Глава 3

Облик села. – Новый уклад сельской жизни. – Лидия Кашина. – Открытие литературно-мемориального музея. – Государственный музей-заповедник С. А. Есенина. – Всероссийский есенинский праздник поэзии.

К началу ХХ века окончательно сформировался исторический облик села, особенностью которого была протяженность вдоль береговой линии реки более чем на три километра. «Порядок» (широкая центральная улица) и несколько «концов» (переулков), таких как Алексеевка, Потеряевка, Новый посёлок, появившийся после пожара 1922 года, составляли единое целое. На главной площади села возвышался храм Казанской иконы Божией Матери, стояли дома церковного причта, земская школа, господская усадьба.
Типичная крестьянская усадьба того времени состояла из выстроенного из сосновых брёвен и украшенного резным декором дома. Размеры жилища определялись достатком хозяев. Состоятельные имели пятистенки и крыши, крытые соломой со слуховым окном. Двор примыкал непосредственно к сеням, отдельно стояли амбар и рига. Земельный надел около дома составлял сорок соток, там были сад и огород. Разделение больших семей привело к тому, что дома для отделившихся хозяев стали возводить на месте сада. Иногда рядом стояли сразу три таких дома.
Пахотные земли делились на три поля (трехпольной системы земледелия). На каждом из них крестьянин имел свой участок – выть, который кормил крестьянскую семью. «Чёрная, п;том пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить?..» – писал Сергей Есенин в 1914 году.
Почва была суглинистой, требовала внесения большого количества удобрений, поэтому средний урожай составлял 3-5 пудов ржи и овса с сотки. Случались неурожаи, особенно тяжёлыми были 1906-1907 годы.
Заливные окские луга составляли главное богатство константиновцев. Участки имели свои названия: Первая пожень, Тёщин язык, Хорошовка, Сапог, Лубянка, Боровое, Дубровка, Дальняя коса и др. Разнотравье давало много сена, часть его шла на продажу, но в основном оно использовалось в качестве корма для животных. Излишек молока перерабатывали на масло, творог, сметану и продавали скупщикам или на базаре в соседнем селе Кузьминском.
Становление новых рыночных отношений в России привело к тому, что часть мужского трудоспособного населения стала уходить на заработки в город. Несколько семей с более высоким достатком организовали артель, приобрели баржи и стали возить дрова из губерний, где много леса, в Санкт-Петербург.
Это привело к формированию зажиточного слоя крестьян, которые начали возводить часовни, украшать храм, покупать новые колокола, приобретать земельные наделы, строить добротные, красивые дома.
С появлением в России в конце ХIХ века железных дорог перевозка дров по воде оказалась экономически невыгодной. Это приводило к разорению владельцев, заставляя их искать другие заработки.
Стала развиваться деревенская торговля. Некоторые крестьяне, такие, как братья Есенины, Гусев, Меркушкин, стали закупать товар оптом в городе, привозить и продавать в розницу односельчанам.
Жители села не были в стороне и от жизни страны, принимая участия в военных действиях того времени. Константиновцы, призванные в армию, участвовали в сражениях Русско-японской войны 1904-1905 годов, Первой мировой войны и всех последующих.
После кончины И. П. Кулакова село Константиново перешло к его дочери Лидии Ивановне, в замужестве Кашиной. По воспоминаниям А. А. Есениной «Л. И. Кашина была молодая, интересная и образованная женщина, владеющая несколькими иностранными языками».
Проходившие в её имении встречи, позволяют говорить о барском доме как об одном из культурных центров села Константиново, где гостями были люди разных сословий: помещики, священнослужители, учителя и крестьяне. И, общаясь со многими людьми, хозяйка старалась помочь всем, кто в этом нуждался.
Сергей Есенин – всегда желанный гость константиновской помещицы. Лидия Кашина была одной из первых слушательниц Сергея Есенина, которой он читал свои новые стихи. Ей поэт посвятил своё стихотворение «Зелёная причёска». С её личностью связано также стихотворение Есенина «Не напрасно дуют ветры».
С изменением существующего строя в 1917 году не однажды Есенину выпадала роль заступника барыни перед новой властью. Так, в январе 1918 года, когда владельцев усадьбы «выкинули из дома», Есенин поехал провожать Лидию Ивановну в Москву и первое время охранял её, когда «пришли сведения, что отберут её дом в Москве».
В этом же году сельчане Константинова приняли на сходе решение «разорить барское гнездо». Только благодаря Есенину дом с мезонином не был разрушен: поэт нашёл нужные слова, чтобы убедить потерявших человеческий облик людей распорядиться этим зданием с пользой для себя.
Тогда всё имущество было конфисковано и передано в ведение Рязанского уездного совета рабочих и крестьянских депутатов. В доме Кашиной после его национализации находился целый ряд служб, в том числе сельская амбулатория. В 1918 году по решению Рязанского уездного исполкома в усадебном доме разместили Константиновский детский дом имени III Интернационала, просуществовавший до 1923 года.
В 1933 году в парке бывшего имения построили деревянную семилетнюю школу, а в бывшем доме помещицы поселили семьи учителей. После укрупнения колхоза его председатель разобрал школу и построил из неё телятник. Только благодаря просьбам сестёр Есениных в 1962 году в доме Кашиной не стали размещать молокозавод.
С 1965 по 1969 год в усадебном доме села Константиново действовал комбинат бытового обслуживания, в котором располагались мастерские, столярный цех, парикмахерская. Новая жизнь старого барского дома началась в 1969 году, когда его передали в ведение литературно-мемориального музея С. А. Есенина, открывшегося 2 октября 1965 года. Во время капитального ремонта и реставрации строению был возвращён внешний облик начала ХХ века.
В 1984 году Совет Министров РСФСР постановил на базе существовавшего литературно-мемориального музея создать Государственный музей-заповедник С. А. Есенина. С 1995 года в бывшем доме Л. И. Кашиной расположилась экспозиция «Музей поэмы С. А. Есенина "Анна Снегина"» – одна из немногих в мире, посвящённая одному литературному произведению и его прототипу.
В 1939-1940-е годы в Константинове погибли сады, в годы войны погиб и барский сад. С 1985 года, на основе плана, составленного сыном Лидии Ивановны Георгием Николаевичем Кашиным, началось восстановление парка.
Перед домом, как раньше, был разбит цветник, ставший украшением усадьбы. По воспоминаниям родственников и знакомых Лидия Ивановна очень любила цветы и сама ухаживала за ними.
В 1930-м году, когда появилась трудовая артель, жители села Константиново стали колхозниками, а затем, в 1950-е годы, стали частью колхоза им. Ленина с центром в соседнем селе Кузьминское. В настоящее время колхоз преобразован в ООО «Есенинское», а село Константиново стало местом настоящего паломничества для многочисленных поклонников поэзии Сергея Есенина из нашей страны и зарубежья.

В день рождения поэта 3 октября в Константинове теперь ежегодно проводится Всероссийский есенинский праздник поэзии, где на различных площадках звучат поэтические строки и песни о Рязанском крае в исполнении как профессиональных артистов, так и любителей поэзии С. А. Есенина.

Ты – судьба моя, мой край берёзовый!
На других – похож и не похож…
Даришь день мне в дымке бело-розовой,
Проливаешь в душу синий дождь.

Судьбы есть куда моей счастливее.
Есть края, что кажутся милей.
Но с тобою лишь машу я крыльями
И печалюсь криком журавлей.

И теку рекой широкой, вешнею,
И травинкой малой в небо рвусь…
Здесь Господь мой дал мне душу грешную.
Так прими ж её, Святая Русь!

(Евгений Семизаров, г. Рязань)


Рецензии