Активные формы воспитательной работы

При воспитании детей в любом возрасте наставник обязан придерживаться основных  направлений педагогики:  «воспитывать ненавязчиво», «воспитывать так, чтобы воспитаннику было приятно воспринять развивающий его процесс», «воспитывать последовательно и  серьезно»,  «воспитывать доступными методами», «воспитывать так, чтобы воспитанники осознавали необходимость самовоспитания и саморазвития»,  «воспитывать в соответствии с природой ребенка».
Все воспитание должно быть построено на приобщении воспитанников  к активному процессу получения знаний о себе и об окружающей среде, к активному оперированию такими действиями, как сравнение, классификация, анализ.
Основные формы воспитания – это способы  совместной деятельности  воспитателя и воспитанника, направленные на решение задач самовоспитания и саморазвития. Задачами воспитания являются: 1) ознакомление воспитанника с новым материалом для самоанализа; 2) приобретение им знаний и навыков самовоспитания и саморазвития; 3) их теоретическое закрепление; 4) их применение в жизни.
Все формы воспитания делятся на наглядные: (демонстрация материала, иллюстрация аналогичных ситуаций, экскурсии в окружающий мир), словесные (живое слово воспитателя, беседа, работа с источниками), практические (упражнения, творческие работы, лабораторные тесты, анкетирование и т.д.).
Для решения поставленных перед педагогами воспитательных задач необходимы и соответствующее средства обучения: учебники, справочники, словари; наглядные пособия: схемы, картины; технические средства: компьютеры, киноаппараты, караоке, магнитофоны,  Интернет.
 Цели активного воспитания можно достичь выбором форм и средств воспитания и зависит от специфики задач, поставленных перед воспитанником, и требуют наблюдений, лабораторного эксперимента, практических работ, выполнения  творческих письменных работ.   
Современные педагогические требования к воспитанию толерантной личности предполагают подготовку специалистов, умеющих следить за развитием технической мысли, умеющих не только осваивать новые технологии передовых индустриальных стран, но и умеющих применить их в жизни, способных расширить технический, социальный и нравственный  кругозор воспитанника. 
На заре своей педагогической деятельности А. С. Макаренко писал: «Научить воспитанника творческому труду – особая задача воспитателя»1(С. 95), «Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта»2 (С. 95)
Поэтому главной задачей воспитателя является воспитание   нравственно устойчивой личности. Личность, которая беспокоится об интересах окружающих, друзей, близких людей, трудится и ведет себя так, чтобы окружающим было легко и приятно с ним общаться и работать, чтобы его повседневная деятельность приносила радость и самой воспитуемой личности и людям, окружающим его.
--------------------------------------------------
1. Макаренко А. С. Педагогические сочинения –  М. Педагогика,  1983-1986 гг. Т. 4 – С. 95. 2. Там же. 

Личность, которая ценит интересы, склонности, способности окружающих людей, не будет выпячивать своё «Я», а будет думать: «А какими глазами посмотрят на меня окружающие люди?»
Современные педагогические требования направлены на то, чтобы воспитать в детях патриотические, альтруистические, толерантные установки. А добиться этого можно, опираясь на общечеловеческие духовные и нравственные ценности, поддерживая связь с передовой педагогической мыслью через книги, компьютерные классы, СМИ, Интернет.
«Долг педагога – нравиться воспитанникам, вызывать симпатию, уважение, доверие», – писал А.С. Макаренко. Именно с этих слов замечательного педагога каждый воспитатель должен начать свою педагогическую деятельность, так как от того, любят ли дети, своего воспитателя или нет, во многом зависит успех  проделанной работы.
Воспитателю следует помнить В. А. Сухомлинского: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоуханным цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи. Мудрое доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносят беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и ввергнуть в уныние, вызвать улыбки и слезы, породить веру и недоверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души».1
Воспитателю необходимо находить время и желание выслушать детей и помочь им разобраться в жизненных обстоятельствах, которые окружают их. Необходимо увлечь детей занимательным материалом, внешкольными мероприятиями, чтобы воспитательный процесс стал для них потребностью.      
 Несомненно, воспитатель   должен быть идеалом для воспитанника. Обычно воспитанник подражает воспитателю, пародирует его тон, поведение. Если воспитанник, по какой-либо причине теряет интерес к личности воспитателя, то снижается и воспитательный процесс. А чтобы этого не произошло, воспитателю необходимо как можно чаще использовать эвристический игровой момент, углублять познавательный процесс, оставаться при этом, если не идеалом, то хотя бы добрым старшим другом.
 В воспитательном деле соавторство – непременное условие для проявления способностей воспитанников, их инициативности. В соавторстве с воспитателем воспитанник преображается, чувствует уверенность в своих силах. 
1. Сухомлинский В.А. «Как  воспитать настоящего человека».
 Избранные произведения в 5 томах. Киев, 1979 г. Т.2.с. 298.

Тот воспитанник, кому учеба и воспитание давалась легко или смог проявить свои способности, данные природой, сохраняет в душе самые теплые воспоминания о садике, школе, вузе, как о втором родном доме, где он духовно обогатился и получил знания об окружающем мире и даже о самом себе. А те воспитанники детских садов, учащиеся школ или студенты, у которых с воспитателями не сложилось взаимопонимание, не любят вспоминать о них во взрослой жизни. 
Педагоги по призванию никогда не забывают, что каждый воспитанник индивидуален, что растет в разных социальных условиях, что развивается он в окружении людей с разной духовной ориентацией и разными оценками на общечеловеческие ценности. Поэтому требования педагогов к разным воспитанникам могут быть разными, и подход к ним может быть индивидуальный.   
Говорят, «Того, кто накормил голодного хлебом, благодарят однажды, а того, кто научил добывать его – тысячу раз».
Педагоги должны делать все возможное, чтобы их воспитанники получали не только хорошие отметки, но и уверенно  и правильно выбирали «путевки» в самостоятельную жизнь, чтобы научились честным трудом добывать хлеб насущный.
Педагоги по призванию интуитивно чувствуют сильные и слабые стороны своих воспитанников, стараются найти путь к их сердцу, помочь им и советом, и делом.
К сожалению, неоценимый труд педагогов и воспитателей, их советы, не всегда воспринимаются некоторыми воспитанниками, как заботу о них, об их духовном развитии.  Правильное восприятие учениками требований педагогов, взаимопонимание между наставниками и их воспитанниками, желание и старание самих  воспитанников добиться хороших успехов в учебе, спорте, в общем духовном и физическом развитии создают хорошие условия для успешной воспитательной работы с подрастающим поколением.
В. Тендряков писал: «Нередко можно услышать беспечное: зачем, собственно, учить жизни, она, жизнь, сама здорово учит. Учит – да! Но чему? Она может научить не только стойкости и благородству, но и отвечать на жестокость жестокостью, на оскорбление оскорблением, на подлость подлостью. Жизнь – стихия, и крайне неразумно надеяться, что слепая стихия способна подменить собой педагога».
С целью помочь педагогу вырастить не только эрудированного ученика, но и гуманного, тонко чувствующего чужую боль, желающего помочь окружающим людям, стремящегося защитить живую природу человека, и продиктован выбор исследовательской работы.   


Рецензии
Отлично напсано!!!

Григорий Аванесов   23.11.2022 17:13     Заявить о нарушении
Благодарю вас за рецензию.
Доброго Вам дня и успехов в творчестве!

Айша Курбанова 3   25.11.2022 15:51   Заявить о нарушении