Студент духовная преемственность времён

  РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Новиков Сергей Анатольевич
«Духовная преемственность времён»
                (Поэзия И.А.Бунина… и не только).
      Духовная преемственность времён – то, на чём стоит вечное, высокое классическое искусство – в том числе и литература. И одним из самых ярких примеров того – поэзия И.А.Бунина. Именно поэзия – потому что жил и творил великий русский писатель              в эпоху Серебряного века, когда возникло множество самых разных направлений, а он был «вне групп», а просто продолжал лучшие традиции классической русской поэзии.
Итак,  - Иван Алексеевич  Бунин – в этом году исполняется 145 лет со Дня его рождения.
     Более известный как мастер прозы, на протяжение всей жизни обращался он, не мог не обращаться и к произведениям поэтическим. В лирике его особое, важное,                в хорошем смысле  мистическую роль играет образ природы -  природы,  через который поэт  отражает Образ Вечности.
 Настанет день - исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний  и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
    Тема природы, пейзажная лирика русского поэта и писателя необыкновенны                по глубине, простоте и прелести поэтического выражения. В этом сказалось высшее мастерство И. А. Бунина как художника. Ведь недаром М. Горький, писатель совершенно иной направленности,  так высоко оценил талант поэта: «Когда я буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать вас с Левитаном».
    Главная особенность лирики И. А. Бунина состоит в том, что картины и эпитеты стиха совершенно лишены красивости, печальное лирическое настроение пронизывает каждую строчку, а сюжет, как правило, довольно прост и обычен. Но завораживающее настроение, переданное особой ритмикой стиха и прочувствованное поэтом, увлекает за собой и читателя. Нерасторжимостью связи живой природы и человека проникнута каждая строчка:
 Вон радуга... Весело жить.
 И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить.
 Многие стихотворения представляют собой стихотворные пейзажные зарисовки («Осень. Чащи леса...», «Перед закатом набежало...», На окне, серебряном от инея...» и многие другие)
 На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах — небо светло-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно,
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
 Писатель чувствует малейшие движения в жизни природы и горячо откликается на них:
 Нет, не пейзаж впечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
   Ведь каждая былинка и травинка так тесно связана с нами, людьми, что человек и природа становятся неотделимыми друг от друга:
 
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящей певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
 Как поэт И.А.Бунин не принадлежал ни к одному из существовавших направлений – а потому сопоставим теперь несколько произведений разных поэтов и разных существовавших в эпоху Серебряного века направлений.
 Мыслей без речи и чувств без названия
  Радостно-мощный прибой.
Зыбкую насыпь надежд и желания
Смыло волной голубой.
Синие горы кругом надвигаются,
Синее море вдали.
Крылья души над землей поднимаются,
Но не покинут земли.
В берег надежды и в берег желания
Плещет жемчужной волной
Мыслей без речи и чувств без названия
Радостно-мощный прибой.
 У поэта-символиста и религиозного философа  В.С.Соловьёва  в приведенных здесь строках из знаменитого стихотворения «В Альпах» изображён не прекрасный горный пейзаж, а отражён духовный подъём,  невозможный без созерцания вечной красоты природы; показан шаг к некому познанию,
 У родоначальника Серебряного века – великого и «грустного»  И.Ф.Анненского созерцание угасающего дня вызывает «тоску мимолётности» нашего земного бытия:
 Бесследно канул день. Желтея, на балкон
Глядит туманный диск луны, еще бестенной,
И в безнадежности распахнутых окон,
Уже незрячие, тоскливо-белы стены.
Сейчас наступит ночь. Так черны облака...
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
Там все, что прожито,- желанье и тоска,
Там все, что близится,- унылость и забвенье.
Здесь вечер как мечта: и робок и летуч,
Но сердцу, где ни струн, ни слез, ни ароматов,
И где разорвано и слито столько туч...
Он как-то ближе розовых закатов.
    А у акмеиста Н.С. Гумилева весенняя, обновляющаяся природа «соединяет» мир дольний миром горним:
 Храм Твой, Господи, в небесах,
Но земля тоже Твой приют.
Расцветают липы в лесах,
И на липах цветы поют.
Точно благовест Твой, весна
По веселым идет полям,
А весною на крыльях сна
Прилетают ангелы к нам.
  А теперь обратимся снова к поэзии И.А.Бунина. В ней, на первый взгляд, как будто бы некая отстраненность самого лирического героя.  Но на самом деле это - глубокая, веками сложившаяся человеческая мудрость, глубинная связь человека с Вечным Мирозданием. 
 И цветы, и шмели, и травы, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет— Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
  На страницах произведений И. А. Бунина это особенно заметно: человек как будто «растворяется» в природе. Душа героев «отдыхает» в тенистых зарослях аллей, душистых садах, на пустынном берегу реки. Поэт уверен, что счастье человеческое заключено совсем не в ощущении чего-то необыкновенного, вызывающего подъем эмоций и напряжение чувств, а, наоборот, в привычных, обыденных вещах, окружающих человека, в том, на что порой мы не обращаем внимания.
 О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
    Когда человек не может разобраться в самом себе, он ищет утешение в природе,               а через неё, пусть часто и неосознанно, -  в самом Творце.  И вот, познав гармонию с окружающим миром, люди находят ответы на самые сложные вопросы.
      И. А. Бунин, тонко чувствующий человеческую душу, раскрывает своим читателям все тайны самосознания. Его описание природы завораживает и пленяет нас своей простотой и красотой:
 Белые круглятся облака.
Небо в них сгущается, чернея...
Как весной стройна и высока
В этом небе мраморном аллея!
 Природа одушевлена и самостоятельна, но в то же время она является для человека «поводом» задуматься о собственной судьбе, о смысле земного бытия:
          Я говорю себе, почуяв темный след
Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве: —
Нет в мире разных душ и времени в нем нет!
 Ведь время и пространство имеют значение только здесь, на земле, в нашей быстротечной жизни, а тот, кто получает как великий дар и испытание талант, созерцает Вечность! И, конечно, образ небесных светил, как в русской классической поэзии, так и в поэзии Серебряного века, прежде всего наводит на размышление о Вечном. И, естественно, что такие  размышления часто порождают грусть у того, кто задумывается о цели  и смысле земного бытия.
  Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный свет над сумраком земли.
    Потому обращение к Богу, к звездам особенно свойственно стихотворениям И.А.Бунина, «перешагнувшего»  30-летний рубеж. Попытки не только понять смысл своего существования, его цель и призвание, но и постичь законы мироздания, вечные законы вызывали к жизни новые поэтические образы
 Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей
Ты смотришь золотистыми глазами
На вьюжный двор, на снег,
прилипший к раме,
На метлы гулких, дымных тополей.
Вздыхая, ты свернулась потеплей
У ног моих - и думаешь... Мы сами
Томим себя - тоской иных полей,
Иных пустынь... за пермскими горами.
Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:
Седое небо, тундры, льды и чумы
В твоей студеной дикой стороне.
Но я всегда делю с тобою думы:
Я человек: как бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.
   Почти за полтора века до создания И.А. Буниным произведений, о которых идёт речь в данной работе, великий Г.Р.Державин,  в своей оде «Бог», ставшей мировым шедевром, сказал:
  Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
                А  вот строки И.А Бунина
   Я человек: как Бог, я обречен
 Познать тоску всех стран и всех времен.
    Сияние небесных звезд, далекое, отстраненное, холодное, величественное, спокойное и потому, наверное, вечное, бесконечно далеко от другой, земной, жизни: 
Одно только звездное небо,
Один небосвод недвижим,
Спокойный и благостный, чуждый
Всему, что так мрачно под ним.
 С другой стороны, органическое слияние человека и природы, их влияние друг на друга воспринимаются поэтом не в отрыве, а в неразрывной, нераздельной связи.
 И меркнет тень, и двинулась луна,
В свой бледный свет, как в дым, погружена,
И, кажется, вот-вот и я пойму
Незримое — идущее в дыму
От тех земель, от тех предвечных стран.
Где гробовой чернеет океан.
 Великолепный знаток русского языка, И. А. Бунин считал, что совершенно не нужно усложнять и модернизировать законы, по которым он развивается. Поэтому поэт стремился следовать традициям русской классической поэзии, о чём  уже было сказано выше.
 Ту звезду, что качалася в темной воде
Под кривою ракитой в заглохшем саду,
Огонек, до рассвета мерцавший в пруде,
Я теперь в небесах никогда не найду.
В то селенье, где шли молодые года,
В старый дом, где я первые песни слагал.
Где я счастья и радости в юности ждал,
Я теперь не вернусь никогда, никогда».
 Ощущением нераздельной, неразрывной связи человека с Вечным Мирозданием проникнуто каждое слово удивительных стихов И.А.Бунина.   И глубинная связь времён -  связь веков и судеб ощущается в каждой из них. А потому завершить хотелось бы этими прекрасными  словами:
 Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,— человечно.
     Сказанные в конце 19 века великим А.А.Фетом, не потеряли они смысла и для искусства Серебряного века – и не потеряют никогда, потому что  всё высокое, чистое и прекрасное неотделимо от Вечности, от Создателя неба, земли и человека. 

                Литература
И.А.Бунин сборник  «Свет незакатный»  Москва 1995
И.А.Бунин  сборник «Тропами потаёнными» Москва 2000
Предисловие к  сборнику  И.А.Бунина «Свет незакатный» Москва 1995
Серия «Белый город» «Левитан»
Гайкова Н.Н.Статья «Успение и Преображение в творчестве И.А.Бунина» Педагогический Портал «Методкабинет Р.Ф.» 2013г.


Рецензии