Глава 7
Но храм остаётся храмом, и он должен выполнять своё прямое предназначение: в нём должны проходить богослужения. О том, как создавалась инициативная группа по передаче храма в лоно Православной Церкви, узнаём из интервью с прихожанкой храма Зинаидой Петровной Харламовой, взятое в 2005 году:
«Прошло четверть века с той поры, когда, однажды, придя в библиотеку нашего местного клуба, я увидела там Валерия Голосова и Виктора Чувилина. Они обсуждали вопросы о передаче церкви в собственность будущего приходского совета села. Я также присоединилась к этому разговору. И первым делом мы решили собрать как можно больше подписей местных жителей с ходатайством об открытии храма. Сказано – сделано. Более 70 подписей было собрано. Однако, этого оказалось недостаточно. Но мы не теряли надежду…
В этот период времени храм был в печальном состоянии. В алтаре и трапезной части находились бочки, ящики, цемент. Полусгнившие деревянные леса, установленные ещё в 80-х годах для художественной росписи купола храма, пришли в негодность, стали рассыпаться.
Выделенные из местного бюджета управления культуры деньги закончились, и на этом была поставлена точка по реставрации внутреннего интерьера храма…»
Но сельчане не собирались сдаваться. Зинаида Петровна продолжила свой рассказ:
«Не дожидаясь окончательного решения о судьбе храма, мы горячо взялись за дело. Обговорили предстоящую работу с музейным начальством и, заручившись их согласием на его открытие, повесили свои замки…
Мы оповестили местных жителей о предстоящей расчистке церкви от ненужного хлама. По нашей просьбе приехали игумен Иосиф (Братищев), иеромонах Пимен, дьякон Андрей из Свято-Иоанно-Богословского монастыря. На расчистку помещения собралось около 30 человек.
Сбор подписей продолжался. В селе Аксёново эту миссию исполнял Виктор Чувилин, в Кузьминском – Мария Потапова с помощниками, в Константинове – Сергей Назаров, в музее – Ольга Аникина. Всего собрано было свыше 300 подписей. В Епархию с подготовленными документами поехали В. Чувилин, В. Голосов, С. Назаров, Т. Архипова, З. Харламова.
25 сентября 1990 года владыка Симон подписал указ об открытии храма. И уже на второй день отец Пимен привёз канунный столик: мы сделали самодельные ящички с песком для свечей. Прихожане навели чистоту и порядок.
К празднику Воздвижению Креста Господня 27 сентября практически всё было готово, приготовили много цветов. Нашлись и певчие, наставленные отцом Иосифом – простые прихожане А. Конова, Е. Суркова, Е. Кострюкова, В. Костерова, Л. Топилина, сёстры Александра и Татьяна Гусевы. Они сумели благополучно провести как Всенощное богослужение, так и литургию…»
Итак, в 1990-м году по ходатайству жителей Константинова, близлежащих сёл и Рязанской епархии церковь Казанской иконы Божией Матери была возвращена Русской Православной Церкви. Первое богослужение провёл митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков).
В номере приходской газеты Казанского храма «Сельский вестник» № 9 за октябрь 2015 года есть статья на 25-летие освящения храма. В ней своими воспоминаниями делится автор книги «Пояс Богородицы» В. М. Ефремов:
«Прошло 25 лет с того прекрасного сентябрьского солнечного дня, когда жители близлежащих сел – Константиново, Кузьминское, Аксеново и Федякино – встречали архиепископа Рязанской Епархии Симона… Среди встречающих архиерея царило радостное настроение, особенно у тех, кто принимал самое деятельное участие в ремонтно-восстановительных работах Казанского храма.
Сегодня мы с большим удовольствием поздравляем их со знаменательной датой и желаем им "многая лета". К большому сожалению, некоторые из участников тех событий, не дожили до сегодняшнего дня. Вечная им память…»
Одним из первых священнослужителей церкви Казанской иконы Божией Матери был иерей Валерий Голосов. Затем – иеромонах Филарет. И хотя с разрешения властей церковь открыли для богослужений в 1990 году, в дальнейшем, в течение пятнадцати лет, служба велась только в трапезной части – в приделе святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.
Невзрачный вид самого алтаря и иконостаса не менялся в течение многих лет. В особо плачевном состоянии находился центральный придел в честь Казанской иконы Божией Матери.
В 1994 году Рязанское реставрационное управление составило проект колокольни: по смете на её строительство понадобилось 67 млн рублей. Началось её строительство в 1999 году, а полностью закончилось в 2001 году.
Тогда же на ней появились и новые колокола. Как рассказал нам ведущий научный сотрудник ГМЗ С. А. Есенина Константин Петрович Воронцов, колокола были отлиты именные: с фамилиями тех, кто пожертвовал немалые средства на их создание.
Смотрю на церковь... Красота!
Исполнено благое дело.
И где зияла пустота,
Восстало колокольни тело.
Святыню возродили в срок,
Спустя полвека, как крушили.
Преподан памятный урок,
Чтоб люди жили – не грешили.
Над храмом в отблеске крестов
Незримо Дух Святой витает
И в нас под звон колоколов
Любовь к Отчизне пробуждает <…>
Хвала возносится Христу
Под кровом церкви обновлённой.
Отрадно жить, когда мечту
Возможно зреть осуществлённой.
(Владимир Ефремов)
С 1997 года храм являлся подворьем Свято-Иоанно-Богословского мужского монастыря и только с января 2004 года он вновь стал приходским: в нём регулярно проходили богослужения.
Ремонтно-реставрационные работы по восстановлению внутреннего интерьера храма начались с 2005 года с назначением настоятелем храма протоиерея Александра Куропаткина. До этого времени внутренним интерьером церкви никто не занимался, так как бюджетные деньги из фонда культуры отпускались только для восстановления наружных объектов памятников культуры.
Отделочные работы приходской совет начал с привлечения добровольных помощников из Рязани и других мест – всех, кто был обеспокоен неприглядным видом храма. Всё лето 2005 года в здании храма очищались потолок и стены. Стояла пыльная завеса, нечем было дышать: ходили в масках.
Чтобы привести в надлежащий порядок потолок и стены площадью около 600 м2, потребовалось восемь штукатурных, побелочных и покрасочных операций. Благодаря добросовестному труду прихожан была подготовлена практически вся площадь стен и потолка для новой росписи: художникам не потребовалось никаких дополнительных усилий для начала своей творческой деятельности.
В то время, когда в храме, как говорится, были одни «голые» стены, в художественно-производственном предприятии РПЦ "Софрино" (Московская область) для храма было закуплено паникадило стоимостью 179 000 рублей, тем самым дав людям понять, что храм будет восстановлен.
Средства на паникадило были собраны за короткое время: жителями сёл Константиново и Федякино – более 60 тысяч рублей; Александр и Елена Иващенко пожертвовали около 100 тыс. руб.; по 150 тысяч рублей вложили Сергей и Лариса Вавиловы, Максим и Татьяна Жигаловы и другие.
К августу средняя часть храма (трапезная) уже сияла своей белизной. В течение почти трёх недель чистили, шлифовали, натирали лаком снятые с потолка два небольших закопчённых паникадила, пока не привели их в абсолютно образцовое состояние.
Именно в этот момент и появился в храме местный предприниматель Сергей Владимирович Моргунов – уроженец Сараевского района Рязанской области. Он вплотную занялся восстановлением храма. Таких, как он, в старые добрые времена называли «благоустроителями и благоукрасителями храмов». Сергей внёс значительный материальный и организационный вклад в возрождение церкви Казанской иконы Божией Матери.
К сожалению, его жизнь оборвалась на 42-м году, после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен он на местном кладбище села Константиново у главного входа.
Жизнь нелегка, суров её закон:
Но счастлив я! Мне большего не надо:
Звучал бы колокольный звон
Да теплилась пред образом лампада…
(Эрнест Любенко, г. Москва)
Помимо отделочных работ и художественной росписи храма решались и другие, не менее важные вопросы для полноценной жизнедеятельности прихода. В первую очередь – это снабжение водой. Водопровода в храме не было до 2005 года. Она завозилась – как летом, так и зимой – во флягах на тачке или санках. Естественно, её не хватало. К тому же, занятие это было не из лёгких: водопроводная колонка была в трёхстах метрах от храма и была единственной на этом конце села.
Усугублялось положение ещё и тем, что вышестоящее ведомство культуры считало землю вокруг музея-заповедника своей собственностью (незаконно отнятой в своё время у его владельца – приходского совета церкви) и не разрешало проводить никаких земляных работ: в данном случае – прокладку водопроводных труб. Общими усилиями проблемы с водой были разрешены к радости всех прихожан.
После этого приступили к реконструкции отопительной системы. Была произведена замена двух отопительных котлов старого образца на более современные, что позволило поднять температуру в храме и создать соответствующий комфорт в помещении, отведённом под кухню, где готовилась трапеза для служителей церкви, а также в трапезной для гостей и паломников на пятнадцать человек. В центральном алтаре были смонтированы батареи и также подключено отопление.
Заново переделали и систему электроснабжения как внутри, так и снаружи храма: произведена замена электрических проводов с установкой счётчика и предохранительной системы, а также замена уличного воздушного электрического провода на подземный кабель. Было установлено видеонаблюдение, охранная и пожарная сигнализация. В этих целях произведено переоборудование служебных помещений, закуплена новейшая оргтехника для работы с документацией и для создания церковного сайта.
Свидетельство о публикации №222070901201