Студент о любви как о тайне
Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире"
(На основе повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет")
Молчать и гибнуть... Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
( Николай Ленау)
«У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» - писал К.Д. Паустовский. Среди произведений Александра Ивановича Куприна особое место занимает «Гранатовый браслет». Паустовский называл его одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви.
Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим читателям такие повести, как: "Гранатовый браслет", "Олеся" и "Суламифь".
Да, связь между повестями "Гранатовый браслет", "Олеся", "Суламифь" очевидна. Все они - гимн любви, духовно чистой и мудрой. Все эти произведения поднимают проблемы, которые будут вечно волновать каждого человека. Однако, «Гранатовый браслет» в чём-то уникален.
Читая повесть "Гранатовый браслет", я не раз задавался вопросом: могла ли быть такая любовь в действительности? "Гранатовый браслет" - чистый вымысел или писатель сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее? Потому что любой сюжет, даже взятый из реальной жизни. Подчинён именно авторской идее, ради которой создаётся произведение. А по сути идее вечной, выходящей и за рамки увиденного в жизни, да и вообще за рамки временные.
Как хочется, чтобы такая любовь была, даже, несмотря на ее трагический конец.
Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство.
По словам самого А.И.Куприна, он создаёт свои лучшие произведения – в частности, «Гранатовый браслет», протестуя против пошлости и цинизма, продажных чувств, "зоологических проявлений" инстинктов, которыми тогда наводнилась литература. (Неудивительно, во времена революционных потрясений). Писатель, несмотря на то, что отдал дань таким «падшим» образам, например, в рассказе «Ученик», где главного героя можно назвать «воплотителем» цинизма; создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков ("Суламифь"), забираясь в лесную глушь Волынской губернии ("Олеся"), заглядывая в каморку отшельника, последнего романтика в жестком и расчетливом мире ("Гранатовый браслет").
Повесть "Гранатовый браслет"-- это подтверждение того, что А.И.Куприн ищет в реальной жизни людей, "одержимых" высоким чувством любви, способных подняться над окружающими, над пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен.
Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.
В повести есть замечательный образ генерала Аносова. Именно его устами – храброго генерала, героя, человека много повидавшего, выстрадавшего, говорит сам писатель. Его герой испытал в жизни разочарование в любви, остался без семьи – и в тоже время сохранил чистое сердце, непоколебимое понятие о чести. Неслучайно в повести звучат два рассказа генерала о том, что можно было бы назвать «суррогатом» любви, истории, вызывающие и у героев повести, и у читателя чувство досады и омерзения. И вот именно этот герой говорит, что чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого высшего сословия. Много лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства его возлюбленной – княгини Веры Николаевны Шеиной. Не воспринимает их всерьез и сама Вера Николаевна А присланный неизвестным влюбленным подарок -- гранатовый браслет -- вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только все тот же генерал Аносов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: "А - почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины".
А наш герой только и живет этими напоминаниями о себе: письмами от Г. С. Ж., гранатовым браслетом. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви бескорыстной, благоговейной, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную: "Да святится имя Твое".
"Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которую Богу было угодно что-то меня вознаградить.
Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: " Да святится имя Твое".
----
«Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки» Г. С. Ж.
"Да святится имя Твое" - рефреном звучит в последней части "Гранатового браслета". Однако, это – слова главной православной молитвы «Отче Наш» - а значит, любовь - святыня! Потому она благоговейна, как уже было сказано ранее. Конечно, не рассуждает здесь писатель в контексте высшей духовности, но совершенно очевидно, что «подняться» до благоговения способны те, кто не погряз в пошлости, не отдал себя во власть низменным инстинктам.
И вот ушел из жизни человек, но не ушла любовь. И образ Желткова, как и главная мысль всей повести, перекликается с этими строками австрийского поэта Николая Ленау, что подчёркивает, что мысли о любви и «сверхнациональны», и «сверхвременны», как говорит русская философская мысль.
Молчать и гибнуть... но милей,
Чем жить, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова! -
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд ее бездонный!..
"Молчать и гибнуть" - вот духовный обет влюбленного телеграфиста.
Чувство любви воспето А.И.Куприным и в другой прекрасной повести, "Суламифь", созданной по мотивам библейской книги "Песнь Песней. А.И. Куприн создаёт эту повесть, протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости В ней рассказывается о взаимной любви Суламифи и царя Соломона. Первая часть обрисовывает перед читателем Персию во времена правления Соломона, рассказывает о Соломоне и его деяниях. Он полюбил бедную девушку-крестьянку, но горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным, из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: "Благодарю тебя, мой царь,
за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику. Никогда не было и не будет женщины счастливее меня". Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество. В повести "Суламифь" писатель показал чистое и нежное чувство: "Любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна! "
Но смерть не побеждает любовь. Значит, и в этой повести звучит мысль, выраженная генералом Аносовым и ставшая названием работы. А генерал, говоря с Верой, цитирует «Песнь Песней», на основе которой создана «Суламифь». Повесть «Суламифь» один из издателей назвал «божественной», это произведение – «гимн любви»; а «Гранатовый браслет», по словам упоминаемого уже К.Д.Паустовского, - ещё и самое «осиянное» произведение.
Итак, все великие произведения говорят нам о том, что любовь – высокое чувство, ради которого можно, не раздумывая, идти на жертву, что любовь не может быть, говоря словами того же генерала Аносова сведена до «пошлых форм». И лучшие герои А.И.Куприна не дают читателю об этом забывать.
Литература
1.А.И.Куприн «Гранатовый браслет» Сборник произведений А.А. Куприна Москва 1974
2.А.И.Куприн «Суламифь» Сборник произведений А.А. Куприна Москва 1974
3.А.И.Куприн «Олеся» Сборник произведений А.А. Куприна Москва 1974
4.Предисловие к сборнику произведений А.И.Куприна Москва 1974
5.Фильм по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» режиссёра Абрама Роома 1964г
Паустовский К.Г. «Поток жизни». Заметки о прозе Куприна 1957
И.А.Ильин «Основы христианской культуры»
«Православие и современность». Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви
6.Лекции по дисциплине «Литература» за 1-ый курс МПТ РГТЭУ
Свидетельство о публикации №222070801784