Студент трагедия и высота любви
«Трагедия и высота любви»
"Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире"
А.И. Куприна: "Гранатовый браслет".
Александр Иванович Куприн (1870-1938) - замечательный писатель России переломного периода – и творчество его отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.
«Среди выдающихся русских писателей начала ХХ века, одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну», - пишет Афанасьев В. Н.
Несмотря на все тяготы жизни, А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. По крайней мере, мы видим его таким в одном из его лучших произведений, которое известно далеко за пределами России – повести «Гранатовый браслет»
Писатель нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и идеальной любви.
В своем же окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и "любви, верной до смерти". Для А. И. Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.
Исследованию творчества А. И. Куприна посвящено много работ. О нём писали Ф. Д. Батюшков («Писатель стихийного таланта»), И.А.Бунин («И.А. Куприн»), К.Д.Паустовский («О Куприне»), В.Н.Афанасьев («А.И.Куприн»).
Целью данной работы является изучение концепции любви в произведениях А. И. Куприна - и прежде всего в повести «Гранатовый браслет»
По мнению многих исследователей, «мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом». Сам гранатовый браслет – символ жертвенной любви, жизни, с радостью принесённой в жертву любви. Однако, в то же самое время он является, очевидно, и средством для раскрытия главных героев повести.
Самым удивительным в этой повести можно считать эпиграф: “L. von Bethoven. Son. Largo Appassionato”. Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена. И как удачно найден рефрен: “Да святится имя твое!” Эти слова из главной православной молитвы «Отче Наш» - а значит, любовь писатель показывает как величайшую святыню. Эта мысль, конечно, не бесспорная, но только не в контексте данной повести, о чём ещё будет сказано.
Над «Гранатовым браслетом» Куприн работал с большим увлечением и подлинным творческим подъемом: «Недавно рассказал одной хорошей актрисе, - писал он в письме к Ф. Д, Батюшкову от 3 декабря 1910 г, - о сюжете своего произведения – плачу, скажу одно, что ничего более целомудренного я еще не писал». Это в то время, когда «модными» стали произведения, показывающие низменные страсти, деградацию человека (Неслучайно дальше будет революция). Сам писатель тоже отдал им дань, например, в «Морской болезни», «Ученике», «Белой акации»; но знаменитым и любимым стал, показывая высокую, чистую, благоговейную, жертвенную любовь – а эти рассказы можно назвать «проходными». Благоговение же всегда нераздельно с ощущением святости – пусть и не в самом высшем смысле этого слова. Только опустившиеся до низменных инстинктов, такие, как персонажи упомянутых ранее «проходных» рассказов на благоговение неспособны. И вот в фильме, созданном по «Гранатовому браслету», А.И Куприн говорит в беседе с издателем, что хочет показать, не как низко пал человек, а как он может быть высок. И, наверное то, что на благоговейную, жертвенную любовь становится способным незаметный, забитый жизнью мелкий чиновник, писательскую мысль усиливает.
Несколько раньше – 15 октября 1910 года – в письме к тому же Батюшкову
А.И.Куприн писал о реальных прототипах своего произведения: «Сейчас я занят тем, что номерую «Гранатовый браслет», это – помнишь – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно влюблен в жену Любимова». Сын писателя Д. Н. Любимова, Лев Любимов, подробно рассказал об истории увлечения телеграфного чиновника П. П. Жолтикова (такова в действительности была фамилия прототипа купринского рассказа). Соответственно фактам, имевшим место в жизни, финал повести – самоубийство Желткова – является творческим домыслом писателя. В действительности, как об этом пишет Л. Любимов, после беседы с ним мужа и брата Любимой прекращает свои преследования и больше о себе не напоминает.
По мнению Афанасьева В. Н., «Куприн не случайно завершил свою повесть трагическим финалом, такой финал понадобился ему, чтобы сильнее оттенить силу любви Желткова к почти незнакомой ему женщине, - любовь, которая бывает «один раз в несколько сот лет».
Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного.
И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено. Вместе с браслетом получив письмо, в котором Желтков признается ей в любви, все нарастающему волнению нет предела. Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье. Но грубое вмешательство в святые чувства, в прекрасную душу убили Желткова. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, ее жизнь наладится и пойдет по – старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти.
Восемь лет бескорыстной, беззаветной любви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу, самоотвержение собственных принципов.
За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И даже если конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено.
Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него "единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью". Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.
Отдавая честь чувству Желткова, Афанасьев В. Н. однако замечает, «И если сам Куприн, предавая свои впечатления от оперы Бизе «Кармен», писал, что «любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть», то чувство Желткова – это тихое, покорное обожание, без взлетов и падений, без борьбы за любимого человека, без надежд на взаимность. Такое обожание иссушает душу, делает ее робкой и бессильной. Не потому ли так охотно соглашается уйти из жизни придавленный своей любовью Желтков?»
Так чем было чувство Желткова – истинной ли любовью, окрыляющей, единственной, сильной или помешательством, сумасшествием, которое делает человека слабым и ущербным? Чем была смерть героя – слабостью, малодушием, пропитанным страхом или силой, желанием не досаждать и оставить любимую? В этом, на наш взгляд и заключается истинная коллизия повести.
Возможно, герой повести уходит из жизни потому, что у этой любви нет будущего – это совершенно очевидно – и усиливается тем ещё, что Желтков и Вера Николаевна из слишком разных, «несоприкасающихся» сфер человеческого общества. Пусть писатель и использует для сюжета жизненную ситуацию, однако, всё подчинено главной идее, за рамки этой ситуации выходящей. Больше того - благоговение перед «святыней», о чём было сказано выше, никогда не может сочетаться с обыденной жизнью – а самая прекрасная и достойная женщина – всё равно не божество. И поэтому – самое главное: у Желткова нет других интересов в жизни – он сам писал, что весь смысл жизни для него только в Вере Николаевне. Он «сотворил божество» - а, лишившись, потерял смысл жизни. Как уже было сказано самим писателем, Желтков, конечно, вызывает у него самые хорошие чувства; однако героя повести одновременно и жалко.
Совершенно очевидно, что особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она
"...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов (Эта мысль и дала название данной работе). Судя по всему, именно этот глубоко положительный персонаж является воплотителем мыслей, вернее мучительных размышлений писателя о любви, а возможно, о смысле жизни в целом.
Пылкая влюблённость или быстро прогорает и приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит «в чувство прочной, верной, истинной дружбы» к мужу, как у княгини Веры.
И потому усомнился старый генерал – та ли это любовь: «любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано –«сильна, как смерть». Эта мысль из Священного Писания – самой поэтической Книги «Песнь Песней». Она звучит также в другом прекрасном произведении А.И.Куприна «Суламифь». Итак, герои А.И.Куприна, причём обязательно положительные, обращаются к Книгам Священного Писания – только воплощают эти мысли применительно к любви земной. К этому можно по-разному относиться, только хочется повторить, что опустившиеся до низменных инстинктов, на такие мысли неспособны. « Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна! »
И возвращаясь к повести «Гранатовый браслет», остаётся вспомнить, как любит маленький небогатый чиновник с неблагозвучной фамилией. Восемь лет – немалый срок для проверки чувств, и, однако, за все эти годы он ни на секунду не забывал её, «каждое мгновение дня было заполнено Вами, мыслью о Вас...». И, тем не менее, Желтков всегда оставался в стороне, не унижаясь и не унижая её.
И закончить работу хотелось бы этой мыслью исследователя Афанасьева В. Н о высоте чувств «маленького человека», с такой пронзительностью показанной А.М.Куприным .
«В годы реакции, когда декаденты и натуралисты всех мастей высмеивали и втаптывали в грязь человеческую любовь, Куприн в повести «Гранатовый браслет» показал еще раз красоту и величие этого чувства, но, сделав своего «маленького человека» способным лишь на самоотверженную и всепоглощающую любовь и отказав ему при этом во всех других интересах, невольно обеднил, ограничил образ этого героя».
Любовь самоотверженная, не ждущая награды - именно о такой, бескорыстной и всепрощающей любви, пишет А.И.Куприн в повести «Гранатовый браслет». И упоминаемый уже К.Д.Паустовский назвал эту повесть самым «осиянным» произведением, что в комментариях не нуждается.
Литература.
1.А.И.Куприн «Гранатовый браслет» Москва 1996
2.Фильм по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» режиссёра Абрама Роома 1964г
3.Паустовский К.Г. «Поток жизни». Заметки о прозе Куприна, 1957
4.Ф. Д. Батюшков «Писатель стихийного таланта». Москва 1922
5.И.А.Бунин «И.А. Куприн». Москва 1989 г.
6.В.Н.Афанасьев «А.И.Куприн». Москва «Художественная литература» 1960
Свидетельство о публикации №222070801790