Студентка о вечном и нравственном

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»  Цуканова Дарья  Дайна Зиннатовна
Размышление о Вечном и Нравственном  в литературе на переломе столетий.
      Человека всегда страшит неизвестность. Конечно, прежде всего,  нас тревожат размышления о том, что будет с нами, с нашими душами, когда закончится срок земной жизни.
 И наиболее остро, на уровне физическом ощущается это во многих произведениях И.А.Бунина – причём  в тех, к которым не так часто обращаются. (Писателя обычно представляют по несколько иным произведениям – но не о том сейчас идёт речь).
 Итак, перед нами замечательный и, к сожалению, не очень известный рассказ И.А.Бунина «Преображение». Главный герой – Гаврила читает Псалтирь над усопшей матерью. Он не думает о предстоящем ему чтении ночью как о чём-то особенном, пока не начинает читать. Но вдруг его охватывает  очень сильное чувство – это страх перед Вечностью. Гаврила задумался о том, что маленькая старушка, о которой ещё вчера никто не думал, которую почти не замечали много лет, теперь вознеслась над всем миром и стала чем-то грозным, значительны. Она стала частью Вечности:
 «Где она теперь, куда она девалась, та жалкая, маленькая, убогая от старости, робости и беспомощности, которую столько лет почти не замечал никто в их большой, грубой от своей силы и молодости семье? Ее уже нет, она исчезла, - разве это она, вот это Нечто, ледяное, недвижное, бездыханное, безгласное и все же совсем не то, что стол, стена, стекло, снег, совсем не вещь, а существо, сокровенное бытие которого так непостижимо, как бог? Разве то, что лежит и молчит в этом новом, красивом гробу, обитом лиловым плисом с белыми крестами и крылатыми ангельскими головками, разве это та, что еще позавчера ютилась на печке? Нет, совершилось с ней некое преображение - и все в мире, весь мир преобразился ради нее. И он один, один в этом преображенном мире!»
В ходе его размышлений страх перед Вечностью преображается в благоговение перед чем-то
прекрасным, непостижимым.  И преображается в бессмертную душу не только умершая мать, но и сам читающий Псалтирь сын – его внутренний мир. Гаврила тоже возносится над земной суетой и немного приближается к Вечности:
«Теперь Гаврило моложавый мужик с седыми, аккуратно причесанными волосами. Он не хозяйствует, предоставил хозяйство братьям, жене. Он избрал себе дело, ненужное при его достатке, но единственное любимое им - ездить ямщиком.
Он всегда в дороге, и дорога, даль, меняющиеся по времени года картины неба, полей, лесов, облучок тележки или саней, бег пары верных ему умных лошадей, звук колокольчика и долгий разговор с приятным седоком - счастье, никогда ему не изменяющее.
Он простой, ласковый. Лицо у него чистое, худощавое, серые глаза правдивы и ясны. Он не говорлив, но охотно рассказывает достойному человеку то трудно передаваемое, похожее на святочный рассказ, а на деле истинно дивное, что пережил он у гроба матери, в ее последнюю ночь среди живых». Уйдёт он под конец жизни в монастырь или останется ямщиком, но он осознал главное, для чего приходит в этот мир человек – готовить себя к Жизни Вечной.    В произведении практически нет никакого действия рассказ о жизни крестьянской семьи как-то незаметно переходит в иную реальность, иное измерение, когда по сути соприкасаются два мира – живых и ушедших.
        А вот другой великий писатель, ровесник И.А.Бунина – А.И.Куприн. И произведение тоже, к сожалению, далеко не всем известное – философский рассказ «В трамвае», написанный до Первой Мировой войны. В нём  отразилось раздумье писателя о смысле жизни. Сам трамвай и время, проведённое в поездке, символизируют жизнь человека. Кондуктор, объявляющий, что пришло время сойти, это – символ смерти. Символом является и вагоновожатый, ведущий трамвай вперёд. Это – символ времени.   «И вот вся наша планета, прекрасная Земля, представляется мне маленьким трамваем, несущимся по какой-то загадочной спирали в вечность. Вагоновожатый впереди нее – не зримое никем, покорное своим таинственным законам Время. Кондуктор – Смерть. Да и в самом деле: сравнительно с бесконечными веками, бывшими до нас, и теми, которые останутся после нас, – не одинаково ли коротки: наш путь в трамвае и наша человеческая жизнь!» - восклицает писатель.   
Для философских размышлений писатель использует образ трамвая. Потому что во вселенском масштабе жизнь человека так же коротка, как и путь в трамвае.
 А под «Главной Станцией» писатель, совершенно очевидно, подразумевает Рай, где все чисты и счастливы.  В финале А.И.Куприн говорит читателю о том, что нельзя сходить раньше своей станции – нельзя сворачивать с пути истинного. Иначе, человек лишит себя возможности попасть на «Главную Станцию». А, кроме того, надо следовать велению души – ведь она не обманет.
 «А там, на Главной Станции, – почем знать? – может быть, мы увидим сияющие дворцы под вечным небом, услышим нежную, сладкую музыку, насладимся ароматом невиданных цветов. И все будем прекрасны, веселы, целомудренно-наги, чисты и преисполнены любви».
Но об одном умоляю: не сходите с трамвая до полной остановки. Нерасчетливо, глупо и некрасиво».  «А счастье только знающим дано» - написал когда-то  И.А.Бунин. Понятно, что речь идёт не о земных наслаждениях, не о выгоде. «Знающим» стал его Гаврила  (см. выше). «Знающим» становится в процессе размышления герой купринского рассказа – и хочет, чтобы хоть сколько-нибудь «знающими» стали читатели.
    Появившийся в конце 19-го века  в двух столицах трамвай, очень быстро стал и образом литературным, о чём только что говорилось.  И вот перед нами уже многострадальная Россия в годы сталинских репрессий, обернувшихся  страшной трагедией, ведущей Россию к гибели. Трагическое состояние России не могло, конечно, не повлиять на творчество великих русских поэтов. В их числе и Николай Степанович Гумилёв, расстрелянный большевиками, отказавшийся от помилования.
         В своём произведении «Заблудившийся трамвай» в образе трамвае поэт отразил сбившуюся с пути жизнь, погибающую Россию. Трамвай мчится по своему страшному пути  - и его не остановить, не выйти из вагона. Весь русский народ стал жертвой этой страшной пучины безумия, отречения от веры.
 Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
Поздно…
     Люди становились безвольным, слепым орудием в руках кровавой власти, направленным на таких же людей, как они сами. Потому в произведении «вместо капусты и вместо брюквы мёртвые головы продают». Эта кровавая трагедия отражает то, что позже было названо «русским апокалипсисом» потому что «наша свобода только оттуда бьющий свет».
Иначе, будет править всеми палач «в красной рубашке, с лицом, как вымя»
       В эти страшные годы поэт не отвернулся от своей Родины, не уехал, как многие. Он страдал вместе с народом и не забывал молиться о России. Когда человек задумывается о том, что будет после  земного бытия, то  не может он поступать нечестиво, не может предать. И  Н.С. Гумилёв отказался от помилования, не желая отрекаться от Бога, от своих соратников, не желая поклониться слугам антихриста ради спасения своего бренного существования.  «Я никогда не думал, что можно так любить и грустить» - говорит Н.С.Гумилёв в финале произведения.
      Далее новое испытание – наверно, самое тяжкое. Это – война, которая всегда ложится тяжким бременем на жизни людей. Но душу русского народа не сломили никакие тяготы и горькие потери, ведь воевал он не за интересы государства, а за свою Родину. Во время жестоких сражений, тяжких испытаний мысли о посмертии наиболее, если можно так сказать, - «актуальны». И все нравственные качества проявляются тоже в наибольшей степени.   
Подобно Небесному Воинству русские воины сражались со злом, чтобы защитить самое дорогое, что у них есть – Отечество. 
     Многие русские писатели в своих произведениях отразили воинскую доблесть русского народа – и один из ярких примеров «Ожившая фреска»  Б.Л.Пастернака.
  …Он мать сжимал рукой сыновней.
И от копья архистратига ли
По темной росписи часовни
В такие ямы черти прыгали.
И мальчик облекался в латы,
За мать в воображеньи ратуя,
И налетал на супостата
С такой же свастикой хвостатою.
А рядом в конном поединке
Сиял над змеем лик Георгия…
          Автор сравнивает врага с чертями и змеями – и противостоит  им русское войско, представленное Образом Георгия Победоносца.  Этот Образ воплощает лучшие традиции русского воинства со времён Древней Руси. А потому такой жизнеутверждающий финал – и не просто жизнеутверждающий – а «переходящий» в Вечность:
 
Он перешел земли границы,
И будущность, как ширь небесная,
Уже бушует, а не снится,
Приблизившаяся, чудесная.
     Тема единства русского воинства с Воинством Небесным отражена и в произведениях Н.С. Гумилёва. Так, например, в стихотворении «Война» лирический герой говорит о войне как о святом деле и сравнивает русских воинов с серафимами:
  И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови
Именно благодаря духовному началу русского воинства, связывающему воинов с Небесной Ратью, русский народ нашёл в себе силы отстоять свою Родину в годы Великой Отечественной войны, как делал это во все времена.       
   И всё же, наверное,  главная причина, корень зла  отразилась в произведении писателя, который, пожалуй, менее всего ассоциируется с размышлением о вечных вопросах и высшем нравственном начале. По нашему невниманию, конечно. Это - рассказ  А.П.Чехова «Случай из практики», созданный в самом конце века 19-го. А можно сказать, – в преддверии века 20-го. Теперь, более века спустя, кажется, что рассказ  этот – неуслышанное пророчество, предупреждение, которому не вняли – а потому произошла главная трагедия 20-го века.  Очень важно, что о нравственных вопросах рассуждает врач, очень положительный образ, не до этой ночи, кажется, незадумывающийся о таких вопросах.  С помощью этого образа автор показывает нравственную болезнь общества.  Но главным образом всё же является дьявол. Именно так устами доктора автор охарактеризовал отношения, сложившиеся на фабрике и в обществе в целом. Голая, пустынная земля во дворе фабрики символизирует пустоту и бездуховность этих отношений:
 «И он думал о дьяволе, в которого не верил, и оглядывался на два окна, в которых светился огонь. Ему казалось, что этими багровыми глазами смотрел на него сам дьявол, та неведомая сила, которая создала отношения между сильными и слабыми, эту грубую ошибку, которую теперь ничем не исправишь. Нужно, чтобы сильный мешал жить слабому, таков закон природы, но это понятно и легко укладывается в мысль только в газетной статье или в учебнике, в той же каше, какую представляет из себя обыденная жизнь, в путанице всех мелочей, из которых сотканы человеческие отношения, это уже не закон, а логическая несообразность, когда и сильный, и слабый одинаково падают жертвой своих взаимных отношений, невольно покоряясь какой-то направляющей силе, неизвестной, стоящей вне жизни, посторонней человеку. Так думал Королев, сидя на досках, и мало-помалу им овладело настроение, как будто эта неизвестная, таинственная сила в самом деле была близко и смотрела. Между тем восток становился всё бледнее, время шло быстро. Пять корпусов и трубы на сером фоне рассвета, когда кругом не было ни души, точно вымерло всё, имели особенный вид, не такой, как днем; совсем вышло из памяти, что тут внутри паровые двигатели, электричество, телефоны, но как-то всё думалось о свайных постройках, о каменном веке, чувствовалось присутствие грубой, бессознательной силы...»
Ведь страдают не только рабочие, но и хозяева – богатство не даёт никому счастья. Самым ярким примером того является Лиза – наследница огромного состояния. Лиза больна – но страдает она не столько от болезни физической, сколько от болезни духовной. Её неосознанно тяготят отношения, при которых страдают и слабые, и сильные.
  Исцеление от зла писатель видит в разрушении этих безнравственных, бездуховных отношений. Только победив дьявола, люди смогут исцелиться. А потому заканчивается произведение звоном колоколов, побеждающим дьявола:
 «Окна в фабричных корпусах весело сияли, и, и, проезжая через двор и потом по дороге к станции, Королев уже не помнил ни о рабочих, ни о свайных постройках, ни о дьяволе, а думал о том времени, быть может, уже близком, когда жизнь будет такою же светлою и радостной, как это тихое, воскресное утро…».
Но ведь и в самом начале: его (доктора) пленял вечер, и усадьбы, и дачи по сторонам, и березы, и это тихое настроение кругом, когда, казалось, вместе с рабочими теперь, накануне праздника, собирались отдыхать и поле, и лес, и солнце, — отдыхать и, быть может, молиться...»
 Это – то чувство, когда кажется, что зла не вообще. Рассказ, конечно, глубоко символичен, но главное в том, что  дьявол всегда искушает человека – и только помня о Высшем Нравственном Начале, понимая, что земная жизнь не конец всему, молитвой и трудом над своим внутренним миром, можно его одолеть. И мысль эта звучит в великих литературных произведениях всех времён
               
                Литература
Сборник произведений Н.С.Гумилёва «Я свет у тебя за плечами». Ярославль 1994.
Рапацкая Л.А. «Искусство Серебряного века» изд. «Владос» Москва 1996
Пастернак Б.Л. «Ожившая фреска», «Неоглядность» и др. произведения. Сборник «Вальс с чертовщиной» Москва 1993
Чехов А.П. рассказы Москва 1995
И.С.Шмелёв. Статьи о творчестве А.П.Чехова. Журнал «Русская речь» 1995 № 3
А.И.Куприн Рассказы и повести Москва 1995
И.А.Бунин «В такую ночь» Москва 1995
Кошемчук Т.А. «Наука» 2009.
Гайкова Н.Н.«Любовь к Отечеству – земному и Небесному» Педагогический Портал «Методист» 2014г.
Лекции по литературе в М.П.Т. за 2013-2014г


Рецензии