Студент о лирике с. а. есенина

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Архипов Павел  Михайлович
 Тема любви в лирике С. А. Есенина
Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с те¬мой любви, его  невозможно представить без этого высокого чувства. Душа поэта, а значит, и его лирического героя не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.
Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относя¬щиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными пес¬нями, полны деревенской мелодичности и напевно¬сти. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.).
 Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
 С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются полнотой красок, звуков, запахов. В его стихах — мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.
 Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
 Конечно, любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания лирического героя - радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, отчаяние. Однако, тема любви в его стихах тесно переплетается с главной есенинской темой — темой любви к Родине. Любовь к женщине раскрывается у него через любовь к родной земле. Он с поразительной способностью одушевляет природу отчего края:
 Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
 Березка — любимый образ поэта, становится «берез¬кой-девушкой с зеленым подолом», с которым играет ветер. Наверное, не менее любимый образ -  клена - и «на одной ноге», и того, который «на деревню погулять вышел». И горящая своими плодами рябина, и  осины, смотрящие в «розовую воду»; и рожь с «лебяжьей шеей», и множество других удивительных метафор и образов создают в творчестве С. А. Есенина свой особый мир — мир живой и одухотворенной при¬роды, в котором жил он сам.
Поэзия любви, сливаясь воедино с поэзией природы, черпает из нее целомудренность весеннего цвете¬ния, чувственность летнего зноя.
Возлюбленная поэта — это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа.
 Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
 Так С. А. Есенин описывает свою любимую в стихотворении «Не ходить, не мять в кустах багряных...», написанном в 1916 году.
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста.               
Значит, любовь есть великая тайна, через которую он прикасается к чему-то высшему, неизведанному.
 Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
 В стихотворении «Зеленая прячется...» девушка предстает перед нами в любимом образе поэта — в об¬разе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Сама березка нам рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени... обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь с ней «до новых журавлей ». 
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум…
Значит, и здесь красота, любовь и тайна нераздельны!
 В начале двадцатых годов, после огромных потрясений, коснувшихся всех, происходит резкая смена настроения поэта в стихотворениях о любви. С.А.Есенин, став свидетелем событий революции, видя изменения, происходящие в стране, глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цик¬ле стихотворений «Москва кабацкая», где деревенский песенный лиризм заменяется отчетливым рез¬ким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяже¬лые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душевной раздвоенности. Он ждал от революции осуществления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, сча¬стливой жизни на земле.
Но на самом деле произошло разорение деревенской «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой.                А потому чувства попраны, на первый план выходят сиюминутные влечения: «Когда... светит месяц... черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Нет красоты розового заката, есть только «шум и гам в этом логове жутком».
Отношение к женщине резко изменяется: она уже не стройная березка-девушка, а «паршивая» прости¬тутка, которую «излюбили», и «замызгали». Она грязна, глупа, а вместо любви вызывает только нена¬висть. Такое настроение поэта выражается в стихо¬творении «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», напи¬санном в 1923 году. Однако подобные образы являют¬ся демонстративным выражением подавленного состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабац¬кая » любовь — это отчаянный поэтический крик о губительной страсти кабаков. И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений проби¬вается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность со¬стояния души поэта: «Дорогая, я плачу, Прости... прости...»
В 1923 году поэт возвращается из большого зарубежного путешествия, которое сыграло значительную роль в его творчестве. Он разочаровывается в бур¬жуазно-демократических началах западного мира, разочаровывается и в прошлых идеалах.              С. А. Есенин убеждается, «до чего прекрасна и богата Россия. Ка¬жется, нет еще такой страны и быть не может». Он не пишет стихотворений о заграничных впечатлениях, ничто не вдохновляет его на творчество вдали от род-ной земли. В его лирике звучит мотив грусти, сожаление об ушедшей молодости, о прожитых впустую годах, растраченных силах и времени в кабаках среди бродяг и проституток.
 Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
 Теперь поэт снова «запел про любовь». В этом  стихотворении лирический герой снова окутан «голубым пожаром».
Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:
 Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых –
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.
 А в стихотворении «Сукин  сын», написанном в 1924 году, С. А. Есенин вспоминает забытую «девушку в белом», и душа его снова оживает:
Снова выплыла боль души.
 С этой болью я будто моложе...
В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности.
Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно:
      Да, мне нравилась девушка в белом,
      Но теперь я люблю в голубом.
    В этот же период поэт создает цикл стихотворений «Персидские мотивы», наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!».                В нем говорится о том, как, находясь вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о несравненной красоте рязанских раздолий, наполнивших его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями:
 ... Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне...
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий...
 
Как и весь цикл стихов, оно наполнено романтиче¬ским настроением и светлой грустью:
 
Там на севере, девушка тоже,
Может, думает обо мне...
 И вот перед нами одно из самых грустных и прекрасных произведений, ставшее песней.
 Видно, так заведено навеки -
К тридцати годам перебесясь,
Всё сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.               
Лирический герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» вместе с любимой.   
   И хотя она сердце «со смехом… другому отдала», но, тем не менее, эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела... к чувственным стихам».
Будучи отвергнутым, лирический герой остается верен прежнему чувству. Он находит снова верного посланника — это «милый Джим»:
 Она придет, даю тебе
 поруку.
И без меня, в ее уставясь
 взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно
 руку
За все, в чем был и не был
 виноват.
 Стихи С. А. Есенина продолжают нас волновать своим драматизмом лирических переживаний спустя много лет со времени их написания. Это связано с тем, что есенинский лиризм, трагичный и возвышено-романтический, вызывает в читателе чувства, которые близки и понятны каждому. Многие стихи его были положены на музыку, которая льётся из души русского народа. А потому хотелось бы завершить работу одним из самых известных произведений, отражающих, наверное смысл земной жизни и нераздельно связанных с музыкой.
 Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком.
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий, ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст,
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
               
                Литература.
1.Серия «Школьная библиотека» - Есенина С.А. Москва 1997 год
2. Предисловие к данному сборнику.
3.Сборник поэзии Серебряного века – Москва 2005 год
Автор - студент группы Ю-1-13 Московского приборостроительного техникума федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Российский государственный торгово-экономический университет» - Архипов Павел Михайлович

 


Рецензии