Глава 2

Земская школа. – Комплектность школы. – Родовые поместья. – Последняя барыня села. – Барский дом. – Барский сад, парк и пруд.

В 1876 году в селе Кузьминском открылась земская школа. Полное официальное название земской школы того времени – «одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения». Это самый распространённый тип начального учебного заведения Российской Империи с конца 1870-х годов до 1917 года, появившийся после учреждения земств в 1864 году.
В такой школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простом изложении, Закон Божий, церковнославянский язык и церковное пение. Обучением занимались народные учителя и приходские священники.
Деревянное здание школы в Кузьминском было построило сельским обществом. В школе обучались дети 8-12 лет обоих полов без ограничения по сословию и вероисповеданию. Обучение было бесплатным. При школе находилась библиотека и квартира учителя. Попечителем от сельского общества был крестьянин Г. А. Кукарин.
Здесь же, в Кузьминском, в 1882 году открывается вторая земская школа на три селения, построенная на средства Министерства народного образования. Школа была уже кирпичная. Её попечителем стал князь С. А. Кропоткин.
В 1885 году в двух кузьминских школах учился 121 мальчик и четыре девочки. Учителями в конце XIX – начале XX века были: Иванов Сергей Иванович, Воронцов Александр Егорович (преподаватель Закона Божиего, сын пономаря Ильинской церкви Егора Воронцова), Журавлёва Мария Николаевна, Орлова Мария Ивановна, Земцов Николай Петрович, Белянин Пётр Егорович.
Школы были двухкомплектными с четырехгодичным курсом обучения. Позднее было построено новое здание для трёхкомплектной школы (с тремя учителями при четырёх классах). Комплектность школы определялась количеством классов (комплектов), занимающихся с одним учителем.
Если число учащихся не превышало пятидесяти человек, то в школе один учитель занимался одновременно с четырьмя классами, и такая школа называлась однокомплектной. При большем числе учащихся приглашался второй учитель, школа имела две классные комнаты и называлась двухкомплектной.
Одна кузьминская школа стояла рядом с Воскресенской церковью, другая – в центре села. Белое здание школы с большими окнами, расположенное буквой «Г», до недавнего времени ещё стояло в селе, но было разобрано за ветхостью.
В 1937 году семилетнее школьное образование в СССР становится обязательным: в 1938 году в Кузьминском открывается семилетка. В 1961 году школа стала восьмилетней, в 1966-м – средней. 29 сентября 1975 года школа переехала в новое кирпичное здание, рассчитанное на 320 учащихся. В мае 2008 года Кузьминской средней школе присвоено имя Сергея Александровича Есенина…

Сравнивая положение в селе в царское время и сегодня, приходишь к выводу, что когда у земли был настоящий хозяин, тогда и жизнь на селе была другая. Сегодняшние мелкособственнические интересы приводят только к разобщению сельчан и, по большому счёту, безразличию к Отечеству…
Но если вам всё-таки интересно знать владения хозяев села Кузьминского в прошлые века, попробуем разобраться в документах рязанского архива, которые написаны весьма витиеватым языком.
Из них следует, что по плану, составленному в 1893 году, князь Николай Алексеевич Кропоткин владел имением, «состоящим в Рязанской губернии Рязанского уезда стана в третьей и шестнадцатой части соединённых дач села Кузьминского с деревнями: Аксёновой, Поповой стороной и Шехминой слободой, в первой части пустоши Тагаевской и второй части деревни Иванчиной по правой стороне течения реки Оки, в шестнадцатой части деревни Иванчиной по левой стороне реки Оки, заключающемся в земле в количестве 1631 десятин 745 сажен, а также получил право на одну четвертую часть из числа пятидесяти семи десятин 1880 сажен выгона, находящихся в общем владении с священно-церковно-служителями села Кузьминского и двумя обществами крестьян того же села».
По документам, составленным 1 июня 1895 года, в имении находился «барский дом со службами, конторою, людской и прочими необходимыми постройками, на базарной площади – деревянный дом, каменный двухэтажный дом, деревянный флигель, восемь лавок деревянных, амбар…»
Доход от имения извлекался посредством сдачи в аренду лугов и пастбища, Базарной площади, а также разработки леса, огорода, сада: тогда «в Кузьминской лесной даче росли сосна, берёза, ель, ольха, осина».
Поражает скрупулёзность записей того времени. В составленной 18 октября 1896 года описи строений в имении князя Н. А. Кропоткина села Кузьминское указаны следующие постройки:
«…барский дом – каменный с подвальным этажём, стены деревянные, крыша железная; каретный сарай, амбар, конюшня и хлев, людская изба, сарай для дров; ледник – каменный фундамент, деревянные стены, тесовая крыша; баня, амбарчик, флигель с кухней – фундамент каменный, стены деревянные, крыша железная; сарай – фундамент каменный, стены деревянные, крыша тесовая и при селе Шехмина слобода: контора людская, амбар, сарай, скотный двор, конюшня, скотная изба с сенями, погреб и ледник, изба…»

Где всё это сейчас? Кануло в Лету?..
Одноэтажный дом Кропоткиных находился недалеко от Базарной площади села. По воспоминаниям сына Лидии Кашиной Георгия Николаевича сюда неоднократно приходила в гости константиновская помещица, оставляя на время своих детей Нину и Юрия (Георгия) в доме священника Ильинской церкви.
Как и Л. И. Кашиной в Константинове, так и княгине А. Н. Кропоткиной, было суждено стать последней землевладелицей села Кузьминское. Она жила здесь до 1918 года, когда имение было национализировано.
В 1931 году в бывшем барском доме была открыта амбулатория. Там же жил и врач – Дмитрий Васильевич Гирсатер.
Т. В. Галицкая, дочка учительницы земской школы с. Константиново Софии Павловны Прокимновой (дочери священника Ильинской церкви с. Кузьминское Павла Петровича Прокимнова), в 30-е годы со своими сёстрами бывала в квартире доктора: там мало что изменилось со времени жизни княгини. По её воспоминаниям мы можем судить о внутреннем убранстве барского дома:
«…квартира врача занимала большую часть дома. Под амбулаторию отводилась меньшая его часть. Войдя в дверь, мы поднимались по лестнице, шли по коридору – справа и слева располагались комнаты: столовая, гостиная, спальня. В доме сохранилась мебель княгини: диваны, кресла, трюмо. Всё было в чехлах. Крестьяне не растащили барские вещи, как это было в других сёлах…»
В людской, расположенной рядом с домом, с 1934 года действовал стационар, с 1939 года – роддом, а с 1955 по 1964 год там вновь разместилось терапевтическое отделение на десять коек. В 1987 году, рядом с прежним, построили новое здание больницы. В бывшем барском доме и в людской разместилось общежитие колхоза им. Ленина. В 2004 году они были разобраны за ветхостью.
«Имение княгини Кропоткиной многие годы служило людям. Местные жители её помнили. Дом, фруктовый сад, парк и пруд так и называли "барскими"…» – читаем мы в архивных материалах.
Большой фруктовый сад Кропоткиных в 30-е гг. принадлежал колхозу. Вот что вспоминает жительница села Мария Егоровна Валукина:
«Сад был огорожен. Его охраняли сторожа. Летом и осенью колхозники обирали яблоки и груши. Все их раздавали на трудодни. Сорта были очень хорошие: белый налив, штрифель, терентьевка, большие красные яблоки "дундук". В 50-е годы вокруг сада всё было разгорожено, им уже не пользовались. Мой сын Толя ездил в барский пруд с бочонками за водой через сад. Потом там построили дома Елизар Мальцов, Губины. Проехать стало уже нельзя…»

В парке княгини Кропоткиной в 50-е годы был открыт Летний парк культуры и отдыха. Алексей Петрович Волков рассказывает о нём:
«Здесь были устроены качели, волейбольная и крокетная площадки. В крокет играли Сергей Иванович Брежнев, Иван Степанович и Фёдор Степанович Фадеевы. В парке по вечерам собиралась вся молодёжь села. Здесь было очень красиво, ухожено, росли цветы на клумбах, дорожки посыпаны песком…»
В 1980-е годы имение было уничтожено за исключением заросшего и частью вырубленного парка.


Рецензии