже не замечал ни маленьких глаз, ни грубо развитой нижней части лица; он видел мягкое страдальческое выражение, которое было так разумно и трогательно, и вся она казалась ему стройной, женственной, простой, и хотелось уже успокоить ее не лекарствами, не советом, а простым ласковым словом». Мать пыталась утешить дочь. Она не понимала, почему её дочь так страдает. 
     Но с духовной точки зрения, страдание - это одна из возможностей для человека, осознать  греховность своей натуры.  Никто не знал причину болезни Лизы, и девушка мучилась, врачи на протяжении многих лет были бессильны.  Её душа нуждалась в исцелении. В Евангелие от Матфея 9:12 написано: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные», Лизе нужно было просто слово….Также и нам, бывает необходимо ободрение и поддержка, а не капли от сердечной боли. И, если обратиться к Евангелию  от Иоанна 1:1 «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Тогда становится понятно, что лечить надо не тело, а душу, и тут нужна не медицина, а Бог. Именно тогда, Королёв понял, что его слово может стать  утешением для души больной девушки. 
Королев стал утешать Лизу. Гувернантка же что-то объясняла и пыталась даже давать доктору. Было видно, что она считает себя умной и образованной. Королева это стало раздражать. Он сказал матери Лизы, что у девушки нет ничего серьезного и  можно продолжать лечение, назначенное фабричным врачом.  Ординатор Королёв появляется в жизни Лизы, словно Иисус, Бог -  исцеляющий.
  Доктор стал собираться на поезд, но мать Лизы попросила его остаться на ночь. Королев согласился. Несмотря на то, что дома его ждёт семья, доктор остаётся, ему не хочется быть в этом месте, но он решает задержаться – этим писатель показывает жертвенность. Иисус учит оставить свои заботы и делиться тем, что ты имеешь, с ближним.
       Для доктора в зале и гостиной зажгли лампы и свечи. Так люди впускают в свою жизнь свет. Чтобы избавиться от болезни, человек должен впустить в себя свет. Бог – есть свет, и нет в нём ни капли тьмы.  И тогда, наверное, это место можно рассматривать как некое подобие храма, где тоже зажигают свечи. Огонь  – это вообще символ очищения. А врач предстаёт в роли Целителя. Его фамилия – Королёв, Иисус  - Царь Небесный. Это ещё одно сходство. Ещё, их сходство  в том, что они оба в послушании.  Иисус пришёл в этот мир, от Бога Отца, ради спасения человечества  - Королёва же отправили лечить наследницу ситцевой фабрики. Значит, выполняется изначально данное предназначение. 
    Королёву не спалось - он вышел на улицу и невольно стал  рассматривать  все пять корпусов   фабрики, бараки, склады. Он думал о том, что жизнь рабочих наверняка такая же тяжелая и беспросветная, как и на других фабриках. Королев думал о том, что «тысячи полторы-две фабричных работают без отдыха, в нездоровой обстановке, делая плохой ситец, живут впроголодь и только изредка в кабаке отрезвляются от этого кошмара; сотня людей надзирает за работой, и вся жизнь этой сотни уходит на записывание штрафов, на брань, несправедливости, и только двое-трое, так называемые хозяева, пользуются выгодами, хотя совсем не работают и презирают плохой ситец». Королев думал, что владелица фабрики и ее дочь несчастны. Доктор пошел в поле. Он присел на доски и продолжал думать... И приходит к выводу, что за всем творящимся на земле  злом  стоит … дьявол – «та неведомая сила, которая создала отношения между сильными и слабыми, эту грубую ошибку, которую теперь ничем не исправишь».
   Королёв наблюдает на фабрике бедность и одиночество человека. Это  можно сравнить с тем, как Иисус придя в этот мир,  увидел людей, которых поработил грех.
А в  беседе  доктора  с Лизой можно увидеть отражение библейской истории о том, как  Иисус   учил одного очень богатого  юношу,  как войти в Царствие Божие. (Евангелие от Марка гл. 10) Тогда становится понятно, людям, обременённым,  особенно трудно  прийти к Богу. Им Бог не нужен -  они ни в чём не нуждаются.  Лиза, олицетворяет душу, которая пресытилась комфортом, у неё всё есть….               Но сердце – болит. Писатель  этим показывает, что человек должен в первую очередь думать о душе. Тот богатый юноша не пошёл за Христом. Потому, что тяжело оставить свои материальные ценности, и развиваться духовно.  Это ещё более актуально и для нашего времени. А.П. Чехов будто бы о нас пишет.
 В рассказе «Случай из практики» Лиза, через слёзы  боль, и общение в простоте  получает исцеление. Ранним утром, в воскресенье, Лиза оживает духовно.  Каждый человек, который искренне раскаивается в своих грехах, очищается, и получает прощение у Бога.    
 
На следующий день девушка была празднично одета. Уезжая, доктор уже не помнил о своих тягостных мыслях относительно фабричной жизни, «а думал о том времени, быть может, уже близком, когда жизнь будет такою же светлою и радостной, как это тихое, воскресное утро; и думал о том, как это приятно в такое утро, весной, ехать на тройке, в хорошей коляске и греться на солнышке».
Доктор Королев, посетивший больную девушку Лизу, много размышляет о судьбах рабочих на фабрике, которую унаследует Лиза, о самой девушке. Он вдруг понимает, что и Лиза и ее мать, такие богатые и благополучные, очень несчастны. Богатая наследница  страдает, как и рабочие на ее фабрике. Душевные страдания преобразили некрасивую Лизу -  и Королев увидел в ней умную и незаурядную личность с красивой душой.
 Лиза духовно оживает – она начинает  понимать, что ее «болезнь» является началом нового. И в воскресенье утром, когда доктор уезжает, она стоит «в белом платье» (как ангел у Гроба Воскресшего Христа) и «с цветком в волосах», символизирующим жизнь.
Ночь поменяла и Лизу, и Королёва. Эта ситуация помогла ему понять, что он нужен людям, что он способен помогать. 
   Однако, к образу обновлённой и воскресшей души А.П.Чехов  обращается не только  замечательном «Случае из практики». Может быть, не все знают, что сам А.П.Чехов называл своим любимым произведением рассказ, тоже поздний и тоже напрямую связанным с Библейскими событиями, - «Студент».  На первый взгляд, в нём всё «происходит» как будто бы наоборот. В «Случае из практики» врачу накануне Светлого Праздника, может быть, и неосознанно, «хотелось молиться» «вместе с природой» -  со всем Мирозданием Божьим; а будущий семинарист, страшно сказать, в  Страстную Пятницу, забыв обо всём, идёт на охоту.  Оттого-то и  пейзаж такой грустный, мрачный – ведь «настроение» природы  перекликается с состоянием души главного героя - Ивана.  Он видит только, как сказано в Писании, «дурную бесконечность времени» в образе «лютой бедности, невежества и дырявых крыш». 
       Однако, всё меняется, правда, не вдруг, а когда студент встречается, не случайно, судя по авторскому замыслу, с простыми крестьянскими женщинами – вдовами не с самой лёгкой судьбой. Вдовьи огороды выделялись на фоне тоскливого пейзажа. Вдовьими эти огороды называют потому, что содержали их две вдовы -  мать Василиса и дочь Лукерья. Они только что отужинали, сидят у костра. К ним подходит Иван и начинает разговор. Студент говорит, что точно также когда-то у костра сидел апостол Петр. Почему же такое сравнение, разве это - только внешнее сходство? Нет, очевидно- потому  что семинарист, возвращающийся с тяги, тоже «отрекается», как Пётр в ту страшную ночь. И вообще нельзя не увидеть, что почти половина рассказа - это пересказ библейских событий. И события эти как будто кровеносными сосудами связаны с самим рассказом, события которого происходят девятнадцать веков спустя.
  Итак, семинарист Иван рассказывает историю из евангелие. Последняя неделя  служения Иисуса Христа,  предательства Иуды отречение Петра. Мф 26:31-33-34. «Тогда,-  говорит им Иисус, - все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада»;  33 Пётр сказал Ему в ответ: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь»  34 Иисус сказал ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня».  Предсказание сбывается в эту же ночь, когда  Иисуса предали и избили.
     Почти также, как  Иван сидел у костра, Пётр, после ареста своего учителя, грелся у костра с простыми обывателями. Его узнали, и начали допрашивать, а  Петр, всякий раз когда к нему обращались, откровенно лгал…  Спасая себя, он предал Бога. Пётр первый отступник в христианстве. Когда прокричали петухи, он  осознал своё падение в полной мере, и раскаялся в содеянном.
     Почему же Иван начал рассказывать именно этот библейский сюжет? Возможно, это была его первая попытка проповедовать Слово Божие. Может быть, сама картина того, как две женщины грелись у костра, напомнила ему эту историю. Но вполне возможно, именно для того, чтобы осознать свою собственную греховность  и принести покаяние.
И помогают в этом те самые простые крестьянские женщины, менее образованные, но всем сердцем принявшие Христа.
    И потому, когда Иван закончил свой рассказ, он увидел, что Василиса, с той же улыбкой на лице,  плачет, а Лукерья покраснела. Значит, эта история тронула сердца женщин. Иван, сам того не зная, проповедовал….и нашёл свою паству, пусть ненадолго, и совсем небольшую, но тем не менее. Его рассказ произвёл никем незримую работу в душах крестьянок. Василиса плакала, а слёзы – значат очищение.                Но прежде всего, как уже было сказано, очищение происходит в душе самого Ивана.
    Глубоко религиозный писатель-эмигрант И.С.Шмелёв неслучайно в конце жизни написал две статьи о религиозном начале творчества А.П.Чехова – и одним из приведённых  примеров был именно рассказ «Студент». Ведь в нём простые русские женщины, как и герои самой известной  повести  И.С.Шмелёва «Лето Господне», сердцем, душою «переживают» библейские события как происходящие сейчас снами – с каждым из нас. А ведь это – самое главное.
       И вот только теперь, после «прикосновения» к Евангелию и беседы с истинно православными крестьянками, у  нашего Ивана  внезапно поднимается настроение, хотя и погода не изменилась, и вечерняя мгла не рассеялась. Хотя, наверное, не внезапно – «рассеялась мгла» его души, «сгустившаяся» после отступничества!
 А теперь Иван понял, ощутил, что «прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий» - и прежде всего, событий библейских, а не «дырявыми крышами». 
   Итак, Пётр, после той страшной ночи покаялся, и получил прощение, потому, что Иисус – Бог милосердный. А Иван, после своей ночи с костром тоже, очевидно, осознал свои заблуждения и, кроме того, чем-то помог двум женщинам. Он осознал, что может как-то освещать этот мир, служить людям, обращаясь к Слову Божьему – и, как ученик Христа, дальше идти по этой жизни, вооружённый Словом Божиим. 
    Внешние обстоятельства не всегда способны нам рассказать о том, что на самом деле происходит в душе  человека.  Это  и отразил великий русский писатель в обоих приведённых в работе произведениях.  И показал также, что  Бог, посылая каждому  жизненные  трудности. В душе человека происходит борьба добра и зла, света и тьмы. И,  если человек выбирает правильный путь,  то свет всегда будет побеждать тьму.  «Человек должен быть или верующим, или ищущим веры – иначе, он пустой человек» - написал в конце жизни Антон Павлович Чехов. Иначе, никогда не исцелиться от греха и не воспринять душою


Рецензии