Глава 12
Неожиданные совпадения. – Поэтическое наследие Андрея.
Наше повествование о церкви Казанской иконы Божией Матери будет неполным, если мы не помянем добрым словом человека, последние годы которого были неразрывно связаны с селом Константиново и его храмом.
Речь пойдёт о режиссёре-постановщике и актёре Государственного академического Центрального театра кукол имени С. В. Образцова Андрее Сергеевиче Денникове (1978-2014), который с 2006 года он стал постоянно приезжать из Москвы в Константиново.
Хочется сказать много тёплых слов в его адрес. Одарённый от Бога многими талантами – актёр, балетмейстер, художник-постановщик, певец, поэт, драматург, – Андрей был внешне очень похож на Есенина.
Личность Сергея Есенина также привлекала актёра. Он создал о нём спектакль, где исполнял сразу несколько ролей. Этот спектакль, который он показывал и в Константинове на ежегодном Всероссийском есенинском празднике поэзии, имел феноменальный успех.
Приехав в Константиново, Андрей, конечно же, пошёл в храм. Вот как вспоминает об этом событии настоятель храма Александр Куропаткин:
«Моя встреча с Заслуженным артистом Российской Федерации Андреем Денниковым состоялась в середине лета 2006 года на вечернем богослужении храма Казанской иконы Божией Матери. Его появление в храме внезапно повергло меня в изумление: внешнее сходство Андрея с Сергеем Есениным было очевидным! И это меня ошеломило, так как я почему-то сразу же изрёк, обращаясь к прихожанам: "Ну вот, к нам пришёл сам Есенин!.." А потом, недолго думая, добавил: "Ну что стоишь, иди на клирос!.."
Андрей будто ждал такого приглашения и спокойно пристроился к небольшой группе церковного хора. В считанные минуты он растворился в общем хоре. После окончания службы я познакомился с ним. И с той поры нас не разлучало ни время, ни расстояние.
Андрею и мне, священнослужителю, повезло тем, что у нас оказались совместные работы в качестве исполнителей главных ролей в коротком художественно-документальном фильме "Поэт и пастырь" (Рязань, 2010). Тем более, что Андрею Денникову, как говорится, сам Бог велел сыграть роль Есенина на константиновской земле, по которой хаживал великий поэт…
Село Константиново Андрей посещал довольно часто. Несмотря на свою огромную занятость, он старался принимать участие в богослужениях не только в воскресные, но и в большие праздничные дни. Наши встречи всегда были волнующим событием для нас. В каждый приезд он привозил с собой "небольшой рюкзак с грехами" и отчитывался перед Небесным Творцом.
Его покаяние, а затем принятие Святых Христовых Таин, были обязательной и основной целью приезда – событием «вселенского масштаба». Духовная беседа – исповедь – порой затягивалась до полуночи, так как каждый случай из его жизни детально обсуждался, а затем совместными усилиями выносилось наиболее приемлемое решение. Могу с уверенностью сказать, что он правильно воспринимал мои, на первых порах, жёсткие советы…
Его титанический труд, любовь к избранной профессии, уникальный голос, профессионализм и, в целом, его многогранный талант, поиски способов донести до каждого зрителя содержание известных всему миру произведений не покидали Андрея ни на один час, ни на минуту. Он прекрасно знал, что дал ему Господь Бог. Но он знал и то, что в жизни человеческой время для свершения больших дел ограничено. Потому он так спешил делать Благое Делание.
Удивительно подвижный, любознательный и дотошный до всего, Андрей принимал самое активное участие во всех наших церковных мероприятиях. Его можно было видеть на крестных ходах, в том числе и на длительных, до пяти километров, вдоль сёл Константиново, Кузьминское, Аксёново.
Его песнопения, исполняемые каждый раз на Божественной Литургии и особенно "Верую", всегда звучали мощно в согласии с нашими немощными голосами. На всенощных вечерних Богослужениях я всегда обращался к нему для исполнения Величания в честь церковного праздника или почитаемого святого. И тогда прихожане могли осязать, как раздвигались стены огромного зала храма. Его помощь на службе была очень действенной, а когда он не мог приехать, его отсутствие очень ощущалось, особенно в Рождественские и Пасхальные дни.
Однажды я попросил его с Ирины Осинцовой, также служившей в театре, разучить на два голоса одно из центральных церковных песнопений – "Херувимскую". В течение почти шести лет красивое умилительное пение в исполнении этих больших артистов звучало с церковного клироса нашего храма. Обладая широким голосовым диапазоном, он пел и другие уникальные молитвы.
С таким же пониманием и ответственностью он подошёл к моему предложению поставить детский спектакль к Рождественскому празднику. Не передать словами, какое это получилось прекрасное, старинного покроя зрелище! На нём присутствовали не только все имевшиеся в то время на селе дети разных возрастов, но их родители и родственники…
И теперь его любимая птица – лебедь – охраняет покой нашего доброго Андрея на той самой священной земле, которую он, ещё полный жажды жизни, заказал себе громадой творческих планов…»
Сравнивая себя и Есенина, актёр создаёт стихотворение под названием «Я и Есенин»:
Я не Есенин! Я – другой!
Я не смогу творить в пустыне.
Моё искусство тут же сгинет,
Как только обрету покой.
Признанье мне сейчас подайте!
Я не могу ждать сотню лет!
Моё искусство – как балет:
Кричите «bravo» иль прощайте!
Блажен Есенин, ибо он
Творил, – и в будущем читаем.
Моё искусство же растает,
Заслышав погребальный звон.
Я в одиночку не сумею
Создать спектакля полотно.
Моё искусство – не кино,
Оно живым дыханьем веет.
Я не Есенин! Я – артист!
Он – тот Титан, что будет вечно,
А я благодарю сердечно,
Когда сейчас зовут на «бис»…
О выступлениях Андрея вспоминает художник и поэт из Москвы Светлана Колосова: «Андрей не читал, он проживал стихи Есенина, дышал ими! А они, благодаря ему, звучали так живо и так трепетно, словно бы родились только вчера, обретая в его исполнении новую жизнь…»
Здесь уместно было бы привести цитату о спектакле Андрея «Исповедь хулигана» из статьи Марии Домашевской: «На сцене один человек и оживающие в его руках куклы, а вы видите Есенина и Россию. На этом спектакле плачешь…»
Благодаря своей исключительно активной и плодотворной творческой деятельности Андрей Сергеевич стал лауреатом ряда всероссийских и международных конкурсов, а также лауреатом Есенинской премии, театрального фестиваля в рамках кинофорума «Золотой витязь» и многих других наград. В 2006 году за вклад в российской искусство Андрей Денников в свои 27 лет удостоился звания Заслуженного артиста Российской Федерации.
О неожиданных совпадениях, которые происходят в нашей жизни, написал актёр Андрей Денников в своих воспоминаниях. Его заметка опубликована на сайте храма: «Интересно вспомнить некоторые моменты, связанные со спектаклем, который я назвал "Исповедь хулигана". Однажды выехав на гастроли, мы забыли захватить с собой икону, необходимую для декорации.
Послали одну женщину в церковь. Она купила там икону, принесла. Но мне почему-то показалось, что она не подходит для моей постановки, и я настоял, чтобы приобрели именно Казанскую икону Богоматери. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что Казанская икона действительно была в доме Есениных и что церковь на его родине тоже называется Казанской.
Или вот ещё одно совпадение. Создавая спектакль, я не знал расположение предметов в доме Есениных и в своей постановке располагал их по наитию. А когда побывал на родине поэта, в его домике, то оказалось, что не ошибся. И ещё одно очень значимое для меня совпадение: моим духовником стал настоятель Казанской церкви протоиерей Александр Куропаткин. Ведь и у Есенина духовник был тоже настоятель – протоиерей Иоанн Смирнов…
С тех пор моя духовная жизнь стала тесно связана с Казанской церковью села Константиново. И вновь совпадение, так же как и Есенин я прислуживаю в алтаре, иногда звоню в колокола, но чаще пою на клиросе. Казанская церковь для меня – особенная.
Не случайно с разных уголков России стремятся приехать сюда, чтобы покреститься, обвенчаться, либо освятить машину. А многие приезжают на родину Сергея Есенина, чтобы поклониться его памяти, а потом заходят в Казанскую церковь. То есть через имя Есенина приходят к церковной молитве. Вот насколько он связан с домом Божиим!..»
Талантливый человек талантлив во всём. Приводим ещё одно стихотворение Андрея Денникова под названием «Снег».
Снегом замело. Припор;шило.
Выплывают лица из прошлого.
Где теперь блуждают, приличные,
Разделив искусство и личное?
Грех – целованье Иудино!
Оправданье одно: люди мы.
За смиренье и молчание
Получаю я целование.
Понесу свой крест. И не дёшево
За ошибки плачено прошлые.
Летописец – память трудится, -
Пощади меня, Богородица!
…Снегом замело. Припор;шило.
Вспоминаю с улыбкой прошлое.
Не жалею ничуть прошедшее.
И бреду по снегу неспешно я…
Свидетельство о публикации №222070901298