Глава 9

Воспоминания прихожанки. – Образ Казанской
Божией Матери. – Храмовые иконы.

От дома Есениных хорошо видно всё село: напротив избы – белоснежная красавица-церковь Казанской иконы Божией Матери, чуть поодаль – просторное здание земской школы, а рядом, на лужайке, каменная часовня с белоснежным куполом. Большая, белая она стоит на пересечении широких улиц около проезжей сельской дороги. Эта часовня была построена в конце девятнадцатого века на деньги отходников, т. е. константиновских крестьян, занимавшихся отхожим промыслом. Назвали её во имя Сошествия Святого Духа и открывали во время крестных ходов.
«В Духов день, на второй день после Троицы, – вспоминает старожил села Евгения Федоровна Поликарпова, – мы совершали от этой часовни крестный ход. Женщины и дети несли иконы, а мужчины впереди несли хоругви. С нами шли батюшка, дьякон, и мы проходили через часовню, а потом проходили мимо кладбища по полю и снова возвращались к часовне и церкви. Когда кого-нибудь хоронили, то покойника заносили в эту часовню, свечи зажигали и батюшка читал молитву…»
Старожилы села вспоминают также, что внутри часовни было светло и красиво: висела икона и чёрный, обшитый бахромой покров для покойника, не имевший никаких украшений. Часовня служила для отпевания утопленников или людей, умерших от заразных болезней, которых в церковь вносить запрещалось.
«В годы гражданской войны в селе свирепствовали тиф и холера, – пишет А. А. Есенина в книге «Родное и близкое». – В редком доме не было больных. Люди не ходили туда, где кто-нибудь болел, умерших в церковь не вносили, а отпевали в часовне, при закрытых гробах. Мать наша не думала в то время о себе, она навещала больных и помогала, чем могла. Для больных у неё всегда находилось сладкое или кисленькое. Кому даст варенья, кому клюквы, кому сдобный сухарь. Всё это она берегла "на всякий случай". Для больных она ничего не жалела. И удивительно, как будто за её доброту, нас минула беда: в нашей семье никто не заболел в те годы…»
Небольшая каменная часовня Сошествия Святого Духа в Константинове была заново воссоздана по архивным чертежам в 2003 году на месте той, которая была разрушена в советское время. И что удивительно, часовня, стоящая на рязанской земле в таком знаковом месте, была построена на средства Администрации Ямало-Ненецкого Автономного Округа при поддержке его губернатора Ю. В. Неелова, о чём свидетельствует мемориальная табличка...
Прихожанка храма, ветеран войны и труда, автор сборника стихов Екатерина Гавриловна Щурова неоднократно рассказывала на страницах приходской газеты «Сельский вестник» о роли храма Казанской иконы Божией Матери в жизни её семьи. Приводим фрагмент её воспоминаний:
«Когда по Милости Божией храм начал восстанавливаться по-настоящему, туда потянулись прихожане из Константинова, из ближних деревень, приезжали даже из Рязани. Храм ожил. Появилась возможность прикоснуться к утраченным святыням.
Сейчас храм не узнать. Он сияет новизной убранства, восстановлена колокольня, сама обновляется роспись в алтаре. Это великое чудо, которое не поддаётся объяснению никакими законами физики – это Провидение Господне! Что-то необыкновенно притягательное лучится в ликах святых. И особенно дорог образ Пресвятой Богородицы Казанской! Что-то родное, необъяснимо близкое веет от него…
Каждое воскресенье мы торопимся знакомой дорогой к храму: брат, Николай Гаврилович Блинов, член церковного совета, поёт на клиросе. На склоне лет мы получаем духовное удовлетворение, радость, успокоение души…
Я уже разменяла последний десяток своего столетия. Но не перестаю восхищаться земной красотой. А два года назад, не зная законов поэзии, начала неожиданно для себя писать стихи духовного содержания. За всё свершившееся благодарим и славим Создателя нашего Господа Бога и Пресвятую Богородицу!..

Жизненной линии благо –
Помыслов, дел чистота.
Будто стихи на бумаге,
В храме встаёт красота.

Чёткие, яркие блики –
Мысль, заключённая в стих:
Образы Старцев Великих,
Строгие Лики Святых…»

Наиболее почитаемыми святынями любого храма в первую очередь являются иконы. В соответствии с названием храма села Константиново особо чтимой иконой является Казанская икона Божией Матери. В храме их две. Написание одной из них относится к 1950 году, о чём имеется соответствующая надпись на её лицевой стороне в правом нижнем углу. Икона написана маслом на доске и украшена окладом. Богородица на нём являет нам облик, присущий русской женщине-матери.
Икона подарена храму бывшим наместником Иоанно-Богословского монастыря села Пощупово архимандритом Авелем (Македоновым). Она размещена в резном дубовом киоте в левой части трапезной храма. Каждое воскресенье (кроме периода Великого поста) после Божественной литургии перед этой иконой служится молебен с водоосвящением и чтением акафиста Казанской иконе Божией Матери.
С этой иконой связаны случаи чудесного исцеления людей, с верой притекающие к заступничеству Пресвятой Богородицы, о чём свидетельствуют более двухсот золотых и серебряных украшений, размещенных у иконы: они пожертвованы благодарными прихожанами. В 2005 году икона замироточила и заблагоухала. Это явление происходило до начала 2008 года. В настоящее время благоухание фиксируется реже.

Другой, также чтимой, является Казанская икона Божией Матери, хранящаяся на аналое главного придела. Она украшена серебряным окладом. Её написание относится к концу XIX веку. Икона была подарена храму его благотворителем – Сергеем Владимировичем Моргуновым. Начиная с 2004 года, она долгое время благоухала, а в 2007 году – замироточила.

Образ Божией Матери «Благодатное Небо» находится в приделе во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с правой стороны у амвона. Подобный тип изображения иконы, возникший в XV веке в Германии, был заимствован в России в XVII веке. Написание данной иконы относят к первой половине XIX века.
Её наименование восходит к иллюстрациям слов Откровения Иоанна Богослова: «И явилась на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце, под ногами её луна... И родила Она Младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...» (Откр. 12:1,5.)
Икона была пожертвована в храм с момента его открытия жительницей соседнего села Кузьминское. История иконы связана с Воскресенской церковью этого села. После разрушения церкви, уцелевшие иконы уничтожались: их расстреливали. Сердобольные прихожане хотели спасти икону, пустив по водам реки, но одна жительница упросила оставить икону у себя и бережно её хранила многие годы.
Долгое время на иконе были видны только светлые лики Богоматери и Младенца, на которых остались различимые и по сей день следы выстрелов. Принесённая в храм, икона стала проявляться с начала 2008 года: показались не только фигуры Пресвятой Богородицы с Младенцем на правой руке, но и светлые нимбы вокруг ликов, а также образы Ангелов в верхних углах изображения.
Яркие очертания приобрели багряное платье Владычицы; её синий покров, который, спускаясь с головы, обвивает Её справа и удерживается левой рукой; белый хитон Младенца с красным платом, лежащим на его коленях. В правой руке Божией Матери стал ясно виден скипетр, в левой руке Младенца – крест. Его правая рука сложена в позе благословления. На голове Богоматери – корона.
Икона «Благодатное небо», вставленная в резной дубовый киот, является украшением храма. Празднование иконы дважды: 6 марта и в неделю Всех Святых. «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? – яко возсияла еси Солнце Правды; рай? – яко прозябла еси Цвет нетления; Деву? – яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? – яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим…» – гласит тропарь праздника.

Особо почитаемой является икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери из Софии, расположенная на аналое одноимённого придела в их честь – единственного придела святых мучениц в Рязанской епархии. Её написание относится к концу XIX – началу XX века. На иконе изображены три юные отроковицы с матерью, смиренно отпускающей их на мученическую смерть. Фон иконы выполнен орнаментом, имеются украшения по краям иконы. Нимбы обведены рядами киноварных линий. Так как доски, на которых была написана икона, со временем дали трещины, то в XXI веке икона была, с небольшими огрехами, поновлена художником.

Икона Первоверховных апостолов Петра и Павла расположена на левой стене главного придела. Обретена икона в тайнике при вскрытии пола во время реставрации храма. Можно предположить, что прежде она была в иконостасе Казанского храма и была спрятана в советское время верующими.
Написание этого образа относится к концу XIX – началу XX века. Фигуры святых апостолов изображены в рост: Павел слева в трёхчетвертном повороте к центру, Петр – фронтально. В левой руке каждого апостола – Евангелие, в правой – посох. Нимбы золочёные. Фон изображает голубое небо, коричневые камни с заревом языческих костров на заднем плане. Особое почитание этой иконы связано с её мироточением в 2007 году, которое исходило из правой руки апостола Павла.
Также ростовое изображение представлено на иконе Святителя и Чудотворца Николая. Икона расположена слева от входа в трапезную часть храма. Её написание относится к концу XIX – началу XX века. В левой руке он держит Евангелие, правая сложена в жесте благословения. Его облачение соответствует его святительскому сану.
Иконы, которые в настоящее время расположены в иконостасе центрального придела Казанской Божией Матери, были расписаны художником из Ельца. Известно, что этот мастер принимал самое активное участие в росписи Задонского мужского монастыря.


Рецензии