Глава 1

Историческая справка. – Владельцы села. – Кузьминская волость. – Базары и ярмарки. – Торговля и ремёсла. – Внешний облик села. – Памятник павшим воинам.

«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, – писал в 1909 году епископ Каширский Евдоким, – то похороним Русь своими собственными руками…»
Опираясь на это изречение, постараемся дать, по возможности, наиболее полное представление о селе Кузьминское, что соседствует с рассмотренным выше селом Константиново, дабы не упустить важные события его истории.

Село Кузьминское, расположенное в северной части Рыбновского района в 18 км от Рыбного и 58 км от Рязани на правом берегу реки Оки, одно из старинных и даже древних в районе, что подтверждается наличием могильника Высокий на левом берегу Оки.
В 1893-95 гг. археологом А. И. Черепниным было вскрыто 95 погребений. Было установлено, что эти захоронения относятся к III-VIII векам н. э. В ходе раскопок было найдено оружие, глиняные сосуды, лунницы, гривны из бронзовой проволоки, вещи, покрытые эмалью, удила, пряжки, бляшки поясного набора и проч. Проживающее здесь племя «мещера» занималось скотоводством и земледелием.
Село Кузьминское упоминается в грамоте царя Василия Шуйского (1606 г.), в которой царь повелевал протоиерею Дмитрию и служителям Успенского собора собирать церковные подати, «как в Переяславле-Рязанском, так и в Кузьминском уезде…»
В межевой выписи Рязанских книг за 1667 год владельцем села упоминается боярин Пётр Морозов. В одном источнике прошлых лет говорится, что поселение одно время называлось «селом Морозовым».
В период освобождения крестьян от крепостной зависимости в XIX веке селом владели княгини Анна Петровна Кропоткина и Анна Михайловна Щербатова (Хилкова). Им принадлежало 15 300 десятин земли.
«За Анной Михайловной, последней урождённой княжной Щербатовой, в Рязанской губернии и уезде в селе Кузьминском значилось 800 душ крестьян…» – читаем мы в материалах ГАРО.

К 1881 году село Кузьминское являлось центром Кузьминской волости Рязанского уезда, в состав которой входили сёла Чешуево, Раменки, Аксёново, Иванчины, Волхона, Данилово, Кудашево.
После укрепления волости в неё вошли из Волынской и Федякинской волости Медведево, Костино, Ромоданово, Кривоносово, Федякино, Константиново, Сельцы и вся Новосельская волость.
В начале XX века в селе проживало уже 3 600 человек. В селе была богодельня, синильня, кирпичный завод, паровая мельница, небольшая больница. Крестьянские дома были крыты соломой, т. к. лишь немногие зажиточные хозяева могли покрыть крышу железом.
Дома в Кузьминском смотрят на улицу не фасадом, как в других сёлах, а торцовой частью и стоят близко друг к другу. Вызвано это тем, что под усадьбу и застройку дома раньше выделялась земля лишь по 0,12-0,14 десятин.
«Село очень большое. Здесь было два общества и две церкви…» – вспоминает о селе Кузьминское Александра Есенина в книге «Родное и близкое». Сравнивая жителей сёл Кузьминское и Константиново, она пишет:
«Жители Кузьминского были более зажиточны, и народ здесь был трудолюбивее нашего и, несмотря на то, что эти сёла слились, жизнь в них протекала по-разному и сами люди отличались друг от друга, особенно бабы.
Кузьминские бабы и косили, и пахали, они всегда куда-то торопились, и походка у них семенящая и качающаяся; они крикливы и выговор у них отличался от нашего, особенно у пожилых, которые дольше наших сохранили и старинные наряды – понёвы и на голове повойники – и старинный выговор…»

В селе Кузьминское два раза в год проводились ярмарки, каждый вторник – базары. Они размещались на центральной площади села и по улицам. Торговали здесь круглым лесом, пиломатериалами, столярными изделиями, дровами и древесным углём; чистым дёгтем и грибами, сеном и соломой, рыбой и ягодами, яблоками и сливами; лаптями, самоткаными онучами и понёвами, кошелями и корзинами, сохами и боронами, санями и санками, кадушками, колёсами и упряжью; лошадьми и коровами, свиньями и овцами, птицей и прочей живностью.
Новосельские крестьяне в заплечных кузовах привозили на кузьминский базар молоко, творог, сметану, а в летнее время – малину и смородину. Из Константинова, где была рыбацкая артель, целыми возами привозили рыбу.
Пшеничной и ржаной мукой, пшеном и другими крупами торговали купцы из Белоомута: сами же жители села, из-за малого количества пашенных угодий, вынуждены были сеять незначительные площади ржи и овса, а также сажать картофель.
В частных лавках на Базарной площади продавали керосин, спички, гвозди, мелочи, ситец, соль, дешёвые конфеты, чай, сахар. На базаре люди не только продавали и покупали, но и общались и обменивались новостями. Многие шли сюда именно за этим.
Александра Есенина, сестра поэта Сергея Есенина, позднее вспоминала о базарах: «Здесь можно было купить всё, начиная от лаптей и глиняных горшков до коров и лошадей, узнать, где продаётся дом, кто в соседнем селе умер, кто женился, кто разделился. Вторник – всему миру свидание…»
В большие церковные праздники на Базарной площади устраивали карусели. Вот как описывает такой базарный день Сергей Есенин:

На плетнях висят баранки
Хлебной брагой льёт теплынь.
Солнца струганные дранки
Загораживают синь.

Балаганы, пни и копья,
Карусельный пересвист.
От вихлястого приволья
Гнуться травы, мнётся лист…

Базары и ярмарки, а также большое количество проезжающих через Кузьминское в сосновый бор за лесоматериалами, способствовали развитию торговли на селе. Впоследствии здесь появились также торговые лавки, пекарня и чайная.
Как выглядела Базарная площадь села Кузьминское, вспоминает жительница села Татьяна Ивановна Силкина:
«От пекарни до дома Ерёминых (крайний дом при повороте на Рыбное) тянулось длинное бревенчатое строение, в которых находились лавки Рыбкиных, Ануровых, Кликуновых. Продавали там разные товары: муку, крупу, соль, спички, гвозди, селёдку, керосин. Над входом в каждую лавку висели вывески: "Керосин", "Бакалея", "Вино".
Вином торговал "синдикат". Это было государственное заведение. Сидел там седой старичок: продавал вино и четвертями, и маленькими четвертушками.
Напротив дома Ерёминых стояла большая часовня: кирпичная, покрашенная белым. В часовню можно было зайти помолиться, поставить свечку. Напротив волостного комитета в ряду крестьянских домов были две чайные. Одна принадлежала зажиточной семье Ануровых, другая – Ольге  Бабякиной.
В чайной можно было закусить, попить горячего чайку или чего-нибудь покрепче. Занималась торговлей и семья Солякиных. Торговали они в каменной лавке. Продавали всякую мелочь: семечки, конфеты, пряники, чулки, платки. Каменная лавка до сих пор сохранилась…»
На центральной площади села и по сей день стоит двухэтажный каменный дом, в котором до 2002 года располагалась библиотека, а сейчас находится аптека. В начале XX века в этом доме находился волостной комитет. По воспоминания сестёр Есениных их отец некоторое время работал в волисполкоме делопроизводителем.
Рядом стоял ещё один дом, на первом этаже которого в начале XX века была пекарня, где продавали хлеб. Второй этаж занимала аптека с аптекарем Долгополовым.
Чтобы прокормить свои семьи, некоторые крестьяне Кузьминского, как и других приокских селений, на своих лошадях тягали баржи по Оке, возили древесину, дрова, хворост, мох, древесный уголь и другую лесную продукцию; работали в городе кровельщиками, столярами и плотниками.
В середине 70-х гг. XIX века из Клепиковской, Верейкинской, Ершовской и Кузьминской волостей Рязанского уезда ежегодно на заработки выезжало до 4 600 плотников.
Тяжёлое положение от безземелья, отсутствие условий для нормальной жизни, а также политических прав и свобод заставляло кузьминских крестьян выступать против существующих порядков. Так 6 декабря 1905 года недовольные крестьяне совершили нападение на дом князя Кропоткина.
Кузьминцы были участниками многих революционных событий. В частности, в апреле 1912 года в числе передовых рабочих, поднявших свой голос против невыносимых условий труда и жизни на Ленских золотых приисках, были уроженцы села Кузьминское Дмитрий Иванович Трушин и Василий Иванович Антипов, уехавшие туда искать лучшей жизни. В ходе столкновений с жандармерией оба погибли…

Перелистываем страницы истории села в XX веке. Кузьминцы были участниками как I Мировой войны, так и Великой Отечественной. Жители села многое сделали для победы над фашизмом. Тысячи тонн продуктов питания поставили они на фронт. По собственной инициативе жители собрали 1 млн рублей на строительство танковой колонны «Рязанский колхозник». Много личных сбережений передано кузьминцами в фонд обороны страны. Многие кузьминцы отличились, сражаясь с врагом на фронтах и в партизанских отрядах.
В память 331 жителя сёл Константиново, Кузьминское и деревни Аксёново, погибших во время Великой Отечественной войны, рядом с Базарной площадью с. Кузьминское воздвигнут памятник. В 2008 году он был признан «Лучшим памятником воинам, погибшим в 1941-1945 гг.» в Рыбновском районе.


Рецензии