Студент песня жизни и вечности

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Кузнецов Вячеслав Алексеевич
                Песня Жизни и Вечности.
В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.
    С самого начала  этого удивительного произведения  Н.А.Заболоцкого                все свои мысли о жизни передает его лирический герой  через песню. И звучать песня будет до самого конца стихотворения  – и не только его. Песня маленькой птички – иволги  связана  с Жизнью в высшем понимании,  когда может погибнуть только плоть, но не душа;  с Самой Вечностью – с Миром Духовным. (Слово  о «песне жизни» невольно наводят  на мысли и о Книге Жизни там –                на небесах).
  Иволга поёт и будет петь песню, через которую душа обретёт покой.
Оттого-то  звучит её песня «вдалеке от страданий и бед».
 А отчего  звучит «песня жизни»  именно  «в роще березовой»?  Отчего  березовая роща становится местом, где можно не только обрести внутреннее умиротворение,  но и «погрузиться» в мир духовный,  уйти от  всех «…страданий и бед…», от мира, в котором присутствует насилье, боль и зло.  Оттого, видимо, что береза есть символ, олицетворение России, и Света. И Пресвятой Троицы как основы всего живого на земле!
Именно здесь – среди берёз   « колеблется розовый немигающий утренний свет…».  Этот «утренний свет» сейчас и всегда дает светлую надежду на то, что жизнь можно начать из чистого листа и продолжить дальше идти по светлому пути. Потому что утро - это начало  чего-то нового;                это, можно сказать, – символ духовного обновления.
 Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.
  И вот возникает ещё один  главный образ - «неприметная деревянная дудочка», наделённая чистотой и приближающая к небу. «Неприметная» для суетного, тщеславного мира,                но столь значимая для того, что выше, «вне», «над» - в Вечности. Оттого «увидав с высоты».
Такую «дудочку», очевидно, держал в руках скромный пастушок Давид, победивший злобного великана и ставший царём и святым пророком.
На такой «дудочке», по легенде, играл Орфей – и музыка его примиряла враждующих. Орфей, рождённый вне знатности  и почестей, становится как будто предвестником христианского взгляда  на мироздания – неслучайно в первые века Христианства именно его образ служит для изображения Самого Спасителя.
    Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.
А что же символизирует «Заутреня»? Заутреня – это служба в храме, заканчивавшая                в древности  утром – оттого и название. И вот в произведении Храмом становиться всё мироздание и устремившаяся к небесам душа. А в храме звучит пение – «звучит» оно и во всём мироздании на рассвете. Когда начинается новый день. И после обращения к ней в бой идти не так страшно. Ибо молитвы испокон веков душе человеческой помогали обрести защиту свыше. И после чего в солдатах пробуждался тот самый «Русский Дух», о котором слагали песни и стихи. Русский Дух,  дававший людям надежду, что зло можно всегда победить.
И тем самым, посещая «человечье жилье» пытается защитить, дать надежду перед войной. А об этом речь пойдёт далее.
 Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?
И вот появляется образ войны, как антитеза покоя и гармонии. И, очевидно, речь будет идти не только об Великой Отечественной войне, но и обо всех войнах, которые шли и идут сейчас на протяжении всей истории человечества. И тем самым лирический герой призывает  Песню Жизни среди разрушений и смертей.
 Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой. 
  И песня эта продолжает звучать – она  будет звучать всегда  - и на протяжении всего произведения -  и не только.  Она звучит над «руинами смерти», продолжая вселять надежду в мир людей, где царит зло. И смерть ее не может поглотить!
 За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
…И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет….
   Ворон ещё со времён Древней Руси в сознании народном неразрывно связан с войной и смертью, которую война несёт с собою. Ворон кружит над  убитыми, его «бешеный крик» предвещает скорую смерть. Но только здесь, на земле. Ведь над убиенными солдатами «запоет» Сама Жизнь! Бессмертие!  И воплотилось Бессмертие в песне иволги! Запоёт она  «в разорванном сердце»,  -  и обретёт  душа  убиенного воина Вечную Жизнь!
И Н.А.Заболоцкий не единственный, кто говорит об этом в своих стихах. Невольно вспоминаются строки Героя Отечества Н.С.Гумилева:                «Я, носитель мысли великой, не могу, не могу умереть», созданные  в годы Первой Мировой войны. А ещё пасхальная мысль: «Бессмертны все, бессмертно всё», выраженная ветераном войны Великой Отечественной - А.А. Тарковским. Только   
 Н.А. Заболоцкий выразил ощущение Бессмертия через образ песни.
 
И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
На века.
  И вот душа обретает Бессмертие! И не только душа лирического героя -                но и души всех на поле брани убиенных. И неслучайно Праздник Великой Победы  приходится на пасхальные дни. Пасхальная тема звучит в финале. Она одна из главных и в русской, и мировой литературе. А потому  звучит                эта неисчерпаемая тема и у Н.А. Заболоцкого, несмотря на безбожие, которое навязывалось в те годы русским людям.
 И чаще всего неотделима Пасхальная тема от русской природы.  Оттого и у Н.А.Заболоцкого в его удивительном произведении как в начале, так  и в финале предстаёт образ березовой рощи. Она в единстве с Песней Жизни! И песней стало само произведение!
 Все эти мысли и образы  «сверхвременны» и «сверхнациональны». И встречаются они, например, у композитора первой половины XVIII – англичанина и католика  Г. Ф. Генделя. В словах к его оратории «О радости печали и мудрости» присутствуют образы поющих птиц. И названы птицы «музыкальным инструментом», связующим Небо и Землю.
А теперь снова обратимся к русской песне.
 Ты запой, соловей,
Ты запой, мой родной
Средь зеленых ветвей
Песни Господу пой.
Пой о радостном дне
И о встрече с весной,
О ночной тишине
И о жизни иной.
Ночь весны хороша.
Так зачем же молчать?
Пусть больная душа
Перестанет страдать!
Пусть теперь улетит
Она к жизни другой,
Где мир зла царит,
Где любовь, где покой. 
Перед нами образ соловья, созданный архидиаконом Романом. Как в стихотворении Н.А.Заболоцкого, так и здесь, звучит песня, обращенная к Творцу. И тема Пасхальная  звучит в финале обоих песен.
 Пусть на сердце весна
Всегда Божья царит.
Пусть и в ночь среди сна
Мое сердце не спит...
 Образ Пасхи, весны и песни находятся в неразрывном единстве!
  «Музыкальное  воспитание очищает душу и подготавливает ее                к восприятию впечатлений из духовного мира». Эта мысль Оптинских Старцев воплотилась  и в произведениях, о которых было сказано – и  во многих других, конечно.
…Но успокойся, посмотри: цветет,
Цветет на минном поле земляника!
Лесная яблонь осыпает цвет,
Пропитан воздух ландышем и мятой...
А соловей свистит. Ему в ответ
Еще — второй, еще — четвертый, пятый.
Звенят стрижи. Малиновки поют.
И где-то возле, где-то рядом, рядом
Раскидан настороженный уют
Тяжелым громыхающим снарядом.
А мир гремит на сотни верст окрест,
Как будто смерти не бывало места,
Шумит неумолкающий оркестр,
И нет преград для этого оркестра….
 
  И вот ещё один яркий тому пример. Песня Жизни среди смертей  звучит в стихотворении                М.А. Дудина «Соловьи». Эти два произведения, можно сказать, являют  неразрывное единство – потому что  даже во время войны  где-то еще может цвести Жизнь
…Я славлю смерть во имя нашей жизни.
  И здесь также звучит Пасхальная тема, несмотря на то, что о Боге не говорится напрямую.Потому что духовность начало всего!
   И, конечно,  не может не «звучать» во многих произведениях ещё и  музыка любви – любви земной. А для этого обратимся к романтическому веку девятнадцатому.
  Благовонная ночь, благодатная ночь,
Раздраженье недужной души!
Всё бы слушал тебя - и молчать мне невмочь
В говорящей так ясно тиши.
Широко раскидалась лазурная высь,
И огни золотые горят;
Эти звезды кругом точно все собрались,
Не мигая, смотреть в этот сад.
А уж месяц, что всплыл над зубцами аллей
И в лицо прямо смотрит,  он жгуч;
В недалекой тени непроглядных ветвей
И сверкает, и плещется ключ.
И меняется звуков отдельный удар;
Так ласкательно шепчут струи,
Словно робкие струны воркуют гитар,
Напевая призывы любви.
Словно всё и горит и звенит заодно,
Чтоб мечте невозможной помочь;
Словно, дрогнув слегка, распахнется окно
Поглядеть в серебристую ночь.
     «Напевая призывы любви – ведь  любовь земная - тоже  неотделима от Вечности. Вечности причастен каждый любящий. Всё стихотворение преисполнено «музыкой любви» и «музыкой тишины», в которой, говоря словами того же великого поэта, слышно, «как сердце цветёт».                И эта нераздельная связь земной любви и вечности, земли и неба, с которого небесные светила «смотрят» на людей, нерушима до Конца Времён!
А вот ещё одно из лучших произведений А. А. Фета.
 На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной  я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
    А в этом произведении  музыка, вернее, пение «звучит» уже с небес. В самом начале лирический герой слышит и слушает «музыку небесных сфер», о которой говорили и античные мудрецы, а потом уже Отцы Церкви.  Музыка, понятная, говоря словами И.А.Бунина, «не земному слуху, а только внемлющему духу». И, внемля ей, душа лирического героя 
устремляется к небесам, где звучат ангельские песни, воплощающие согласие и единство, прославляющие Величие Творца.  «И я, как первый житель рая» - говорит он – потому что мыслями и душою приближается к Самому Создателю всех и всего живущего на земле – «Творцу Всяческих», как сказал в одной из главных своих книг   «Путь духовного обновления» русский мыслитель И.А.Ильин. И именно в этой книге, говоря о сути русской  не только русской – культуры, обращается он  к образам музыкальным: «национальная духовная культура есть как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории
, или духовная симфония, исторически прозвучавшая Творцу Всяческих». Потому, наверное, что, говоря его же словами, музыка «сверхнациональна».
    А значит, любовь земная и любовь  к Богу, признание в любви  и молитва – вечные и неразделимые понятия!!!
Эта идея отражена и в осмогласии. Это богослужебное пение  по восьми гласам. Восемь ступней идущих ввысь. Музыка, выражающее через небо, также звучит и в произведении Н.А. Заболоцкого. Этот подъем отражается на возвышении к небу. Первая ступень представляет Землю, последующие – возвышение.
 Осмогласие как будто отразилось и в произведении Н.А. Заболоцкого – потому что  музыка «звучащая» на протяжение всего стихотворения, «устремляется» от земной жизни к небесам – от жизни на земле к Жизни Вечной
И, потому, приближаясь к финалу, следует, наверное, вспомнить и ещё один очень важный образ, о котором немного говорилось ранее. Это – Великая и Таинственная Книга Псалтирь. Без неё невозможно представить ни православное богослужение, ни творчества русских поэтов, да и русского искусства в целом. А уж особенно, - хорового концерта, который как будто звучит и «в этой роще берёзовой».
Вечные мысли и образы Псалтири особенно ярко воплотились и в произведении великого Князя К.К. Романова
  Хвалите Господа с небес
   И пойте непрестанно:
   Исполнен мир Его чудес
   И славой несказанной.
   Хвалите сонм бесплотных сил
   И ангельские лики:
   Из мрака скорбного могил
   Свет воссиял великий.
   Хвалите Господа с небес,
   Холмы, утёсы, горы!
   Осанна! Смерти страх исчез,
   Светлеют наши взоры.
   Хвалите Бога, моря даль
   И океан безбрежный!
   Да смолкнут вякая печаль
   И ропот безнадежный!
   Хвалите Господа с небес
   И славьте, человеки!
   Воскрес Христос!
   Христос воскрес!
   И смерть попрал навеки! 
 И люди, и Силы Небесные, и всё мироздание  дружным единым хором прославляет Воскресшего Бога. Неслучайно в конце Великой, Удивительной  и Таинственной Псалтири перечисляются, наверное, все известные музыкальные инструменты – «Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Хвалите Его                в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания».  Потому что все они поют Славу Создателю, потому что: «Всякое дыхание да хвалит Господа»!
А в  финале беседы от Священного Писания и Времён Библейски снова возвратимся в Россию - к образу русского  соловья, без которого нельзя представить себе песню нашей родины.
 Ах! Как птицы поют,
Так в неволе не спеть.
Ублажаю тебя,
Божье слово, свобода.
Соловьи, соловьи,
Я б хотел умереть,
Под акафист
Подобного рода.
Не ищите во мне,
Злы язычества суть.
Кто ж меняет творца на творенье?
Отложите пока человеческий суд,
Распахните сердца на мгновенье.
Так ликуй же ликуй,
Непогоде на зло.
Окажи здесь живущим услугу:
Совершай до утра прославленье без слов,
Призывай благодать на округу.
Что вас манит сюда
Из заморских широт?
Там гораздо сытней и красивей.
Или воля не та, или воздух не тот -
Знать и вам не прожить без России.
Где ж вы судьи мои? -
Я пред вами стою.
И готов головой заручиться,
Что покуда у нас,
Так пред богом поют,
Ничего на Руси не случиться
 Это произведение иеромонаха Романа во многом  перекликается  со стихотворении   Н.А. Заболоцкого, которое в данном исследовании всё же было главным.  Перекликается, несмотря на лежащую между поэтами пропасть – хотя, наверное, лишь на первый взгляд.
Акафистом - хвалебным пением, которое всегда слушают стоя, становится пение соловьев. Пение звучит во всей России. Во всем мироздании! Вернее –                над Россией и мирозданием.  И покуда мы, русский народ, обращаемся в молитве к Создателю, вся Россия и вся земля -  будет находиться под защитой!
Лирический герой обращается к соловьям о достойной смерти, которая станет началом Жизни Вечной, -  не только самого его самого, но и всего русского, православного народа.
Всё о чем мы с вами говорили, - это -  наша жизнь, неотделимая от  божественной музыки мироздания,  с которой душа устремляется к высшему свету. Это – духовная  основа жизни на Земле!

               Литература.

 1. Заболоцкий Н.А. – сборник стихов.
 2. Сборник «Великие художники»
 К.А.Васильев.
 3. Программа канала «Культура».  Цикл «библейский сюжет». Программа «Мессия», посвящённая Г.Ф.Генделю.
4. Гумилёв Н.С. Сборник «я свет у тебя за плечами».
5. Тарковский А.А. Сборник поэзии.
6. И.А.Ильин «Основы христианской культуры»
7. Е.Н.Трубецкой «Смысл жизни».
8. Гайкова Н.Н. Статья «Лето Господне русской природы».
9. Гайкова Н.Н. Эссе «Утро Вечной Жизни»


Рецензии