Глава 4

Крестины Сергея Есенина. – Отец Иоанн Смирнов. – Земское начальное училище. – «Низкий дом с голубыми ставнями». – «Поэт и пастырь». – Фёдор Андреевич Титов.

Здесь хочется сделать остановку в повествовании о селе и сказать несколько слов о самом Сергее Есенине и о той атмосфере, в которой он воспитывался, а также о том влиянии, которое оказал на него настоятель Казанского храма.
Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «У меня отец – крестьянин, ну, а я – крестьянский сын…» – писал поэт. В церковной метрике появилась запись о том, что «6 октября 1895 года в Казанской церкви был крещён ребенок Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных, родившийся 3 октября…». Он был наречен Сергием – в честь Преподобного Сергия Радонежского.
Таинство крещения будущего поэта совершил священник Иоанн Смирнов при участии диакона Трофима Успенского и псаломщика Николая Орлина. Крёстным Сергея Есенина стал воспитанник Рязанской духовной семинарии Дмитрий Орлов, а крёстной – Евдокия Титова. «Это будет хороший, добрый человек…», – сказал тогда о Сергее священник.
Иоанн Яковлевич Смирнов был человеком с чуткой, отзывчивой душой. Сестра Есенина Екатерина писала о нём: «Невысокого роста, с крупными чертами лица, с умными чёрными глазами, он так хорошо умел ладить с людьми, что не было во всей округе человека, который мог что-нибудь сказать плохое об отце Иване…»
За усердное преподавание Закона Божия в Константиновском земском училище он в 1881 и в 1898 годах получал благодарности от архиепископа, а в 1901 году был награждён Императорским орденом «Святой Анны III степени» в знак его заслуг на поприще государственной службы.
Из архивов известно, что священнослужителями церкви села Константиново в разные годы состояли также:
– Афанасий – до 1676 года,
– Иоанн – 1776-1786,
– Герасим Фирсов – 1787-1802,
– Фёдор Борисович – 1802-1830,
– Андрей Михайлов – 1831-1840,
– Пётр Андреев – 1841-1854,
– Павел Миртов –1855-1877.

Настоятелем Казанского храма с. Константиново отец Иоанн Смирнов стал в 1877 году после смерти о. Павла Миртова (а не Мартов, как в некоторых изданиях), который, в свою очередь, прослужил в Казанском храме тридцать три года.
Известно, что отец Павел Миртов крестил прадеда Сергея Есенина Осипа, венчал его деда Никиту и бабушку Аграфену, а также крестил его мать Татьяну Титову. Священник Иоанн Смирнов, венчавший родителей будущего поэта, занимался христианским воспитанием сельских ребятишек. Его можно назвать духовным наставником Сергея Есенина.
Жители села помнили, как отец Иван проводил уроки Закона Божия. Одноклассник Есенина по земскому училищу Н. И. Титов рассказывал: «У него учёба была одно удовольствие. Во-первых, у него были картинки, во-вторых, он был красноречив, в-третьих, на его уроках ученики чувствовали себя значительно свободнее, чем у других учителей…»
Из воспоминаний Н. И. Титова узнаём также: «Чуть не с первых дней поступления в школу священник Смирнов выбрал Сергея Есенина, Андрюшку Мамонова и меня для прислуживания ему в алтаре во время богослужений…» Исполнение обязанностей алтарника способствовало укреплению духовности Сергея Есенина, что отразилось и в его стихах: «На сердце лампадка, а в сердце – Исус…»
Отец Иоанн много читал, имел большую библиотеку, выписывал популярные в то время журналы и газеты. К нему тянулась любопытная молодёжь. В доме Смирновых всегда было много гостей. Здесь устраивались музыкально-поэтические вечера, пели русские народные песни, романсы, читали стихи и рассказы, а по вечерам велись беседы на духовные темы.
Отец Иоанн умел говорить замечательные проповеди. Они глубоко западали в юные души учеников. Общение с о. Иоанном, учёба в училище, где тот преподавал Закон Божий, благотворно влияли на молодого Сергея Есенина, что позволило ему окончить учёбу с отличием: он получил похвальный лист «за весьма хорошие успехи и отличное поведение».
Сергей Есенин много времени проводил в доме Смирновых. И не случайно в последние годы жизни поэту с большой нежностью и любовью вспоминается именно дом отца Иоанна – этот «низкий дом с голубыми ставнями»: ведь он остался в его сердце как образ детства, образ родины.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
 
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души. <…>
 
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

Юношеский период жизни поэта очень хорошо показан в художественно-документальном фильме «Поэт и пастырь», снятый по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла в 2010 году. В съёмках принимали участие как профессиональные актёры, так и жители села Константиново.
Роль молодого Есенина исполнил Заслуженный артист России Андрей Денников, о котором мы подробнее расскажем позже. Роль о. Иоанна – настоятель Казанского храма протоиерей Александр Куропаткин. Автор сценария – профессор РГУ им. С. А. Есенина, доктор филологических наук и ведущий есениновед Ольга Ефимовна Воронова…

После отъезда Есенина в Москву и Петроград связь его со своим духовником не прерывалась. Так 13 февраля 1913 года он прислал И. Я. Смирнову открытку с надписью: «Поздравляю дорогого батюшку с наступающим днём ангела и от души желаю дальнейшего и глубокого процветания на лоне добрых дел. С. Есенин…»
А вот ещё письмо к батюшке: «Дорогой моему сердцу отец Иоанн! Пишу тебе после долгого перерыва, ибо был занят в Петрограде и в Москве своими делами, связанными со стихосложением и даже печатанием моих стихов в настоящей типографии, где печатаются настоящие книги… Твоими молитвами, отец мой родной! Господь бережёт меня. Я это чувствую и каждый день всё более и более… Я люблю Бога и благодарю за Милость. Сергей Есенин…»
Узнав о гибели Сергея Есенина в 1925 году, батюшка поминал своего бывшего ученика и просил Бога о смягчении его участи. Сам отец Иоанн ушёл из жизни в 1927 году и был похоронен за алтарём Казанской церкви, где в 2017 году была установлена мраморная плита с крестом и датами жизни настоятелей этого храма.

Дом Есениных находится недалеко от усадьбы Кашиных, в самом центре села, а напротив него стоит церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Есенины каждый день видели её из окошка. Причём полностью увидеть её можно было только при земных поклонах перед образами в красном углу, где было много икон, среди которых особое место занимали «Казанская» и «Споручница грешных». Привычка креститься на церковь осталась у Сергея Есенина на всю жизнь: «И на извёстку колоколен невольно крестится рука…»
Дед поэта по отцу, Никита Осипович, в молодости хотел уйти в монастырь, за что получил прозвище «монах». От него «монахом» стали называть и Сергея, а «монашками» – его сестёр. Тема странника неизменно присутствует в произведениях поэта, продолжая поэтическую линию М. Ю. Лермонтова:

Я странник улогий.
С вечерней звездой
Молюсь я о Боге
Касаткой степной…

С шести лет Серёжа воспитывался в доме деда по матери Федора Андреевича Титова (1846-1927). Дед был зажиточным крестьянином. У него были свои небольшие баржи (барки) для перевозки грузов по реке. Будучи глубоко верующим человеком, Федор Андреевич построил напротив своего дома кирпичную, с соломенной крышей, часовню в честь Святителя и Чудотворца Николая. Она была обнесена деревянной оградкой. В часовне находилась икона святителя Николая, перед которой в праздники всегда возжигалась лампада.
«По субботам и воскресным дням, – вспоминал про деда Сергей Есенин, – он рассказывал мне Библию и Священную историю... Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество народных песен, но, главным образом, духовных стихов...»
Бабушка Сергея Есенина, Наталья Евтеевна Титова (1846-1911), также была набожным человеком. Именно она водила его в Иоанно-Богословский и Николо-Радовецкий монастыри. В доме Титовых, часто собирались паломники, странствующие слепцы, нищие. Звучали духовные стихи и народные песнопения.

К тёплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крылечке там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.

Строен и бел, как берёзка, их внук,
С медом волосьев и бархатом рук.
Только, о друг, по глазам голубым —
Жизнь его в мире пригрезилась им.

Шлёт им лучистую радость во мглу
Светлая дева в иконном углу.
С тихой улыбкой на тонких губах
Держит их внука она на руках…

Поэт вспоминал: «На ранних стихах моих сказалось весьма сильное влияние моего деда. Он с трёх лет вдалбливал мне в голову старую патриархальную церковную культуру…»
Как благотворителя Казанской церкви Федора Андреевича очень почитало духовенство. Поэтому его внук всегда имел возможность подняться на колокольню храма, чтобы вдоволь насмотреться на приокские дали, а в праздники – позвонить в колокола, что доставляло ему большую радость…
2 октября 2020 года, накануне празднования 125-летия Сергея Есенина, состоялось освящение небольшого мемориала на сельском кладбище в Константинове, где захоронены родственники поэта по материнской линии. Найти могилу Фёдора Андреевича Титова помог внук младшей сестры Есенина Сергей Александрович Ильин, который специально приехал из Москвы на церемонию освящения памятника.
Рядом с могилой Фёдора Андреевича на памятной доске, установленной на собственные средства семьи Софии Николаевны Бурчихиной, ранее работавшей экскурсоводом в доме-музее Сергея Есенина, выгравированы слова поэта: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я всё-таки должен сказать, что никто не имел для меня такого значения, как дед. Ему я больше всего обязан. Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура, "умственный мужик"…»


Рецензии