Взросление сочинителя
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ литературного творчества можно рассматривать как ОБЪЕКТИВНО, независимо от СУБЪЕКТА литературного творчества, существующие ЗАВИСИМОСТИ одних ПЕРЕМЕННЫХ от других.
Литературоведы, вроде бы, и должны заниматься ВЫЯВЛЕНИЕМ НАЛИЧИЯ или ОТСУТСТВИЯ в литературных текстах одного автора или всех авторов сразу определённых ПЕРЕМЕННЫХ или ПРИЗНАКОВ.
Какие же ПРИЗНАКИ или ПЕРЕМЕННЫЕ должны присутствовать в тексте конкретного автора, чтобы он, текст, был достоин его ПРОЧТЕНИЯ, как рядовыми читателями, так и литературными критиками, вместе с литературоведами?
Не сильно углубляясь в историю и теорию литературного творчества, можно предложить рассматривать литературный текст, ДОСТОЙНЫЙ его ПРОЧТЕНИЯ, обладающим не менее, чем тремя ПРИЗНАКАМИ, которые, одновременно, являются, как нас учит математика, ПЕРЕМЕННЫМИ.
Профессиональные литературоведы, сильно углубившиеся как в историю, так и в теорию художественной литературы,смогут заявить, что трёх признаков текста, ДОСТОЙНОГО, чтобы его ПРОЧИТАЛИ, мало. Нужно выявить больше трёх ПРИЗНАКОВ, являющихся, одновременно, как учить математика, переменными.
Остановимся здесь, всё-таки на трёх ПРИЗНАКАХ художественно-литературного текста, ДОСТОЙНОГО того, чтобы его ПРОЧИТАЛИ обыкновенные читатели, литературные критики и литературоведы, - на ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ, СТЕПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА и ВОЗМОЖНОСТИ БЫТЬ ПРОЧИТАННЫМ до своего завершения, как часто говорят, - "от корки до корки".
ВОЗМОЖНОСТЬ художественно-литературного текста быть ПРОЧИТАННЫМ до его завершения, можно назвать также и ЛЁГКОСТЬЮ ПРОЧТЕНИЯ, которой должны обладать определённые тексты.
ЛЁГКОСТЬЮ ПРОЧТЕНИЯ должны обладать тексты, которые нельзя заставить человека прочитать до их завершения. Научные статьи и учебники читают по обязанности и, если они не обладают таким ПРИЗНАКОМ текста, как ЛЁГКОСТЬ ПРОЧТЕНИЯ, их всё-равно кто-то обязует себя ПРОЧИТАТЬ до их завершения и, часто, не один раз.
Есть психологи литературного творчества, которые утверждают, что если не научные статьи, то хотя бы учебники должны обладать ЛЁГКОСТЬЮ ПРОЧТЕНИЯ, а вот авторов текстов ДЕЛОВОЙ и ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ литературы никто не может обязать создавать ЛЁГКИЕ в ПРОЧТЕНИИ тексты.
От деловой и документальной литературы вернёмся к такому ПРИЗНАКУ и, одновременно, ПЕРЕМЕННОЙ художественно-литературного текста, как СТЕПЕНЬ его СОВЕРШЕНСТВА. Художественно-литературные тексты с ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ СОВЕРШЕНСТВА ни у кого, - ни у литературных критиков, ни у литературоведов, ни, тем более, - у обычных, рядовых читателей не вызывают желания их, тексты, ни ДОПОЛНЯТЬ, ни ПОПРАВЛЯТЬ.
Художественно-литературные тексты со СРЕДНЕЙ СТЕПЕНЬЮ их СОВЕРШЕНСТВА, вызывают, как правило, у своих читателей ЖЕЛАНИЕ их, тексты, СОКРАТИТЬ. У инсценировщиков художественно-литературных текстов и у авторов киносценариев по ним, есть даже такое правило: ДОПОЛНЯТЬ, слишком многим, авторский текст НЕЛЬЗЯ, а вот СОКРАТИТЬ текст вполне ДОПУСТИМО.
Когда и литературные критики, и читатели говорят и пишут о том, что какой-то текст нужно ГЛУБОКО ПЕРЕРАБОТАТЬ, они имеют в поле своего внимания текст с НИЗКОЙ СТЕПЕНЬЮ СОВЕРШЕНСТВА. Глубокую степень ПЕРЕРАБОТКИ в теории литературы называют ещё тщательным РЕДАКТИРОВАНИЕМ.
А вот ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ художественно-литературнгого текста обеспечивается яркостью его НАЗВАНИЯ, УВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ его, текста, НАЧАЛА, положенной в основу текста ИНТРИГОЙ, стройностью его, текста, АРХИТЕКТОНИКИ или КОМПОЗИЦИИ, СЮЖЕТОМ и ФАБУЛОЙ.
Всё, что составляет собой ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ художественно-литературного текста, нужно рассматривать особо и тщательно, а в этом тексте мы должны подробно остановиться на другом, - на тех ПЕРЕМЕННЫХ, от которых зависят ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, СТЕПЕНЬ СОВЕРШЕНСТВА и ВОЗМОЖНОСТЬ текста БЫТЬ ПРОЧИТАННЫМ до своего завершения.
Создание художественно-литературного текста является глубоко ПРОТИВОРЕЧИВЫМ ПРОЦЕССОМ, прежде всего из-за того, что в нём сталкиваются ДЕТСКОСТЬ и ПРОФЕССИОНАЛИЗМ автора, которые и есть ДВЕ ПЕРЕМЕННЫЕ, от которых ЗАВИСЯТ, что ОБЪЕКТИВНО ЗАКОНОМЕРНО, и ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, и СТЕПЕНЬ СОВЕРШЕНСТВА, и ВОЗМОЖНОСТЬ текста БЫТЬ ПРОЧИТАННЫМ до своего завершения.
ТретьеЙ ПЕРЕМЕННОЙ, от которой зависят три названные зависимые переменные, является МАНЕРА или СТИЛЬ сочинительства конкретного автора. У ВЗРОСЛЕНИЯ, в художественно-литературном творчестве, есть семь СТАДИЙ, или СТАДИЙ РАЗВИТИЯ литературного ПРОФЕССИОНАЛИЗМА, так вот МАНЕРА или СТИЛЬ сочинительства возникает уже на ТРЕТЬЕЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ и продолжает РАЗВИВАТЬСЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ на всех ЧЕТЫРЁХ последующих СТАДИЯХ развития ПРОФЕССИОНАЛИЗМА автора художественно-литературных текстов.
СТАДИЯМИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА автора или сочинителя являются: 1) "болтун"; 2) "графоман" или "текстоман"; 3) стадия бифуркации, на которой происходит требующее выбора раздвоение пути сочинителя, в литературном творчестве, когда он становится или "выдумщиком" или наблюдателем; 4) собственно СОЧИНИТЕЛЬ; 5) литератор; 6) писатель и 7) мудрый Наставник.
Больше всего ДЕТСКОСТИ и меньше всего ПРОФЕССИОНАЛИЗМА в "БОЛТУНЕ", когда сам процесс произнесения слов увлекает будущего автора или сочинителя так, что он только и делает, что "лепит", в своей устной речи, из слов предложения, плохо соединяющиеся в красивые абзацы, а если полученные, всё-таки абзацы, попытаться соединить в достаточно крупные куски устного текста, то может получиться абракадабра, "бред", чепуха.
На стадии своего развития "БОЛТУН" ещё не умеет писать, то есть остаётся литературно неграмотным, а когда начинает неожиданно замолкать и научается писать, то он перемещается на ВТОРУЮ СТАДИЮ своего РАЗВИТИЯ, как автора или сочинителя.
Когда "БОЛТУН" замолкает, он становится ГРАФОМАНОМ или ТЕКСТОМАНОМ, если не может не выпускать из себя и не закреплять (фиксировать), теперь уже не обязательно на бумаге, а, например, в смартфоне, рождаемые в его внутреннем мире МЫСЛИ или СООБРАЖЕНИЯ.
ГРАФОМАН, когда пишет, не отличает от своих МЫСЛЕЙ свои СООБРАЖЕНИЯ, а также не заботится об архитектонике, то есть о СТРОЙНОСТИ КОМПОЗИЦИИ своих текстов, а между тем, - от его МЫСЛЕЙ его же СООБРАЖЕНИЯ отличаются тем, что из них, из СООБРАЖЕНИЙ, уже можно формировать вполне ПОЛЕЗНЫЕ, ценные ВЫВОДЫ. Из его, графомана, МЫСЛЕЙ, если начать пытаться их сединять, друг с другом, получается все ещё абракадабра, бред, уже без кавычек, и чепуха.
Если вдруг ГРАФОМАН, по неизвестным причинам, начинает думать, о том, что хорошо бы, если бы его мысли становились бы тем, из чего можно составлять или художественно-литературные ОБРАЗЫ, или вполне ПОЛЕЗНЫЕ ИДЕИ или ВЫВОДЫ, он начинает подниматься на ТРЕТЬЮ СТАДИЮ своего РАЗВИТИЯ, как автора или сочинителя, на которой он выбирает, кем стать, - "ВЫДУМЩИКОМ" или НАБЛЮДАТЕЛЕМ.
Сетевым авторам полезно знать, что ЖЕЛАНИЯ ПИСАТЬ и публиковать разгромные отзывы или рецензии на чужие тексты, ещё не возникает ни у ВЫДУМЩИКА, ни у НАБЛЮДАТЕЛЯ.
Третья стадия ВЗРОСЛЕНИЯ человека, как автора или сочинителя, хороша тем, что "ВЫДУМЩИК" , на ней, уже слышал или где-то читал, что СТРОЙНОСТИ композиции его текстов, добавляет наличие СЮЖЕТА, то есть определённой ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ представляемых читателям событий и действий придуманных персонажей, а НАБЛЮДАТЕЛЬ здесь же, на третьей стадии, уже начинает задумываться о красоте своего слога, то есть о ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ для читателей его МАНЕРЫ или СТИЛЯ описания наблюдаемой и фиксируемой им действительности.
Тот, кто на третьей стадии своего развития, как автора, решает быть НАБЛЮДАТЕЛЕМ, документалистом, реалистом, сразу перескакивает на пятую стадию своего РАЗВИТИЯ, на стадию "ЛИТЕРАТОР", а господин "ВЫДУМЩИК" последовательно перемещается на ЧЕТВЁРТУЮ СТАДИЮ, в собственно СОЧИНИТЕЛИ.
СОЧИНИТЕЛЬ, как четвёртая стадия развития человека, как автора, характеризуется тем, что человек не только прорабатывает ИНТРИГУ, ОБРАЗЫ придуманных им персонажей, СЮЖЕТ и ФАБУЛУ своего текста, но и продолжает лелеять, то есть развивать, свою литературную ИНТУИЦИЮ, как способность к творческим озарением, свои ВООБРАЖЕНИЕ и ФАНТАЗИЮ.
И когда собственно СОЧИНИТЕЛЬ, развивая свои воображение и фантазию, чувствует, что достиг какого-то уровня ПРОФЕССИОНАЛИЗМА, он может переместиться выше, - на ПЯТУЮ СТАДИЮ или ступень своего развития.
ЛИТЕРАТОР - это не только тот автор, который раньше, когда хорошо читали книги в бумажно-печатной форме, мог бы зарабатывать себе на жизнь литературным творчеством, но и самый нелицеприятный, самый злой или даже злобный КРИТИК не только чужих текстов, но и содержащихся в них, в чужих текстах, МЫСЛЕЙ, СООБРАЖЕНИЙ, ИДЕЙ или только ВЫВОДОВ.
Сетевые авторы тоже должны знать, что под личиной их злобных критиков скрываются ЛИТЕРАТОРЫ, которые такие злые потому, что или не могут достаточно, для них, зарабатывать своим трудом или "закусила удила", то есть терпеть не могут несогласных с из "точками зрения" на жизнь, с их оценками чьих-то действий или поступков.
Мы же, по пришедшей к нам, со стороны "цивилизованного" Запада, традиции, называем чувствующих себя как внешне, так и внутренне несостоявшимися злобных ЛИТЕРАТОРОВ, исключительно ТРОЛЛЯМИ, а это, наверное, не всегда правильно. И мы не умеем СОЧУВСТВОВАТЬ нашим злобным КРИТИКАМ, потому что видим в них ТРОЛЛЕЙ, а не обиженных жизнью ЛИТЕРАТОРОВ.
Ангажированных, то есть кем-то прикормленных ЛИТЕРАТОРОВ, мы, без зазрения совести, можем считать полноценными ТРОЛЛЯМИ, а не ПИСАТЕЛЯМИ, что является не только ШЕСТОЙ СТАДИЕЙ РАЗВИТИЯ автора, но и почётным, не обязательно официальным, а, например, спонтанно предоставленным, неформальным, ЗВАНИЕМ.
ПИСАТЕЛИ бывают те, что сохранили в себе много ДЕТСКОСТИ, те, в которых взрослого ПРОФЕССИОНАЛИЗМА больше, чем ДЕТСКОСТИ, и те, в которых уже нет никакой ДЕТСКОСТИ, один глухой ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, то есть не стареющие, а именно СТАРЫЕ, хотя все ещё и живущие, и даже творящие, ПИСАТЕЛИ.
Вот так происходит процесс ВЗРОСЛЕНИЯ авторов или сочинителей, а кто именно должен из ПИСАТЕЛЕЙ становиться для читателей МУДРЫМ НАСТАВНИКОМ, седьмая стадия развития, - ПИСАТЕЛЬ с большой ДЕТСКОСТЬЮ, ПИСАТЕЛЬ с ПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ, более ощутимым, чем ДЕТСКОСТЬ писателя, или ПИСАТЕЛЕМ, исключительно ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ, СТАРЫМ, даже без капли ДЕТСКОСТИ, - решать даже не критикам или литературоведам, а самим читателям, которые ещё остались.
Свидетельство о публикации №222070800428
Поддерживаю его с рукоплесканиями!!!
Спасибо, уважаемый Борис!!!
Игорь Тычинин 08.07.2022 17:06 Заявить о нарушении
Светлан Туголобов 09.07.2022 09:23 Заявить о нарушении