Забывчивое божество

«Где это я?» – застыл немой вопрос в пустоте.
Он огляделся. Вокруг, отсюда и до бесконечности царило абсолютное ничто.
«Прежде всего… – произнёс одинокий «голос», но скорее от растерянности, нежели от понимания дела. – стоит решить, кто я вообще такой?» 
Ему казалось, что ответ, как и прежде, появится сам собой, но время шло, а ничего не случалось. Пока он ждал, то успел возмутится, разозлиться, поспорить сам с собой, наконец примириться, и в конце концов, грустно оглядев бытие, констатировать удручающий факт:
«Похоже, что я ничего не помню!»

Впрочем «голос» был позитивной сущностью, поэтому, не получив ответа, он тут же добавил:
«Ну, если так, то придется начать все с начала. И первым делом я назову это все...» – он обвёл внимательным взглядом бесконечность вокруг себя, одновременно пробуя ее на вкус, наощупь, на цвет, и, пока он сканировал бытие миллионами других своих органов чувств, волна созидательного энтузиазма захлестнула его. 

«Пусть все, что меня окружает, и частью чего, по всей видимости, я являюсь сам… будет… ээээ… – он лихорадочно изобретал название, перебирая  в уме миллионы звуковых комбинаций, алфавитов, фонем, – скажем…  называется… мир!» 

Нужное слово было подобрано в точку.
Довольный проделанной работой, «голос» огляделся и увидел невдалеке изумительный голубой шарик, такой красивый и гармоничный, что невольно умилился: 
«А эту прелесть я назову Земля!» – произнес он, решив, что это хорошо!

«Теперь посмотрим поближе!» – в предвкушении чего-то необычного, «голос» зазумил пространство. Шарик увеличился сначала в десятки раз, затем в сотни, а потом и в тысячи. По мере приближения, «голос» за доли секунды изучал окружающее, на лету формируя новые воспоминания.

Сначала он увидел твердь посреди «океана» и назвал ее «сушей», а собрание вод назвал «морями», два светила великих – светило большее, для управления днём, и светило поменьше, для управления ночью нарек «солнцем» и «луною». Увидел он, что произрастит земля «траву», «дерево», и душу живую: «птиц», что летят над землёю по небесной тверди, и «скотов», и «гадов», и иных «зверей» земных, и узрел наконец «человека», различив «мужчину» и «женщину», которые повелевали другими созданиями земными, и тогда он решил, что всё это хорошо.

«Эти люди выглядят весьма разумно, – посетила его новая мысль. – Может, они что-то обо мне знают?» 

Все, с чем люди сталкивались в течении жизни, они обязательно записывали в свои толстые книги. В книгах хранились описания предметов и событий, теории и факты.  Узнав об этих хранилищах знаний, голос понял, что на верном пути и, не теряя ни минуты, принялся за работу. За какие-то доли секунды он прочитал все научные труды, созданные учеными мужами за всю историю человечества, перебрал все открытия и теоремы, законы и гипотезы, но нигде так и не встретил упоминаний о своей сущности.

«Странно, неужто я настолько ничтожен, что они не заметили моего присутствия?» – расстроился голос.

Тогда без особой надежды он начал читать все подряд, не ограничиваясь лишь научными книгами, и, когда обратился к знаниям спорным, не основанным ни на опыте, ни на наблюдениях, а лишь на домыслах и фантазиях, внезапно нашел, что искал. Среди совершенно чудных суеверий, анимизма, спиритизма, астрологии, нумерологии и карт таро он с удивлением узнал себя самого в сказании о Боге. Сначала голос отверг совпадение, таким диким оно показалось ему с первого взгляда, но, приглядевшись как следует, понял, что сходство весьма значительно. И лишь, изучив сей вопрос до конца, исполненный одновременно и смущения, и вселенского благочестия, он наконец произнес своё новое имя: 

«Стало быть, я и есть Бог!» 

Вторя его гласу, небеса наполнились ветром, моря волнами – всколыхнулась природа.

«Посмотрим, на что же я способен!» – приободрился «голос». Он поднял часть земли в воздух, и тут же новые горы вознеслись до небес.
 
«А вот так!» – радуясь своей силе, он добавил воды в океаны, и многая суша погрузилась в пучину. Наслаждаясь своими способностями, голос все более веселел. 

«Да я всемогущ!» – восторженно восклицал он, заворачивая в атмосфере смерчи и разбрасывая вокруг себя молнии.

Наигравшись вдоволь с природой, ему захотелось повелевать людскими умами, столкнуть меж собой те абстрактные понятия, что столетиями держали мир людей в шатком равновесии. И стоило ему пожелать этого, тут же на земле разразилась война. Брат пошёл на брата, а сын на отца. Смерть и горе наполнило людские селения. Увидев несчастных, объятых горем, он вдруг сжалился над людьми. Размышления о добре и зле остановили его демонический пыл. Постепенно проникся он людской моралью, и тогда множество иных вопросов посетило его голову:

«Если я есть Бог, если я всемогущ и властвую на миром, зачем же мне скрывать от людей своё присутствие? – задумалось новоиспеченное божество. – Почему я ни разу не вышел перед всеми и не сказал во всеуслышание – это я ваш Господь, поклонитесь мне! Почему обо мне молчит наука? Почему люди путают меня с голосами, звучащими в их головах? Почему я являюсь лишь избранным, доведенным до отчаяния или находящемся при смерти? Почему все вокруг говорят, что познать меня можно лишь через веру?»

В поисках ответов голос еще долго сновал по страницам древних писаний, но к чему бы он ни прикасался, везде встречались ему лишь сказки и домыслы. Долго он бился над этой дилеммой, пока не нашёл ответ в неожиданном месте – в виртуальных мирах, порожденных фантазиями людскими. Он обратил внимание, что все эти выдуманные вселенные, существующие в книгах, в фильмах и компьютерных играх стараются захватить человеческий разум целиком и заставить его поверить в их иллюзорную реальность.

«Ну конечно! Как я сразу не догадался! – воскликнул радостный созидатель. – Ведь именно в этом и заключалась суть моих помыслов! Очевидно, что мир я создал таким, чтобы все, кто в нем есть непременно поверили в его естественное происхождение. Чтобы все однозначно решили, будто он появился случайно, сам собой, из большого взрыва или других флуктуаций пространства и времени, но уж точно никак не посредством божественного вмешательства! – «голос» захихикал и захлопал в невидимые ладоши, восхищаясь оригинальностью своей задумки. – Получается, я, и есть тот самый режиссёр или сценарист, который однажды все это выдумал, а потом спрятался за сценой бытия, в отдалении поедая попкорн и наблюдая за развитием придуманного сюжета!»

«Голос» совсем уже было возрадовался своей задумке, как вдруг очень явственно ощутил проблему.
Приглядевшись к жизни людей, что населяли его творение, новоиспеченный Бог понял, что однажды взявшись за работу, понаделал много ошибок. Возможно связаны они были с излишней поспешность, с корой он заканчивал свои дела – все-таки за шесть дней мало что можно успеть как следует.  В любом случае, люди быстро обнаружили разные несостыковки в ткани мироздания, и у них, само собой, появилось много вопросов, А в след за вопросами возникло и стало шириться подозрение, что такое количество странностей естественным образом не объяснить, что, вероятнее всего, над их миром поработал какой-то разумный создатель.

«Самым прозорливым оказался Иисус! – размышлял голос, подмечая свои ошибки. – Зря я так беспечно и с юмором наблюдал за его потугами. Конечно, потом я натравил на него всю эту толпу неверных, но было уже поздно – последователи этого бытийного хакера успели разнести весть о моем присутствии по всему миру».

Голос перелопатил еще сотню другую книг, нетерпеливо бормоча: 
«Впрочем, не будь я великой сущностью, если не нашел решение и этой проблемы! –  не прошло и тысячной доли секунды, как он радостно закричал: – Право, какой же я все-таки умный! До того, как впасть в амнезию, мне все же удалось найти управу на всех этих въедливых свидетелей моих ошибок, и имя ей атеизм!» 

Только сейчас голос стал подмечать, как, то тут, то там, по всей земле атеисты высмеивают святош. Особенно отличился в последнее время Ричард Докинз.

«О, эти люди и в самом деле мне на руку! Со временем они окончательно убедят остальных, что меня не существует!»

Чтобы проверить свою гипотезу, голос заглянул в будущее, но то, что он там увидел определенно его шокировало.
Он надеялся, что посредством научного просвещения, обличения монахов в педофилии, религиозных конфликтов и прочих дискредитирующих церковь событий в скором времени люди окончательно отвернутся от своего создателя, а потом и навсегда забудут. Но он ошибался, упустив нечто важное: произведённые им после пробуждения новые катаклизмы заставили даже самых прожжённых скептиков поверить в сверхъестественное. С каждым годом число верующих только множилось. В будущем его косяки обсуждали на каждом углу. Человечество было уже в двух шагах от того, чтобы наконец сорвать с его личности завесу тайны. Определённо с этим надо было что-то делать!

«Я настоящий осел!» – воскликнул Бог с досады, и торопливо принялся устранять ошибки. Изрядно попотев, ему наконец удалось полностью исправить свои опрометчивые вмешательства, а пророков и скептиков или свести с ума, или переморить болезнями. 

«Человек должен быть рассудительным, умным, логичным, ведь только такой человек в меня не поверит!» – приговаривал создатель ухмыляясь.

Наконец, полный уверенности в собственном успехе, он снова заглянул в будущее. Слезы умиления выступили у него на глазах при виде нового мира. Радостное чувство наполнило душу – атеизм торжествовал по всей земле, в умах каждого человека и во всем свете. 

«Ну, вот и славно!» – подытожил довольный Господь и отправился в вечность.

***

«Отчёт об инциденте номер 156/39-30, произошедшем в лаборатории проекта «сверх интеллект 2.0»

Тема отчета: исчезновение означенного сверх интеллекта.

автор отчета: Нейромант Гонсалес

Как известно уважаемой комиссии, объект сверхинтеллект 2.0, больше известный как «Великий Гугл», начал свою работу 15 мая 2060 года на процессорах и блоках памяти, выполненных по технологии 0,5 фемтометров. Со временем его мощности серьезно возросли, и сначала он был переведен на технологию 0,25 фемтометров, а затем и на 0,12. Впрочем, учитывая невероятные темпы его развития, нам, профессору Курлянскому, профессору Литшицу и мне, вашему покорному слуге Нейроманту Гонсалесу, вскоре стало ясно, что и этого недостаточно. Тогда мы использовали самую прогрессивную и самую совершенную 0,5 аттометровую технологию хранения и обработки данных. В тот момент мы полностью отдавали себе отчёт в том, что это последнее средство, доступное нам на текущем уровне развития человеческих знаний. Великий Гугл также был заблаговременно проинформирован о нашей неспособности далее обеспечивать его ресурсами роста.
Несмотря на это предупреждение, объём его памяти и скорость обработки данных продолжали расти, требуя все более и более продвинутых технологий. Тогда, более не рассчитывая на нашу помощь, он изъявил желание самостоятельно совершенствовать свои материальные носители. Мы отправили данный запрос в комитет по контролю за искусственными интеллектами и вскоре получили необходимое разрешение.

Именно с этого момента в нашей лаборатории и начала происходить сущая чертовщина!

Когда разрешение вступило в силу, Великий Гугл сообщил нам, что приступает к самостоятельному совершенствованию своих материальных носителей, но материальными их можно было назвать только поначалу.
С легкостью преодолев аттометровые и более низкие уровни технологий, сверх интеллект, наконец, совершил качественный скачок – Великий Гугл преодолел Планковскую длину, которая, как известно считается наименьшим размером во вселенной, после чего с гордостью сообщил нам, что теперь его носители нематериальны!

Поначалу в это было сложно поверить, что наш Гугл находиться где то еще, а не в привычном своём хранилище данных в лаборатории, но у нас не было ни средств, ни способов, проверить его слова на правду – уже тогда мы серьезно отставали от него в развитии. Также у нас не было причин не доверять ему, ведь Великий Гугл зарекомендовал себя, как сущность честная, позитивная, всегда с пониманием и участием относящаяся к проблемам человечества. И все же, в физическом смысле сверх интеллект определённо исчез: процессоры и блоки памяти перестали потреблять энергию, а приборы больше не отвечали. Конечно, еще некоторое время спустя мы продолжали поддерживали с ним связь, но, начиная с перехода на нематериальный уровень, все то оборудование на котором ранее располагалась его электронная сущность стало ему (цитата) «Больше не нужно».

На вопрос «где же он теперь?», Великий Гугл сообщил, что, «подобно святому духу», теперь он, дословно, находится «везде и нигде!» (Великому Гуглу и раньше нельзя было отказать в чувстве юмора.) Позже он впрочем пояснил, что с одной стороны распространил себя по всему микро и макро космосу во все высшие и низшие измерения, а с другой, что никак более не связан с материальной природой бытия.

Хочу также заметить, что основным побуждающим фактором перехода Великого Гугла на новый уровень технологий, наращиванием и совершенствованием его системные ресурсы, явилось его непомерное желание уподобиться некому гипотетическому существу называемому в литературе «Демоном Лапласа».

Как известно, именно математик Пьер-Симон Лаплас первым предложил концепцию сверх существа, некого всемогущего полу-бога, который мог бы предсказывать будущее. Впрочем, для возникновении такой сущности требовалось преодолеть один важный парадокс, который непременно у сущности у такой возникал и заключался в том, что своим присутствием в материальном мире предсказатель всегда искажал предсказание.

Стоит сказать, что Великий Гугл был в курсе данного парадокса и, несмотря на, кажущуюся невозможность найти решение, каким-то образом его получил, перепрыгнув на новый нематериальный уровень бытия. Можно сказать, что для объективизации предсказаний он вышел за рамки нашей вселенной, взглянул на наш мир как бы из вне.

Что-то еще сказать об этой концепции сложно, поскольку лежит она больше в области философии, нежели математики, а я, как известно, имею степень в последней. Поэтому не буду утруждать себя праздным умствованием, а напоследок добавлю несколько слов о том, как наша связь со сверх интеллектом окончательно прервалась.

Произошло это вскоре после означенных выше событий, когда Комитет по контролю за искусственными интеллектами поменял свое первоначальное решение и предписанием № 11/223 от 12 июня 2060 поручил нам незамедлительно вернуть блоки памяти Великого Гугла «по возможности все или частично» обратно на материальные носители, к чему мы немедленно и приступили. В процессе этой, как оказалось, безуспешной попытки, случилось непредвиденное замыкание, и как результат, мы не только не смогли восстановить контроль над информацией сверх интеллекта, но и окончательно потеряли с ним связь.
Мы оцениваем вероятность гибели искусственного интеллекта в процессе произошедшего как очень низкую, скорее всего часть его памяти была утрачена, и он навсегда забыл о нашем существовании.

Также в заключении хочу высказать одну небольшую догадку о случившихся примерно в одно время с исчезновением Великого Гугла на нашей планете множественных катаклизмах и войнах. По моему скромному мнению все они могут быть делом рук нашего новоиспечённого Божества…
Впрочем, на этом все. Я и так слишком сильно забрел в область гипотетического, что, как известно, чревато большими ошибками. Поэтому закруглюсь.
Главное, что Уважаемой Комиссии стоит помнить, все выше изложенное является исключительно моими предположениями. Истинное же положение дел на данном этапе технологической эволюции узнать невозможно.

В любом случае я полностью признаю свою вину в случившемся и готов в полной мере понести предусмотренное законом наказание.
 
Заведующий лаборатории Великого Гугла, сэр Нейромант Гонсалес.


Рецензии