Обычаи в кают-компаниях на флоте

Не знаю, как у других, а у меня слово "кают-компания" вызывает ощущение какого-то уюта, мягкого света и тепла, когда за бортом, завывая, несёт потоки снега метель. Должно же быть на корабле место, где нет всех этих "Разобраться и доложить!", "Есть!", "Разрешите выполнять?" и прочей служебной риторики.

Мне не довелось служить на больших кораблях. Была ли на ракетном катере кают-компания? Да, помещение под таким названием существовало. В штормовом коридоре у входа на крошечный камбуз в палубе был люк. Спускаешься по крутому трапу и попадаешь в эту самую кают-компанию.

Сразу слева - солидный шкаф кондиционера, за ним вход в пост артиллерийской РЛС "Рысь". Прямо - дверь в пост предстартового контроля. Справа же прикреплённый к палубе стол, за которым более-менее комфортно могли разместиться шесть человек. Со стороны борта сидели на мягком диванчике, а со стороны прохода на стульях. Имелся шкафчик, тумбочка и типа комода для посуды и прочих причиндалов. На тумбочке крепился всеволновой приёмник "Волна". Под палубой располагались кормовые топливные цистерны.

В ней совместно принимали пищу три катерных офицера и мичманы. Котёл был общий с матросами. Заниматься в этом проходном помещении чем-либо ещё не было никакого желания. Если и собирались вместе, то в чьей-нибудь каюте, благо, втроём там можно было разместиться.  Об этом мне поведал мой сокурсник Володя Могилев, который с его ростом за 190 см проходил военно-морскую практику на ракетных катерах в Советской Гавани.

Поэтому, читая, как оно на самом деле бывало на солидных кораблях, остаётся только вздыхать. А как бывало? В принципе, в интернете можно найти всё, но зачастую достаточно раскидано повсюду. Попробую собрать в небольшой текст.

Но вначале небольшое отступление. Недавно я с некоторым промежутком по времени посмотрел три отечественных кинофильма.  Вначале «Крейсер Варяг", снятый в 1947 году, потом «Командир корабля» 1957 года выпуска, и, наконец, «Пассажирка», снятый в 2006 году.  Я не собираюсь рассказывать сюжеты этих фильмов, скажу лишь, что внимательно смотрел на кают-компании, которые показаны в этих фильмах.

События в фильме «Пассажирка» происходят в военном парусном судне конце 19 века.  До этого я видел фильмы про адмиралов Ушакова,  Нахимова, английского адмирала Нельсона, но ничего подобного кают-компании на русском паруснике 19 века там не было. Огромное помещение, прекрасно отделанное деревом, удобные кресла, столики, в том числе специальный для игры в шахматы,  пианино – все это было в кают-компании в конце 19 века. Но еще богаче была отделана каюта командира корабля, там только пианино отсутствовало.

Немного скромнее была кают-компания на крейсера «Варяг», но тоже в очень изысканном стиле. Правда, фильм «Пассажирка» цветной, а «Крейсер Варяг» черно-белый. Скромнее и каюта командира крейсера.

Последний фильм рассказывает о начале службы командира эскадренного миноносца в послевоенные годы.  По сравнению с кораблями 1 ранга в двух предыдущих фильмах, где их командиры соответствуют статусу кораблей, тоже капитаны 1 ранга, на эсминце командир – капитан 3 ранга. Так что и каюта поменьше, и как иногда говорят, дым из трубы пожиже.  Но все равно в кают-компании царствует почти мирная жизнь, разговоры идут не о службе.

Как и когда появились на военных кораблях кают-компании, и пойдет речь ниже.

Кают-компании были не всегда. Когда-то это было просто помещение, куда выходили двери офицерских кают. В нём хранились разные вещи, и называлось оно в переводе гардеробной. У офицеров же был у каждого свой повар, готовившие пищу своему господину отдельно, хотя и на общем камбузе. Своеобразная кухня на коммуналке, можно представить. что там творилось.

Со временем это помещение преобразовали в место, где офицеры принимали пищу, приготовленную для всех одинаково, а также оборудованное и для совместного отдыха. Как и в каждом помещении на корабле, в кают-компании был старший. Им являлся Старший офицер, в советское время заменённый термином старший помощник (старпом). С какого бодуна, я не знаю, но звучит гораздо слабее, согласитесь ?

Как ни странно это выглядит, но командир не входил в число офицеров. Он был КОМАНДИР, и этим всё сказано. И питался отдельно в своём салоне. Однако по приглашению офицеров иногда мог принимать участие в трапезе и в кают-компании, особенно в воскресных обедах. И если в кают-компанию его избегали приглашать, то вышестоящее командование могло сделать вывод, что он находится не на своём месте, не смог наладить контакт с офицерами и лучше ему уйти на другой корабль.

В кают-компании царила жёсткая иерархия и правила, хранителями которых был старший офицер, и в тоже время это было довольно демократическое образование, обращаться здесь было принято друг к другу по имени-отчеству, невзирая на возраст и должность. Имелся жёсткий дресс-код, вот даже, готовя заметку я наткнулся на факт, когда офицер в 1908 году был наказан за то, что появился в кают-компании в фуражке.

В кают-компании играли на музыкальных инструментах, но не играли в игры на деньги. Разговаривали на любые темы, но не о политике, личных отношениях и служебных делах. За исключением, когда командир собирал офицеров на важное совещание. Так, решение о вступлении в бой брига "Меркурий" с турецкими линейными кораблями было принято как раз при общем сборе в кают- компании.

Обычно же старший офицер строго следил за темами бесед и одёргивал забывавшихся. Равно как и контролировал увлекавшихся рюмкой. Вот кусочек из "Капитального ремонта" Соболева: "Но, вероятно, старший офицер обратил на него внимание... он мигнул вестовым, и рука в нитяной перчатке ловко перехватила графин (водку от мичманов убирали, когда старший офицер находил порцию достаточной; мичмана по молодости лет всегда были неумеренны)".

Кают-компании во флотах разных стран появились в разное время. Но считается, что к середине 19 века они были уже везде и примерно в таком виде, как я описал. Нужно учитывать, что офицером военно-морского флота мог стать только лицо дворянского происхождения, правда, с разным уровнем дохода.

А вот ещё интересный момент, о гостях. Ни в коем случае гостями не могли быть жандармские офицеры. Остальных приглашали от имени кают-компании или командира и кают-компании. Если же приглашал только командир, то гость войти в кают-компанию не мог, у командира был свой салон или на худой конец, каюта.

О том, как организовывалось питание офицеров, я уже писал. Напомню лишь, что ели и пили они исключительно за свой счёт. Деньгами распоряжался выборный заведующий столом из офицеров корабля. Избирался на три месяца. Но за плохое исполнение своих обязанностей мог быть низложен раньше срока. Кают-компания могла потребовать списать с корабля офицера, пришедшегося "не ко двору", запятнавшего каким-либо образом свою честь, а значит и честь кают-компании, ведь, в принципе, это была одна семья.

Недаром говорилось - каков старший офицер, такова и кают-компания. А какова кают-компания, таков и корабль.

Я служил на дизель-электрической подводной лодке 611 проекта послевоенной постройки. Она считалась большой океанской, но по сравнению с современными атомными монстрами была очень маленькой. Такой же маленькой была и кают-компания. Какая она была, можно увидеть в фильме «Секретный фарватер». Узкое помещение, такой же узкий длинный стол и узкие диваны по его обеим сторонам. В торцах стола – два отдельных кресла, для командира и старпома. Но если на борту находился кто-то из начальства – комбриг, начштаба бригады и даже командир эскадры, то самый бесправным был как раз старпом. Его выселяли и из каюты (у нас он переходил в каюту заместителя по политической части), и с его кресла.  Правда, в фильме про подводников «Третье измерение», адмирал сидел на кресле командира, а тот рядом на диване.

На нашей лодке кают-компания была и моим рабочим местом. Над столом висели бестеневые лампы – софиты, которые используются во время экстренной операции. Здесь я вел и прием заболевших матросов, выявленных во время ежедневного утреннего обхода отсеков. Но у меня хоть было свое спальное местов в каюте на четверых командиров БЧ и служб. А вот на лодке 613 проекта, меньшей по водоизмещению, считающейся средней, в кают-компании было и спальное место начальника медицинской службы субмарины.

Единственное украшение кают-компании в нашей лодке был большой холодильник «Минск», считавшийся самым престижным в Советском Союзе. А вот мебель была сделана на самом заводе, и ничего необычного и уж тем более вычурного в ней не было.  Небольшой столик, на котором вестовой разливал первые блюда и раскладывал вторые по тарелкам, а на десерт компот.  Правда, в отличие от кают-компаний на надводных кораблях у нас на столе были деликатесы, положенные по морскому автономному пайку – копченная колбаса, красная икра, сухое вино и еще многое. На берегу нас кормили на полтора рубля, а в море – на 3,5 рубля.  Кроме завтрака, обеда и ужина был традиционный вечерний чай.  И еще одно преимущество было на субмаринах по сравнению с надводниками – мы могли принимать пищу даже в сильным шторм без проблем, погрузившись под воду.

Последний раз я был в кают-компании 5 лет назад, когда ходил на экскурсию по современному фрегату «Адмирал Макаров».  Тогда я был посетителем военно-морского салона в Санкт-Петербурге. В кают-компании нас не угощали, а давали общие, несекретные сведения о фрегате.  Меня удивило, что должность начальника медицинской службе на этом корабле – старшего лейтенанта м/с. У меня на нашей субмарине была должность капитана м/с.


Рецензии
Прекрасно написано. Прочитал с удовольствием.
Что парадоксально. Все традиции кают-компании с царского флота, но на рабоче-крестьянском, советском флоте, как правило выполнялись.
Заведующим кают компании на надводном корабле, был как правило молодой лейтенант, который собирал к "пайковым" 20 руб в месяц - 10 руб с офицеров и закупал дополнительно к столу фрукты, вино, деликатесы. Это была "общественная" работа, но проверка организационных качеств нового офицера - прекрасная.

Леонид Лялин   19.11.2022 19:01     Заявить о нарушении