Былинные земли. Николаевские берега, часть 18

(Продолжение)

ПОЛОН ТАИНСТВ И ЗАГАДОК

Если волость Улану «приписали» к другому берегу, то объяснима «пропажа» второй Уллы и «белое пятно» в области переправ.

Метаморфоза потянула за собой дальнейший пласт недомолвок, скрытности и ложной информации. В поисках достоверных сведений я залез в кладезь информации - географический словарь Царства Польского и всех славянских стран (польский Словник), выпущенный на рубеже прошлого и позапрошлого столетий, в великодержавное время. Найду ли там доподлинные сведения?

Увы. По большому счету, информации нет. Более-менее отражено Несино – центр волости на тот час, былая летописная резиденция полоцкого воеводы.

Другие населенные пункты, а это порядка двадцати топонимов, просто названы, без проникновения в их историю. Удивило, что ни по одному из них не высказал свою точку зрения «М.К.» - Михаил Кусцинский, авторитетный местный помещик, член-корреспондент Московского археологического общества.

Странно. Что регион былинный, однозначно – сомневаться не приходится. Достаточно взглянуть на работы картографов. Так, «придворная» карта Дзаннони, составленная в королевскую эпоху, отобразила и Мотырино (Materin), и Иванск (Iwankowice), и Кораевичи-Караевичи (Karawicza), и даже Костинку-Костянку (Koszezanka). А Поулье (Pawla) так вообще в двух номинациях.

Словник – это пятнадцатитомный справочник, куда не вместить всю «подноготную» бывшего Великого княжества Литовского, это понятно. Но загадочно, что даже о Неколочи нет ни слова. Вместо него дано озеро Nieklucz в Невельском повете, откуда берет начало речка Полота – правый приток Двины.

Ближайший пункт к переправе, я уже говорил, прописан в двух значениях: и с буквой «о» в корне, и с буквой «а», и охарактеризован кратким пояснением, что это весь и поместье, принадлежавшие ранее Мисуновым и Жабам, из чего только сведущий специалист сделает вывод, насколько давно это было. И лишь следующая фраза, что имение распалось на многие части, косвенно указывает на шлейф преобразований, что охватил землю.

Реформа, предпринятая королевской властью во времена Боны, перевернула устройство. Власть следовала курсу, который исходил из ориентации на материальную выгоду. «Коронный» прагматический напор давил в виде расчетливого покорения выгодных территорий. Помыслы устремлялись к землям, помеченным вековыми устоями.

Волость Улана в этом отношении – наглядный пример. Если она охватывала область переправы, то налицо заинтересованность. «Сельцо Улское» - это один берег, с землями «боленских панов», и было оно «за паном за Юрьем за Жабою» (вторая половина XVI столетия). Жабы в Кораевичах, а это левый берег – следствие экспансии, расширение позиций, охват своими владениями всей выгодной инфраструктуры. Жаль, что справочник не указал время пребывания там владельцев, деливших имение с Мисуновыми.

Перекресток в Улане хранил вид божественной окраины, где изначально ступала нога первопроходца - инока. Это проявлялось в традиционном звоне колоколов, доносившемся с церкви Николая Чудотворца, откуда благословлялись путники в дорогу, а древний культ священнодействия подтверждался попутным погостом, на котором фиксировались «6 дворов да 5 келей».

«Сельцо Соколовское», на другом берегу, у самой реки, «у мосту у Соколова», с ореолом святости и божественной благодати, носило уже оттенок вельможно-шляхетского свойства - «было паньи Федосьи, Галабурдиной тещи». Галабурда числился придворным дьяком.

Вертикаль власти держалась на двух ипостасях: церковной и воеводческой. Если церковная уходила корнями в далекое прошлое, во времена вечевого права, то воеводческая была явлением новым, отражала воздействие единовластной формы правления. Ширилось использование оружия, вовлекая в оборот как его производителей, так и распространителей, раздвигая границы поставок.

Люди «с мошной», заседавшие в дворцовых хоромах, множили прибыль, рассматривая наделы как источник обогащения, не видя в крестьянах настоящих хозяев.

Жалоба кораевичских старцев на «новины», вводимые доверенным лицом воеводы в 1539 году, очень показательная. Мы имеем дело с примером, который вобрал стержень перемен, отразил судьбу крестьянства в период перелома. Похожая история случилась в том же, 1539 году, неподалеку от Кораевич, и тоже в прибрежье Уллы, только чуть выше. ЧП произошло в уделе, которым распоряжались бискупы – где разворачивал свою деятельность плебан Кухарский. Там была порушена граница околотка – межа. Люди - «белянцы» - по имени села Белое, которое досталось подляшскому воеводе Сапеге, вторглись на церковную территорию и порубили межевые знаки.

Начинались стычки за право единолично распоряжаться куском территории, предвещая дальние военные походы. Стезя ради всеобщего благоденствия зарастала.

В обоих случаях участниками столкновений выступают две стороны: подчиненные воевод и «мужи» - местные отцы. В кораевичском примере к «мужам» добавляются «старцы». Кто это?

«Старец» - старый человек, пожилой, обладавший некоей почетной миссией в местной среде. Но есть и другая интерпретация. «Старец» мог представлять структуру монашеского склада и относиться к церковному люду.

Если принять за основу второе, то мы имеем дело с пастырской службой, единоверческим подразделением. Вспомним перечень богомолен, зафиксированных людьми Иоанна Грозного на «пороге» к Улле – по пути в Иванский монашеский анклав. Не исключено, что он охватывал более широкую территорию, включая периметр Сосняговской пущи. Некоторые факты из польского Словника косвенно подтверждают данное обстоятельство. Например, две волостные веси в неколочской стороне входили ранее в состав иванского монастырского узла. Это населенные пункты Новины и Пуньки.

Войны и переделы настолько вспахали ниву междуречья, что корни повреждены, утеряны. А потому исторические документы полны таинств и недомолвок.

Мы упоминали Костинку. Ясно, что она занимала особое место в дислокации, потому и выделялась картографами. На значимость ее указал, кстати, старшина Несинской волости, когда составлял для губернского статистического комитета отчет в 1891 году. В перечне землевладений она записана как «усадьба с селибными наследниками участка Кордон».

Кордон - это застава, граница, рубеж, и мы снова возвращаемся к территориальным делениям, что волновали властителей-воевод, и особенно самодержцев. В Словнике Кордон преподнесен более чем загадочно: сказано, что это весь, а подчинялась трем разным парафиям: губинской, полуденской и улльской.

Столь загадочная «эквилибристика» проявилась еще в одной «западной» работе – картографическом пособии, составленном для французского императора в 1812 году. Рассматриваемая нами область сплошь помечена церковной символикой – башенками-крестами над пунктами проживания. Особо выделена Радунь (Radoun), показана дважды. Почему? В связи с известным химическим элементом «радон»? Те, кто не знаком с историей Лепельского уезда, посчитают это вздором, фантастикой. Однако учтем такой момент. Радон присутствует в питьевой воде. Учитывая, что в окрестностях Лепеля использовалась так называемая сельтерская вода, то не исключено, что где-то в окрестностях ее добывали, называя святой.

Радунь ранее примыкала к поместью Чересово. По данным за 1891 год, она значения уже не имела, выделялась одним-единственным фольварком, выкупленным Николаем Реуттом. А деревня, под тем же названием, относилась к Чересовскому крестьянскому обществу.

Есть еще один странный объект. Была деревня Голаи, предположительно, центр Голаевщизны. Я нашел такое поселение в 3-м томе Словника. Однако информация не просто разочаровала – необычно удивила. Справка выражена одной строкой: что это «dobra rzadowe», то есть владение казенное.

Откуда, с какой стати? Никто не знает. Похоже на историю с землями монахинь-бернардинок. Их владения после вооруженных выступлений шляхты «национализировали» - передали в казну.

Особо надо остановиться на деревне Сосняки, которые ассоциируются с Соснами. Термин тем интересен, что затрагивает тему Неколочи, до которой «дошли новгородцы».

В «Полоцких грамотах XIII – начала XVI века» описана деятельность архиепископа Симеона II по прозвищу Новгородец. В XY веке представители новгородского духовенства пользовались большим авторитетом в полоцких кругах, и проистекало это из традиционно крепких связей Полоччизны и Новгородчины.

Деятельность Симеона Новгородца являлась всплеском прежней активности, попыткой возродить былое духовное наследие.

Начал он с идеи создания монастыря Николы на Лучне. Предположительно обитель находилась на берегу Двины, с правой стороны реки. Археологи пытались найти, однако пока что безрезультатно, точная локализация неизвестна. Как тут не связать «Николу на Лучне» с приулльским краем? Подобное название всплывает в образе озера Луки, где располагалась плебания Боровно.

Важно и другое. Параллельно с созданием храма «на Лучне» владыка осваивал монастырские земли, и приобрел несколько сел, но доподлинный адрес тех земель тоже не установлен. Известно лишь, что вкладчицей доходов в монастырь была княгиня Мария Лукомская.

В ревизии 1552 года упоминается одно из нескольких приобретений Новгородца – «село над Сосною». Историки определили его на правой стороне Двины, где расположена деревня Сосница (Полоцкий район). А если это не Сосница, а Сосняки-Сосняги вблизи монастырского Иванска?

Вполне реально, учитывая, что Иванск «когда-то принадлежал удельному княжеству Лукомскому».

После изгнания Грозного и образования союза с Короной религиозный фон переделывался. Флорентийские идеи, как свет в темном тоннеле, увлекали светлым будущим и заряжали «солнечностью» в виде города Кампанеллы. Но «солнечность» выплескивалась в создание хоромов-дворцов, и воля крестьян подчинялась погоне за материальной выгодой.

Хлынул поток религиозных преобразований. Вся область от Полоцка до Уллы меняла «лицо». Пограничная Межица стала Межищем в составе иезуитского ордена. Это на правой стороне улльской речной магистрали. А на левой, в прибрежье, появились околотки, населенные католиками. Так, работа российских землеустроителей, прерванная французским нашествием, засвидетельствовала в области переправ итог униатского "возделывания". К самому берегу прилегала Плебания, а рядом располагалась деревня Заозерье (за упомянутым озером Корадинец). И, как следствие экспансии - "новин", что следовали за вечевым устройством, образовался погост, увенчанный двойной символикой: «прав.» и «кат.»

(Окончание следует).

На снимке из интернета: современная дорога - бывший путный южный шлях чрез Уллу.

P.S. Уже после этого материала, спустя какое-то время, мы предприняли ознакомительную поездку на левый берег Уллы - в район лепельских Кораевич-Караевич. Мы - это группа единомышленников, лепельких следопытов-краеведов, пытливо изучающих родной край. Та поездка достойна отдельного разговора, подробного осветления. Но у меня не хватило сил рассказать обо всем увиденном, услышанном и проанализированном.
Возможно, когда-нибудь доберусь это сделать. А пока отмечу один, очень важный, момент.
Мы наткнулись на прибрежное кладбище. Нам сказали, что там их два - и православное, и католическое. Это укладывается в пассаж из приведенного материала о двух населенных пунктах на берегу: о деревне Заозерье и Плебании.
К сожалению, у нас было мало времени, чтобы досконально изучить памятное место. К тому же, смеркалось, и дорога торопила.
Все же мы поднялись на взгорок, где похоронены католики. Местные жители пояснили, что там необыкновенная надгробная плита, вызывающая повышенный интерес.
Действительно, одну из могил покрывал пласт в виде нетронутого временем природного камня, и на поверхности была выбита надпись. Прочитать ее не удалось, а помеченные годы показывали первую половину XIX столетия.
Было интересно расшифровать надпись, и это сделал позже учитель истории, житель лепельской Велевщины Валерий Тухта. Надпись гласила, что там похоронена молодая женщина (28 лет), "секретаржова Элеонора Марковна з дому Мисуры".
"Секретаржова" - это значит "секретарь", была такая должность в то время в правлении витебского губернатора.
Но здесь хотелось бы обратить внимание на другую околичность. Вполне вероятно, что "дом Мисуры" - это наследие Мисуновых, о которых рассказано в этом повествовании. Как я уже отмечал, им, а также Жабам, принадлежали весь и поместье в этом пункте.
Так история преподносит неожиданные сюрпризы.


13.01/23


09.07/22 


Рецензии