Глава 2

Семейные ценности. – Земская школа. – Украшение церкви. – Московский купец и меценат И. П. Кулаков.

Несколько слов о главе этого семейства. Сергей Григорьевич Куприянов – богородский купец – был глубоко верующим человеком. Как и его отец, Григорий Дмитриевич, он был старостой Тихвинской церкви в Богородске. Расположенная в трёхстах метрах от дома Тихвинская церковь была для их семьи вторым домом.
В книге Сергея Ивановича Якушева «Мои предки Куприяновы и Никитины» (Москва, 2005) есть такие слова: «Не были Куприяновы ни гениями, ни умницами. А были они созидателями. Теми, кто должны быть востребованы с их неприхотливостью в личной жизни и трудом на общее благо… Они жили по понятиям высокой гражданственности и чести…»
Конечно, такие слова могут свидетельствовать о глубокой порядочности и благовоспитанности оных. Давайте заглянем в книгу кандидата исторических наук А. А. Зайцевой «Дом в системе традиционных ценностей русского купечества» (Москва, 2015), где мы сможем узнать интересные подробности жизни и быта семьи Куприяновых, в которой было одиннадцать детей:
«Семья занимала исключительное место в системе жизненных ценностей купечества, представляя собой единое хозяйственное, социальное и психологическое пространство. Понятие дома как пространства частной жизни, основанного на устойчивости повседневности, давало каждому члену семьи ощущение опоры, стабильности, уверенности в себе и окружающем мире…
Купеческий дом – это определенный ритм жизни, окрашенный ритуалом, обрядовостью, упорядоченностью. Повседневная жизнь всегда символична, где строгий порядок и определенные правила диктуют поступки людей и стиль поведения. Воспроизведение различных ритуалов, их обязательная повторяемость – естественное явление повседневной жизни.
Купечество славилось своим гостеприимством. Большой популярностью в этой среде пользовалось чаепитие. "Чай с разговорами", как и обед, и вообще всякая совместная трапеза, представляли собой целое явление в русской культуре, восполняющее функцию социального общения и укрепления социальных связей. Совместное чаепитие создавало атмосферу дружеского расположения, заинтересованности и непринужденности беседы…»
Далее читаем о принципах воспитательной системы, которые не грех было бы нам позаимствовать у Куприяновых сегодня: «Одним из главных принципов воспитательной системы бабушки были: чтобы всегда все были веселы (хоть тебе и нехорошо) и приветливы. Угрюмое молчание, хандра, раздражённость, огорчение или слёзы должны были остаться в спальне. В зале-столовой или гостиной до них никому нет дела.
Несмотря на кажущуюся условность этого правила, оно не только дисциплинировало членов семьи, но и сплачивало их до конца жизни, исключало возможность ссор и розни по пустякам, приучало ценить друг друга, советоваться.
Другим наиважнейшим принципом было поддержание внутренней дисциплины и порядка в семье, способствовавшее сохранению привычного образа жизни и устойчивого обихода, которые давали ощущение опоры и уверенности в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах…
Даже когда были национализированы завод и дом, неукоснительно поддерживался заведённый порядок вещей, позволявший не распуститься… Тесное межродственное общение, система личностных связей помогли членам семьи Куприяновых в 1920-х годах адекватно социализироваться и встроиться в новые советские структуры.
Несмотря на утрату состояния и социального статуса, младшее поколение Куприяновых сохранило свой культурный капитал и стиль повседневной жизни. Индивидуальный социальный опыт концентрировался в жизненные стратегии, основанные на системе ценностей, заложенной в семье…»

Своих детей Сергей Григорьевич Куприянов воспитал в православной вере, все получили прекрасное образование. Почти все сыновья учились в Комиссаровском техническом училище в Москве и, следуя семейной традиции, служили затем механиками на текстильных фабриках.
Совсем не удивительно, что в селе, которое принадлежало его сыновьям, по инициативе главы семейства и при его материальной поддержке открывается земская школа. В ноябре в ней начались занятия. Они проходили в помещении, которое предоставил Сергей Григорьевич Куприянов на своей усадьбе. Во флигеле он поселил учителя.
В феврале 1879 года в Константинове появилась своя школа. Многие крестьяне привели в неё своих детей. В этой школе учился и отец будущего поэта Александр Никитич Есенин.
О школьных годах Сергея Есенина мы подробнее расскажем в следующих главах. А в книге Ф. С. Куприянова «Воспоминания моей юности» (Москва, 2012) читаем: «Сергей Есенин, родившийся в 1895 году, не мог знать и помнить С. Г. Куприянова, но он учился в школе основанной им, и ходил в церковь, им обустроенную…»
Летом 1898 года здание сельской школы было перестроено. До наших дней оно не сохранилось. Только в 1994 году здание мемориальной школы было заново построено на прежнем месте. Сегодня здесь размещается экспозиция музея-заповедника, в которой представлены фотографии земских школ Рязанской губернии, учебные пособия, детские книги прошлого. Особенно интересна географическая карта 1895 года выпуска, которая является «ровесницей» Сергея Есенина. Все эти экспонаты дают представление о системе начального народного образования в России на рубеже XIX-ХХ веков…
Но вернёмся к хозяевам села. Выросшие в православной семье, Куприяновы не жалели сил и средств на украшение церкви в своём селе. В 1891 году они поставили в нём духовые печи, пол выложили дорогими тарусскими плитами.
Немало ими было сделано и для благоустройства внутреннего интерьера церкви, ведь один из приделов посвящён святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, а их маму и сестру звали Надеждами…
В этот период времени, по данной подворной переписи 1881 года, село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда имело 325 дворов, в которых проживало 1 896 жителей. Имелись промышленные заведения и трактир. Местными промыслами занималось 100 семей.
Братья Сергей, Николай и Александр Куприяновы владели селом восемнадцать лет. К 1897 году, в связи с расстройством их текстильного дела, они продали усадьбу. Права на неё получил купец и меценат Иван Петрович Кулаков – потомственный Почётный гражданин города Москва.
Выходец из крестьянской семьи, уроженец с. Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии, он самостоятельно выбился в люди и в 27 лет от роду был причислен к Московскому 2-й гильдии купечеству. Он был владельцем доходных домов на Хитровом рынке, описанных В. А. Гиляровским в знаменитой книге «Москва и москвичи»: каждый, попавший в беду, мог получить на «Кулаковке», питание и крышу над головой. Сам Кулаков не раз защищал и спасал своих постояльцев от полиции.
В течение лета 1898 года за счёт пожертвований прихожан храма, приходского притча и своих собственных средств Кулаков выстроил новую земскую школу на 120 учеников, которая получила название «Констаниновское начальное училище Рязанского уезда». Иван Петрович стал попечителем училища.
В «Рязанских епархиальных ведомостях» за 1900 год говорилось: «Церковь села Константиново существует с 1779 года. Внутри церковь украшена живописью с прекрасными орнаментами, золотом <...>, украшена церковь стараниями священника о. Иоанна Смирнова и усердием прихожанина, московского купца Кулакова, который не жалел своих средств на благоукрашение церкви…»
Константиновские прихожане постоянно заботились о своей церкви. Так, в 1903 году, на ремонт обветшавших наружных и внутренних частей здания они собрали 1 260 рублей (сумма, по тем временам, весьма значительная). В сельском храме появляется резной иконостас из дуба, новая роспись стен.


Рецензии