Студентка об образе звезды

      РУБРИКА  "СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н."   Койчева Сильвия Александровна 

      «Образ звезды в лирике И.А.Бунина»               
     План

I. Введение
II. Основная часть
Глава 1. Звезда как символ тоски по ушедшей молодости и утраченной родине в стихотворениях «Сириус», «За гробом».
Глава 2 . «Прекрасное» и «вечное» в стихотворениях, объединенных образом ночи: «Ночь», «Крещенская ночь», «Летняя ночь».
Глава 3. Значимость образа  «слабых» звезд в творчестве И.А.Бунина.
III. Заключение
 
        Введение
 
 Звезда, звездное небо… Звёзды над нами сияют одни и те же, но видим мы их все по-разному. Для каждого небесное светило обретает свой глубоко субъективный, сокровенный смысл. Образ этот, как правило, является одним из самых таинственных и неоднозначных. Как много ассоциаций вызывает он!
 Ночь, красота, вселенная, космос, загадка, тайна, бездна. Эти образы часто встречаются в русской классической литературе, например, в произведениях у А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова,                А.К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А.А.Фета , М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина и в литературе более позднего периода, например, в лирике И.А.Бунина.
Но почему звезды так притягивают человека? Может быть, заставляют   задуматься над ничтожностью и бессмысленностью своей земной жизни? Кто знает.
 Тема моей работы – «Образ звезды в лирике И. А. Бунина». Я выбрала эту тему, потому что мне очень нравится «звездная» лирика, а у И.А.Бунина она нашла прекрасное и неповторимое отражение. А еще, наверное, толчком для меня послужил юбилей этого известного поэта и прозаика.
 Актуальна ли выбранная мною тема в наши дни? Ответ очевиден: да, потому что образы звезд в литературе доказывают, что красота природы может находиться не только в привычном для нас земном мире, но и в недостижимо-прекрасном небе. Звездное небо во все времена остается недвижимым, спокойным и благостным, чуждым всему, что так мрачно под ним. Небосвод не меняется, продолжая поражать людей своей загадочностью, мистицизмом и необыкновенной красотой, поэтому мой выбор был в пользу этой темы.
 Цель работы – определение места звездной лирики в поэзии И.А.Бунина, выяснение отношения поэта к образу звезд, выбора их в качестве главных лирических героев, осознание значимости  «звёздной» лирики в творчестве поэта.
               
  Основная часть Глава 1.Символ тоски по ушедшей молодости и утраченной родине
  Детство И.А.Бунин провел в глухом поместье в воронежской лесостепи, где небо широко открыто, а неторопливый уклад жизни создает условия для созерцания. Интерес к звездам возник у него с самых ранних лет. О его истоках писатель говорит в "Жизни Арсеньева", и, видимо, мать поэта была тем самым человеком, который обратил внимание сына к звездному небу: "Выйдешь - огня в зале нет, только ясная луна в высоте за окнами, зал пуст, величав, полон словно тончайшим дымом, а она (ель), густая, в своем хвойном, траурном от снега облачении, царственно высится за стеклами, уходит острием в чистую прозрачную и бездонную куполообразную синеву, где белеет, серебрится широко раскинутое созвездие Ориона, а ниже, в светлой пустоте небосклона, остро блещет, содрогается лазурными алмазами великолепный Сириус, любимая звезда матери" – вспоминал Иван Алексеевич.
 И.А.Бунин говорил: «Не устану воспевать вас, звезды». Одной из его песен звездам стало стихотворение «Сириус», написанное в 1922 г., в эмиграции. 
 
    Где ты, звезда моя
    заветная,
    Венец небесной красоты?
    Очарование безответное
    Снегов и лунной высоты?
   Где молодость простая, чистая,
    В кругу любимом и родном,
    И старый дом, и ель смолистая
    В сугробах белых за окном?
    Пылай, играй стоцветной силою,
     Неугасимая звезда,
    Над дальней моей могилою,
    Забытой богом навсегда!
 Этот мотив - зимняя ночь, ель под окном и Сириус в небе - встречается в творчестве Бунина неоднократно. Вот, например, отрывок из стихотворения «Сапсан»:
 
Быть может, он сегодня слышал,
Как я, покинув кабинет,
По темной спальне в залу вышел,
Где в сумерках мерцал паркет,
Где в окнах небеса синели,
А в этой сини четко встал
Черно-зеленый конус ели
И острый Сириус блистал.
 Также образ Сириуса нашел свое отражение в стихотворении «За гробом», написанном в 1906.
   Я погребен, как раб, в песке пустынь.
Пройдут века и Сириус, над Нилом
 Теперь огнем горящий, станет синь,
Да светит он спокойнее могилам.
 В этом стихотворении меня заинтересовало отражение одной загадки, о которой И.А.Бунин, видимо, хорошо знал, и которая в его время не имела объяснения. Речь о следующих строках:
Пройдут века, и Сириус, над Нилом
Теперь огнем горящий, станет синь.
 Действительно, в легендах некоторых древних народов Сириус, которой на самом деле является голубой звездой, «дерзким сапфиром», как его называет Бунин, называется красной звездой! Более того, о красном Сириусе пишет римский философ Сенека (I в. н.э.) и греческий астроном Клавдий Птолемей (II в. н.э.). Между тем уже в X в., по наблюдениям арабских астрономов, Сириус имел такой же внешний вид, как и сейчас. Как же относиться к свидетельствам знаменитых ученых древности? Что это - ошибка, иллюзия зрения или факт? Лишь в конце XX в. появились научные предположения, объясняющие эту загадку существованием спутника Сириуса, маленькой сверхплотной белой звездочки, так называемого «белого карлика». По мнению ученых, он был раньше красным гигантом забивавшим своими лучами свет второй, голубой звезды, а затем взорвавшимся и оставившим после себя лишь ядро - то, что мы видим сейчас.
 Звезда Сириус, священная звезда древних египтян, - белая, стоцветная, самая яркая звезда на ночном небосклоне. В этих стихотворениях переплетаются восхищение любимой звездой и философские размышления лирического героя. Звезда – символ судьбы, у лирического героя она ассоциируется с жизнью, молодостью, родиной. Бунин считает звезду понятием философическим, так как и у человека на земле, и у звезды на небе есть высокая миссия – служить вечной красоте.
Итак, стихотворения: «Сириус», «Сапсан», «За гробом» обращают наше внимание на образ звезды Сириус, которая стала   символом тоски по ушедшей молодости и утраченной родине.             
 Глава 2.  «Прекрасное» и «вечное» в стихотворениях,  объединенных  образом ночи.
 Звездное небо - одна из излюбленных тем в поэзии И.А.Бунина. Наверное, нет ни одного автора, в чьем поэтическом наследии хоть раз не промелькнули бы небесные светила. Картины ночной природы, раздумья, вызванные ими, можно встретить у многих русских великих поэтов, например у Ф.И.Тютчева:
 Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
 Поэтические истоки этих строк лежат в гениальном  произведении М.В.Ломоносова: «Открылась бездна, звезд полна...» А также в одном из шедевров М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» и  в хорошо известных строках  А.С.Пушкина «Тиха украинская ночь...»!
 И.А. Бунин не стал исключением. В стихотворении «Ночь» читаем:
 Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный час над сумраком земли.
  Вид ночного неба вызывает у лирического героя мысли о вечности, о краткости человеческой жизни. Контраст между вечной красотой звезд и быстротечной красотой земной жизни - молодостью, любовью, приходящими на миг и уходящими навсегда, контраст между Божественным и человеческим, пронизывает острой болью всё стихотворение «Ночь».
 Это стихотворение написано в 1901 году. Великолепный пейзаж в нем переплетается с эмоциональным состоянием лирического героя, его ощущениями. Это философское размышление о смысле бытия, о прекрасном и вечном, о завершении и одновременно бесконечности жизни. «Прекрасное» для И.А.Бунина – это ночь, тишина, звезда, воспоминания о любви, а «вечное» - философские раздумья об историческом пути человечества. Именно эти слова в стихотворении ключевые, они определяют его композицию. Главным в этом стихотворении являются  воспоминания о любви. Они «прекрасны» и «вечны» одновременно, и мы видим, как меняется настроение в этой части, как преображается мир.
 Использование в стихотворении слов с высокой поэтической окраской придает размышлению «о вечном» особый, торжественный смысл: «мерцают», «отжившими», «связует», «Плеяды»… Особой величественностью наполнены и метафоры: небо – «синяя твердь», движение звезд по ночному небу – «движенье над пустыней», поверхность ночного моря – «бледная сталь». Особую стилистическую окраску придают имена собственные. Для автора Марс и Юпитер – это не только названия планет, это и имена древнеримских богов, история человечества:
 Как письмена, мерцают в тверди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имен.
   Любимое время суток поэта – ночь. Именно ночью природа замирает, кажется волшебной, таинственной. У поэта много лирических стихотворений, передающих именно ночные впечатления и звездное небо, таково стихотворение «Крещенская ночь», наполненное яркими эпитетами, метафорами-олицетворениями, с помощью которых застывшая картина самого таинственного времени суток словно оживает, и ее озаряет звезда:
 На востоке, у трона господня,
 Тихо блещет звезда, как живая.
 Образ звезды присутствует и в стихотворении «Летняя ночь»:
 Дай мне звезду, — твердит ребёнок сонный, —
дай, мамочка...” Она, обняв его,
Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
Ведущих в сад. А сад, степной, глухой,
Идёт, темнея, в сумрак летней ночи,
По скату к балке. В небе, на востоке,
Краснеет одинокая звезда.
  Образ звезды перекликается у И.А.Бунина с образом матери - полным любви, нежности, понимания, мудрости и спокойствия. Образ матери прекрасен, как прекрасно бездонное, спокойное небо. Так прекрасна душа людская любовью, нежностью, мудростью.
Главная тема этого стихотворения - тема детства, сопровождается у писателя тревожным мотивом ожидания будущего.Таким образом, надо отметить, что И.А.Бунину ближе ночная природа, с помощью ярких выразительных средств он изображают ее живой и одновременно застывшей, уснувшей. А тайна, недосказанность, причудливые образы роднят поэзию И.А.Бунина с лирикой поэтов-романтиков XIX века.
Глава 3. Значимость света  «слабых» звезд в творчестве И.А.Бунина
В произведениях Бунина встречаются не только общеизвестные большие звёзды: Венера, Марс, Полярная Звезда, ковш Большой Медведицы и Млечный путь – но  и Сириус, Арктур, Вега, Юпитер, созвездия Капеллы, Волопаса, Ориона, Скорпиона, Пса, Плеяды, Канауса, Ворона, Южный Крест, не столь значительные, как общеизвестные... Звезды для поэта – такая  же примета времени года, как листопад, снег или весенние цветы. И он умело использует их в описаниях природы. Вот, например, стихотворение   1903 г.:               
 Далеко на севере Капелла
 Блещет семицветным огоньком.
И оттуда, с поля, тянет ровным,
Ласковым полуночным теплом.
За окном по лопухам чернеет
Тень от крыши; дальше, на кусты
И на жнивье, лунный свет ложится,
Как льняные белые холсты.
  Всего восемь строк. Словно беглыми штрихами сделана зарисовка летней ночи, скорее всего, июльской. И удивительно верно вписываются в нее две первые строчки. Действительно, летними ночами Капелла - яркая звезда в созвездии Возничего - стоит очень низко над северным горизонтом, «далеко на севере». Вблизи горизонта световые лучи сильнее преломляются в воздухе, так что «семицветный огонек» - вовсе не поэтическое преувеличение... А в другом стихотворении на темном небе холодной осенней ночи, среди тишины садовых аллей, благоухающих «осенней свежестью, листвою и плодами», горит крохотный ковшик из слабых звезд - Плеяды:               
              И звонок каждый шаг среди ночной 
             прохлады,
И царственным гербом
Горят холодные алмазные Плеяды
В безмолвии ночном.
  Спокойный, размеренно-повествовательный тон двух последних стихотворений очень типичен для бунинской лирики. Живые, прекрасно написанные картины русской природы предстают перед мысленным взором автора и его читателя. И очень часто эти картины видятся нам как бы сквозь призму воспоминаний - такова особенность бунинского взгляда на мир. Многим знакомо по собственному опыту чувство, когда вспоминаешь какое-то событие или лицо, безвозвратно ушедшее в прошлое, и остро ощущаешь, как дорого тебе это... Прошлое нельзя возвратить - от него остаются лишь хрупкие видения, оживающие при виде знакомой комнаты или старого дерева, растущего возле дома... Поэт,  как никто другой в русской литературе, мог передать это чувство ностальгии. И среди других «картинок из памяти» не раз промелькнет в его стихах и огонек звезды:               
Ту звезду, что качалася в темной воде
Под кривою ракитой в заглохшем саду, -
Огонек, до рассвета мерцавший в пруде,
Я теперь в небесах никогда не найду.
В то селенье, где шли молодые года,
В старый дом, где я первые песни слагал,
Где я счастья и радости в юности ждал,
Я теперь не вернусь никогда, никогда.
  А в стихотворении «Огни небес» человеческая жизнь сравнивается со светом далеких звезд:               
 Огни небес, тот серебристый свет,
Что мы зовем мерцаньем звезд небесных,
Порою только неугасший след
Уже давно померкнувших планет,
Светил, давно забытых и безвестных.
Та красота, что мир стремит вперед,
Есть тоже след былого. Без возврата
Сгорим и мы, свершая в свой черед
Обычный путь, но долго не умрет
Жизнь, что горела в нас когда-то.
  В 1895 г., еще только мечтая о путешествиях за границу, Бунин пишет стихотворение полное прекрасных эпитетов, посвященное звездам, в частности  Южному кресту:
 Поздний час. Корабль и тих и темен,
Слабо плещут волны за кормой.
Звездный свет да океан зеркальный –
Царство этой ночи неземной.
В царстве безграничного молчанья
В тишине глубокой сторожат
Час полночный звезды над морями
И  в морях таинственно дрожат.
Южный Крест, загадочный и кроткий,
В душу льет свой нежный свет ночной –
И душа исполнена предвечной
Красоты и правды неземной.
  И в 1916 г. после своего путешествия по морю он пишет уже не о мечте, а о реальном, увиденном им в Индийском океане. Но и в этом стихотворении над морем – ночное небо:
  И снова, шумен и глубок,
Ты восставал и загорался –
И от звезды к звезде качался
Великой тростью зыбкий фок.
За валом встречным вал бежал
С дыханьем пламенным муссона
И хвост алмазный Скорпиона
Над чернотой твоей дрожал.
  Есть у И.А.Бунина еще одно стихотворение, свидетельствующее о знании им не только расположения и названий светил, но и необычных свойств некоторых из них. Оно посвящено знаменитой переменной звезде Мире Кита, то ярко горящей на небосводе, то неразличимой без помощи телескопа. При помощи такого средства художественной выразительности как сравнение Бунин раскрывает перед читателями вечную красоту звезд:
 Тебя зовут божественною, Мира,
Царицею в созвездии Кита.
Таинственна, как талисманы Пирра,
Твоей недолгой жизни красота.
Ты, как слеза, прозрачна и чиста,
Ты, как рубин, блестишь среди эфира.
Но не за блеск и дивные цвета
Тебя зовут божественною, Мира.
Ты в сонме звезд, среди ночных огней,
Нежнее всех. Не ты одна играешь,
Как самоцвет: есть ярче и пышней.
Но ты живешь. Ты меркнешь, умираешь –
И вновь горишь. Как феникс древних дней,
Чтоб возродиться к жизни - ты сгораешь.
 
   Таким образом,  у И.А.Бунина  многие светила названы по именам, данным им нашими предками. В его стихах блистают на небе планеты Юпитер и Сатурн, переливается голубым сиянием Сириус, ярчайшая звезда всего неба, видимая в наших широтах зимой, горит вместе с ним на зимнем небе Альдебаран из созвездия Тельца, а летом появляется Антарес... Для Ивана Алексеевича важна каждая, пусть даже самая маленькая звездочка, потому что и она освещает человеку его жизненный путь, служит для него символом вдохновения и отдает дань вечной, незыблемой красоте нашего мира.
               
                Заключение
 В поэзии И.А.Бунина особо выделяют «звездную лирику», это средоточие тем неба, звезд, вечности и красоты. Поэт писал великолепные ночные, сумеречные стихи, словно наполненные мерцанием. Это можно объяснить только его особенным восприятием мира, которое свойственно лишь некоторым людям, тонко и остро чувствующим красоту природы.
  И.А.Бунину ближе ночная природа, с помощью ярких выразительных средств он изображает ее живой и одновременно застывшей, уснувшей. А тайна, недосказанность, причудливые образы роднят такую поэзию И.А.Бунина с поэзией поэтов-романтиков XIX века. 
    Звезды у И.А.Бунина не просто деталь пейзажа - они символ. Через них соединяются времена, пространства, божественное и земное. В них мистически-таинственный смысл, и они являются в наиболее важные, драматические моменты: любовное объяснение, последнее свидание, смерть, размышления о смысле жизни, о Боге... Для И.А.Бунина звезда – символ вечности, единения человека с Богом. Вглядываясь в них, испытываешь жгучее ощущение неразгаданной тайны, человек начинает верить в могущество человеческого разума, способного познать эти тайны...
 В  стихотворениях переплетаются восхищение любимой звездой и философские размышления лирического героя. Звезда – символ судьбы, у лирического героя она ассоциируется с жизнью, молодостью, родиной. И.А.Бунин считает звезду понятием философическим, так как и у человека на земле, и у звезды на небе есть высокая миссия – служить вечной красоте.
 Для И.А.Бунина  важна каждая, пусть даже самая маленькая звездочка, потому что и она освещает человеку его жизненный путь, служит для него символом вдохновения и отдает дань вечной, незыблемой красоте нашего мира.
Таким образом, на основе   прочитанных, проанализированных, прокомментированных стихотворений великого русского поэта И. А. Бунина, объединенных «звездными» образами, я прихожу к выводу, что неслучайно «звездная» лирика занимает важное место в его творчестве.
  А закончить  работу хочется этими строками:               
  И быть может, я пойму вас, звезды,
И мечта, быть может, воплотится,
Что земным надеждам и печалям
Суждено с небесной тайной слиться!
          
            Литература.
1.И.А.Бунин сборник  «Свет незакатный»  Москва 1995
2.Предисловие к  сборнику  И.А.Бунина «Свет незакатный» Москва 1995
3.И.А.Бунин  сборник «Тропами потаёнными» Москва 2000
4.«Серебряный век русской поэзии» Москва 1995
5.Предисловие к сборнику «Серебряный век русской поэзии» Москва 1995
6.И.А.Бунин «В такую ночь» Москва 1995
7.Сборник «Белый город» - Левитан
8.Сборник «Великие художники» - Куинджи.


Рецензии