Артмысли. Ч. 1
В детстве я рисовать не умела. Так, во всяком случае, считала моя мама. С ней совершенно была согласна учительница начальных классов, которая так и говорила: "Все очень хорошо, но рисует очень плохо". На уроках изо бледная учительница в очках что-то объясняла про тень и полутень, а мне было непонятно, что же такого интересного из себя представляют яблоко и ваза на фоне невзрачной тряпки, почему их надо соединять вместе и потом рисовать?! Это же просто яблоко, просто ваза и просто тряпка! А вот картинки в книжках - это так весело и так волшебно! И так фантастично и недосягаемо! А какие там персонажи! Вот бы тоже такие придумать, создать!
Никто почему-то не сказал мне тогда, что для достижения мастерства нужно изучать основы. (Но может и сказал, но таким образом, что я постаралась не услышать) Для взрослых все это было очевидным и само собой разумеющимся. А ребенок может не понимать еще разумных причинно-следственных связей, и его надо мотивировать, стимулировать, заманивать результатом, обещать чудесную трансформацию. Смотри, если ты научишься рисовать яблоко вот так просто, то оно будет выглядеть вот так, и ты его сможешь оживить вот так сложно, а вот так оно совсем заиграет и заблестит.
Но зато у детей отлично работают фантазия и воображение. На улице я, как опытный сапер, сканировала пространство на предмет обнаружения антропоморфных палочек и веточек,выискивая на помойке разные бутыльки и "флюкончики" из-под духов и "деаколона", особенно ценились фигуристые, с цветными пробками. Эти предметы превращались в королев и чудовищ с помощью лоскутков, конфетных фантиков, шуршащей фольги и веревочек. Стеклышки и камешки - ух ты, сокровища!, картонная коробка - ты-дымц!, дворец или хижина,смотря что там по сюжету. Мои карманы были постоянно набиты важным реквизитом, чего там только не было - разноцветная проволока, спичечный коробок, скрепки, погнутый гвоздь, магнитик, пуговицы, бусины, сломанная бельевая прищепка... Из-за мелких камней тонкая ткань подклада легко рвалась, и тогда содержимое плавно перемещалось по всему подолу пальто или куртки, и при ходьбе все это богатство таинственно звенело и шуршало. Разыгрываемый сценический сюжет был всегда драматичен. Какой-то неразрешимый конфликт,кому-то не дали квартиру, кто-то не купил что-то дефицитное, все как подобает по закону советского жанра.
В силу своих возможностей, я оживляла своих персонажей, обеспечивая им некое подобие уюта и правдоподобного бытования. Но все же чего-то не хватало, а именно - умения и мастерства, чтобы воплотить визуальный воображаемый ряд во что-то реально ощутимое и материальное. Визуальной эстетики не хватало, да. Когда ребенок чувствует эту нехватку, тогда у него и начинается то самое творческое томление духа - как? как сделать? Включаются изобретательность и смекалка. Происходят творческие инсайты. О, эврика!, оказывается, можно вырезать Гурвинька из "Веселых картинок" и поместить его в какое-то свое пространство! А пингвиненка Лоло из календарика! Тогда я еще не знала, что осуществляю технику "коллаж").
За весь детский период у меня сохранился только один-единственный рисунок. Да и то лишь потому, что он был нарисован шариковой ручкой на обратной стороне фотографии. Не выбрасывать же фотографию, даже если она испорчена. Там изображена прекрасная пара - жених и невеста, вполне в рамках традиции: жених с усами, невеста с цветами. Опытный психолог определил бы, что в четырехлетнем возрасте меня волновали такие важные фундаментальные вопросы, как создание брака и семьи, социальной ячейки коммунистического общества. Надо заметить, отбросив ложную скромность, что нарисовано довольно прилично, и даже шедеврально. Не авангардно, но искренне. Жаль, не могу показать, но осмелюсь точно утверждать, что это намного и гораздо интересней яблока и вазы на фоне унылой тряпки.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №222070900035