Былинные земли. Николаевские берега, часть 17

(Продолжение)

ЭТО ОНА, УЛАНА!

Мысль о том, почему средневековые обследователи, тщательно изучая междуречье, обошли вниманием важнейший пограничный рубеж – область переправы, не давала покоя, и я раз за разом листал Писцовую книгу, надеясь найти ответ.

Кажется, вывод прост, но скрыт недоразумением.

Подтолкнул к разгадке «мост у Соколово» - единственный путепровод, упомянутый в книге. Где он мог быть? Только там, где ладоснянские путные слуги обслуживали маршрут. А это значит – в области переправ (современное Поулье).

Почему объект не учли историки, тоже объяснимо. Мост «приложен» к волости Улана, а ее привязали к другому району. На Двине стоит известная на сегодня Улла, а в области Ушачских озер есть еще одно Поулье. Туда и «засунули» волость Улану.

Волость освещена по записям Офанасья Хитрово да Федора Безобразова – ходоков Грозного, которые изучали край отдельно от других, после первоначальных разведований. Их реестр вошел в книгу отдельным блоком, где Улана соседствует с терминами Встеча, Турец, Виркуды, Усвия. А это топонимы придвинского края. Вслед за Уланой следует «волость Гомецкая», что в области Ушачских озер, и создается впечатление, что «Улана» там же.

Но надо различать. Там – волость «Уля», она упомянута в списках и чертежах, составленных другими людьми и посланных царю «с Григорием Калединским». Ее координаты - 25 верст от Полоцка и 5 верст от Тетчи.

«Улана» - другой контент. Она называется «на озере на Улъ» да с сельцом «Улским». Можно с большой долей вероятности утверждать, что «сельцо Улское» - это «Ула», зафиксированная в семи верстах «от Чашнич», в области, нами исследуемой. Это выглядит вполне реально. По данным книги, сельцо находилось «на озере на Уле». Наверняка это то самое озеро (ныне Поульское), о котором мы уже говорили.

Судя по грозновским записям, волость занимала оба берега. Если «сельцо Улское» показывалось «на озере на Уле», то «сельцо Соколовское» обозначалось «на реке на Уле», и мы несомненно попадаем в область переправы, куда вели путные маршруты. Там же указывался мост «у Соколово».

Что можно добавить в пользу этой версии?

Во-первых, название «Соколовское» - с намеком на княжеский род Соколинских, которые управляли путными слугами и, естественно, боролись за область переправ. Там же сегодня отмечается озеро Сокольское. А в составе Несинской волости была еще и деревня той же номинации - Соколы.

Во-вторых, храм «Николы Чюдотворца» в Улане (указывался в записи). Он, как нельзя кстати, соотносится с Неколочью и топонимом «Миколай», засвидетельствованным на карте Шуберта.

В-третьих, небывалая церковная поместность, о чем скажем ниже.

И четвертое, имена Жаб. «Сельцо Улское», пояснялось в средневековой записи, «было за паном за Юрьем за Жабою». И польский Словник давал, как мы помним, ссылку на них, характеризуя Кораевичи. Добавим к этому, что в будущем Жабы обнаруживаются в Свяде. А это совсем рядом.

Все это говорит о том, что волость Улана охватывала область современного Поулья (вторую Улу) и район Кораевичей. Почему ее описание «затесалось» в другую сферу, надо спросить составителей книги. Кандидат исторических наук Вячеслав Носевич установил, что книга формировалась из отдельных, разрозненных частей, и характеристика могла сместиться. Произошло так, что разные люди в разное время описывали полоцкие земли, а кто-то третий записи объединил, нарушив последовательность. Таким может быть вывод, почему «исчезла» часть Полоцкой земли из Писцовой книги.

(Продолжение следует).

На снимке: область бывшей Уланы (предположительно); район современного Поулья.


08.07/22


Рецензии