Запоздавшая
- Ну, конечно же! Литературное творчество! - восклицает Арсений Ворожейкин, прочитав в Сети соответствующее объявление. - Так должна была бы называться дисциплина, которая могла бы преподаваться и тогда, когда я в школе учился.
А ещё Сеня Ворожейкин подумал, что были среди его одноклассников и те, которые были бы не против изучать дисциплину "Стихосложение". Дети, вообще, больше, чем взросолые, склонны выдавать рифмованные тексты.
Сам Арсений Ворожейкин тоже баловался сочинением стихов, но его "стишата" ему не нравились. Уже тогда, в школе, в советские восьмидесятые, у него сложилось мнение, что ему никогда не "усовершенствовать" выдаваемые им стихи. Поэтому тогда, в школьном прошлом, если бы ему предложили выбирать между "Литературным творчеством" и "Стихосложением", он бы выбрал дисциплину "Литературное творчество". Для изучения собой.
Но тогда, в его школьном прошлом, ему, как и его коллегам-одноклассникам и другим школьникам, не предлагали к изучению ни "Литературное творчество", ни "Стихосложение", ни по отдельности, ни обе сразу, эти две учебные дисциплины. Он бы точно выбрал "Литературное творчество". Это Сеня Ворожейкин, когда ему уже почти пятьдесят знал твёрдо, прочитав объявление в Сети. Но не запоздало ли "Литературное творчество", как учебная дисциплина?
Уже сейчас компьютеры, своим искусственным интеллектом, создают разные тексты, не только деловые и документальные, но и художественные, - прозаические и даже поэтические, стихами, тексты. А те словесные куски, которыми люди вынуждены брызгать в своих "партнёров по общению", с помощью смартфонов, не то чтобы полноценные тексты, а так, - дикие сочетания написанных, часто, с орфографическими и пунктационными ошибками, слов.
И зачем теперь, в эпоху машинного интеллекта и смартфонов, изучать "Литературное творчество"? Искал ответ Свенельд Иванович Пирогов. И не находил, пока в БИСКВИТе, Большереченском Институте Сценической Культуры, Визуальных Искусств и Театра, не решили открыть сценарное отделение, готовить сценаристов, для чего были организованы, сначала, курсы "Литературного творчества".
- Чего сразу бросаться в омут с головой, неподготовленными? Пусть кто-то из нас проведёт курсы "Литературного мастерства" или "Литературного творчества", отработает методики преподавания, наметит будущую учебную программу, - сказали в БИСКВИТе его начальники. - Итак, кто у нас возьмётся за проведение, сначала, в качестве тЕстовой работы или эксперимента, за курсы "Литературного творчества"?
В БИСКВИТе ходили упорные слухи, что именно Свенельд Иванович Пирогов "балуется" написанием пьес, рассказов и сценариев, а потому выбор, как говорится, пал на него, на Свенельда. Пусть Свенельд Иванович Пирогов проведёт курс "Литературного творчества", а мы все его потом послушаем, что скажет, и поймём, а нужно ли нам и, если нужно, то как именно, заморачиваться, с подготовкой в институте квалифицированных сценаристов.
Свенельд Иванович Пирогов, согласившись провести курс "Литературного творчества", сразу решил, что сценаристы, если их будут готовить в БИСКВИТе, должны изучать историю, мировую и отечественную художественную литературу, даже философию и азы экономики, но не это же талдычить слушателям курсов по литературному творчеству? Конечно, не это! Нужно сосредоточиться на самом процессе литературного творчества, чтобы слушатели курсов могли бы сами себе, как сумеют, организовать его, литературного творчества, процесс.
В Сети было сделано, БИСКВИТом, объявление о курсе "Литературного творчества" при себе, то есть при институте, Свенельд Иванович Пирогов начал разрабатывать программу курса, а Сеня Ворожейкин принимал решение: не поздно ли ему идти на курсы, - изучать "Литературное творчество" или эта учебная дисциплина так запоздала, что она уже есть не в коня корм?
Свенельд Иванович Пирогов решил, что начать преподавание курса нужно с занятия по воображению и фантазии сочинителя, потому что любой сценарист должен быть сначала сочинителем, ведь консультантов и редАкторов можно и потом пригласить. А тем временем, Сеня, Арсений, Ворожейкин тоже принял решение пойти на первое, пилотное, то есть бесплатное занятие по "Литературному творчеству", то есть на встречу со Свенельдом Ивановичем.
- Дорогие друзья! Спасибо, что откликнулись на наше объявление и пришли на занятие по литературному творчеству, которое, я надеюсь, не станет вашим последним занятием по этой учебной дисциплине, - начал говорить с собравшимися Свенельд Иванович. - наше время такое, что человек всё больше из того, что когда-то делал сам, доверяет машинам, пусть и таким, в кавычках, "умным", как компьютеры. Лично у меня, Свенельда Ивановича Пирогова, сохраняются сомнения в том, что обозначаемое гуманитариями, как "Психология творчества", будет полностью заменено работой компьютеров. Даже за всё то время, которое нам отведено на прохождение всего курса "Литературного творчества", мы не могли бы изучить все вопросы "Психологии творчества". Но на мой взгляд, - любоому сочинителя, чтобы стать мастером, нужно развивать свои воображение и фантазию.
- А чем отличаются друг от друга воображение и фантазия сочинителя? - неожиданно для него самого, вырвалось из Сени Ворожейкина.
- Различия воображения и фантазии очень наглядно объяснил Михаил Анчаров в своём романе "Самшитовый лес". Вы читали?
- Нет, - ответил Сеня Ворожейкин, и ему, почему-то, не стало стыдно, что он ещё не читал.
- Советую всем прочитать. В "Самшитовом лесе" очень много из того, что мы с вами обозначили, как психологию любого, в том числе, и литературного, творчества. А ВООБРАЖЕНИЕ можно рассматривать, как человеческую способность доработать, до определённого уровня завершённости, какой-то образ, некоторые черты которого уже созданы другими людьми. А вот ФАНТАЗИЯ - это результат вспышки или озарения, произошедшего в сознании человека, который, совсем не пользуясь чем-то чужим, создаёт новый образ, и этот образ вполне достоин стать достоянием внимания зрителя, слушателя, читателя. Начнём сегодня с упражнения на развития ВООБРАЖЕНИЯ.
Свенельд Пирогов раздал присутствующим узкие, как традиционные театральные билеты, листы бумаги. Соседке Сене Ворожейкина слева, досталась, на листке бумаги, такая фраза: "Лицо растрепанной кикиморы было испачкано чем-то тёмным, скорее всего сажей, и вся кикимора..." .Сосед Ворожейкина справа прочитал в доставшемся ему листе бумаге: "Длинная, до самого пола накидка-плащ, тёмно-синего цвета, привлекала внимание, потому-что...".
Пирогов, убедившись, что все присутствующие получили листки бумаги с заданием, произнёс:
- Всем вам, господа сочинители, задание, - дополнить, сколько и как сможете , не более, чем за три минуты, полученные вами фразы. Итак, у вас всего три минуты, время пошло, включайте своё воображение.
Самому Сене Ворожейкину включать его воображение пришлось по поводу доставшейся ему такой фразы: "Вместо бороды у лешего, на его деревянном подбородке, рос тёмный мох, а его уши..." И Сеня Ворожейкин включил своё воображение:
"Были не такими, как у людей. Вместо человеческих ушей из головы лешего торчали сучки, с которых не облетели давно засохшие листья. Тому, кто видел лешего, не могла не приходить в голову мысль о том, как именно, и хорошо ли он, леший, слышит этими сучками? Наверное, леший слышал так, как слышит ветер дерево, ветви которого этот самый ветер колеблет, колыхает, а когда он, ветер, слишком уж силён, то и ломает. Вполне возможно, что и этот леший, весь, целиком, результат работы волшебного ветра, который отломил от дерева ветвь, и вдохнул в неё жизнь того, кто теперь обязан был охранять лес, в котором росло дерево, явившиеся не только матерью, но и родиной лешего".
Сеня Ворожейкин понял, что текст, который он "довообразил" далёк, конечно, от совершенства, но смело прочитал его вслух, когда Свенельд Пирогов попросил его об этом. И тут дама слева от Арсения проявила свой искренний интерес:
- С воображением понятно. Кто-то открывает незнакомую нам книгу, вычитывает из неё кусок фразы, и мы начинаем её, фразу, "довоображЕвывать", то есть дополнять, за ограниченное время. А вот как развивать фантазию?
- Сначала надо определить, не знаю уж как, но, может быть, с помощью психологов или тестирования, свою модальность, то есть способ, которым вы получаете из окружающей действительности львиную, то есть наиболее значительную, долю информации о ней, об окружающей вас, действительности. Люди с аудиальной, то есть слуховой модальностью, могут развивать свою фантазию, слушая музыку, только не попсовую, а классическую или, что тоже неплохо, - джаз. Люди со зрительной модальностью, наслаждаясь красивыми видами, вполне возможно, что и развивают свою фантазию, - говорил Свенельд Иванович Пирогов. - А есть ещё кинестетическая модальность, когда информацию человек получает в форме своих ощущений, Запахи, может быть и резкие, или прикосновения к шершавой, неуютной поверхности, вполне могут развивать фантазию. И это очень интересно, какие именно образы, - светлые или тёмные, создаёт фантазия, развиваемая опытом каких-то, положительных или отрицательных, ощущений. Второе занятие курса "Литературное творчество" будет по теме: "Персонажи и написание диалогов". Надеюсь, дамы и господа, увидеть всех вас и на втором занятии, а также на то надеюсь, что среди нас появятся новые люди, привлечённые вашими рассказами о том, чем мы с вами тут занимались.
"Наверное, изучение "Литературного творчества" всё-таки запоздало, но мне желается этот курс пройти весь", - подумал Арсений-Сеня Ворожейкин.
Пятнадцать тысяч рублей за курс "Литературного творчества" - это очень много для Сени Ворожейкина, но он их, по неизвестным нам причинам, заплатил и теперь с нетерпением ожидает второго занятия со Свенельдом Ивановичем Пироговым.
Свидетельство о публикации №222070900446