Сколько часов Христос был в аду?

                ***

Не знаю зачем, но вот возник этот вопрос: сколько времени Христос был в аду? Конечно, речь идет о наших, земных мерках и земных часах. Ибо это еще вопрос, течет ли в аду время, а если течет, то с какой скоростью? Общепринятым является мнение, что Христос был распят в двенадцать часов дня в пятницу, и умер на кресте в 3 часа пополудни (в час девятый по Евангелию, или по-нашему в 15 часов). Разделяя участь человечества после Адама, Он сошел в ад. Едва ли нужно полагать, что был какой-то значительный промежуток времени после смерти Иисуса и до Его схождения во ад. Да, в православной доктрине есть понятие мытарств, через которые проходит душа после смерти, и которые могут закончиться только на сороковой день. Но речь идет об «обычных грешниках». Было бы невероятным полагать, что безгрешная душа Спасителя проходила через мытарства. Стало быть, явно более вероятно предположение, что Христос мгновенно после смерти сошел во ад, ибо для Богочеловека в том не было никаких препятствий, и Он мгновенно мог бы оказаться где угодно. Когда же Христос покинул ад, и воскрес? Ясно, что это было после полуночи в воскресенье. Церковь начинает праздновать Пасху с началом воскресной ночи, в 0 часов 00 минут. Но тут не надо забывать о разнице в счислении суток у евреев и у римлян. У евреев закат солнца уже означал начало новых суток, у римлян же сутки начинались в 12 часов ночи. Очевидно, в данном вопросе мы следуем римской традиции. Однако при этом нужно учитывать, что когда рано утром жены-мироносицы пришли ко гробу Господню, то он был пуст. Рано утром – это когда? Здесь нам поможет следующий стих: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Ин. 20, 1).
Т.е. рано утром, но было еще темно, - когда же это? Тут, конечно, важно было бы знать точную дату распятия Христа. В самом евангельском тексте на это нет абсолютно точных указаний. В христианской литературе наиболее часто встречаются две даты – либо 7 апреля 30 года, либо 3 апреля 33 года. Сторонники первой даты исходят из того, что нынешняя дата Рождества была определена в 6 веке неточно (монахом Дионисием Малым). Стало быть, Христос в таком случае воскрес рано утром, когда еще было темно, - либо 9, либо 5 апреля. Когда восходит Солнце в Иерусалиме в эти дни – несложно узнать. Полагаю, что 2000лет назад, солнце в эти дни восходило в это же время. Если придерживаться даты 9 апреля, то восход Солнца должен быть примерно в 6 часов 17 минут утра (впрочем, если верна дата 5 апреля, то разница всего в 4 минуты). Но поскольку было еще темно, - то, значит, Мария Магдалина пришла ко гробу до восхода Солнца, в предрассветных сумерках. Здесь надо учесть, что астрономы разделяют ныне три вида сумерек: гражданские, навигационные и астрономические. В первом случае солнце находится под горизонтом от 0 до 6°. При этом четко различается линия горизонта и наземные объекты. Фактически, это и есть то, что мы называем «белыми ночами». Стало быть, назвать такое время суток словами «было еще темно» вряд ли возможно. Навигационные сумерки – Солнце под горизонтом от  6° до 12°. Общие очертания объектов различимы, но горизонт неотчетлив. Необходимо искусственное освещение в городах (в отличие от первого варианта). Но все еще достаточно светло, - такое время суток иногда называют «голубыми ночами». Астрономические сумерки, - Солнце под горизонтом от 12 до 18°. Фактически, такое небо не отличается от ночного. Отсюда можно сделать вывод, что для объяснения Ин. 20,1, когда утро, но еще темно, - больше подходят второй или третий варианты. Проблема тут еще в том, есть ли четкая граница между ночью и утром? В Евангелии сказано, что пустой гроб был обнаружен рано утром, но еще темно. Но вот – насколько темно, если астрономические сумерки мало чем отличаются от ночи? Утро все-таки предполагает, что уже забрезжил какой-то свет. Стало быть, более вероятен переход от астрономических сумерек к навигационным. В Иерусалиме 9 апреля астрономические сумерки наступают в 4.53, навигационные в 5.23, гражданские в 5.52. Значит, наиболее вероятным временем прихода св.Магдалины ко гробу Господню было время примерно между пятью и полшестого утра (ближе к последней границе). Но Христос в любом случае воскрес до этого времени, и Евангелия не говорят нам конкретно, какой час это был.
Прот. Глеб Каледа в своей статье о Туринской плащанице со ссылкой на экспертов-медиков утверждает, что мертвое тело Иисуса находилось в ткани не более 40 часов (судя по четким контурам отпечатков). Если мы отсчитаем время от 15.00 в пятницу до 5.00 в воскресенье, то получим 38 часов. Так что здесь нет противоречия традиционной хронологии. Если полагать, что Христос мгновенно покинул ад (а это наиболее явным образом совместимо с традиционной христологией), то в аду, освобождая людей, Он провел не более 38 часов. Это если судить по нашим меркам. Надо еще учесть, что Христа нужно было снять с креста и захоронить. Причем захоронить до захода Солнца в пятницу, ибо начиналась суббота. Заход Солнца в Иерусалиме 7 апреля (если придерживаться этой даты), - примерно в 19.00. Т.е. Тело Господа обернули плащаницей и захоронили, - до этого времени. Таким образом, в погребальной ткани Плоть Христова находилась не менее 34-35 часов. Надо учитывать и еще одно обстоятельство. Рассчитывая время, когда было рано утром, но еще темно, и св.Магдалина прибыла ко гробу, - мы негласно исходим из того, что на небе было ясно. Если бы речь шла о летних месяцах в Иерусалиме, когда осадки практически отсутствуют, - то другие варианты крайне маловероятны. Но в апреле могут идти дожди, и теоретически нельзя исключать пасмурную погоду, когда «темно утром», - могло быть позже наших расчетов. Но зная из Писания, что во время Распятия Господа была тьма, было бы очень уместным предположить, что рано утром в день Его Воскресения – погода была ясная, без облаков и дождей.


Илл.: Христос выводит праведников из ада (Хайме Серра, XIII век)


Рецензии
Да, кстати, интересно, как это происходило тогда...

Ольга Туроверова   12.07.2022 00:40     Заявить о нарушении
Все узнать мы не можем..

Боб Жмуркин   12.07.2022 00:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.