к лекции Марка Стрэнда о поэзии
Предлагаемая ниже лекция Марка Стрэнда была прочитана на рубеже веков, в 2000 году, когда поэту исполнилось 66 лет. Он на вершине славы: лауреат поэзии США (с 1990) и Пулитцеровской премии за поэзию (1999). Позади продуктивная работа по переводу с испанского и португальского, знакомство с европейской и южноамериканской поэзией, увлечение творчеством таких авторов, как Пабло Неруда, Сезар Вальехо, Октавио Пас, Васко Попа, Пауль Целан, Рафаэль Альберти, Райнер Мария Рильке, Фернандо Пессоа, а среди американских поэтов - Уоллес Стивенс и Элизабет Бишоп.
Позади долгий период воздержания от поэтического творчества, продолжавшийся с 1980 (когда вышел сборник его избранных произведений Selected Poems) и закончившийся только в 1990 году публикацией книги «Непрерывная жизнь» (The Continuous Life), которая поразила критиков сменой метра, стиля и мировоззрения. След этого периода нашел свое отражение и в настоящей лекции. Затронутые в ней темы – зачем нужна поэзия, как поэт находит свой неповторимый язык и как становится его пленником, откуда черпает свое вдохновение – изложены здесь в парадоксальной манере, отчего этот текст производит неизгладимое впечатление, сходное с появлением из ниоткуда чеширского кота.
Впрочем, Стрэнд не был бы Стрэндом, если бы писал иначе. Не зря Бродский назвал его поэтом бесконечности и сущности вещей, чьи стихотворения движутся «чистой энергией языка, прущей через клише, бюрократизмы, …научный жаргон – что угодно, – за грань абсурда, за грань здравого смысла, к радости читателя». Неутомимый путешественник, Стрэнд, где бы он не находился – а он с детства посетил наряду с многими городами Канады и США, также Перу, Колумбию, Мексику, а уже взрослым жил в Бразилии, Ирландии, Италии, Испании – странствует, прежде всего, по местностям своего внутреннего «я», осваивая их бесконечные и таинственные пространства.
Забавны и неожиданны переключения лектора с серьезной тематики на гастрономическую. Объяснение этому можно встретить в воспоминаниях Чарльза Симика, ближайшего друга поэта. Оказывается, в юности (а их дружба продолжалась почти полстолетия) Стрэнд и Симик решили создать новое направление – Гастрономическую Поэзию. Выступая с чтением своих стихов перед молодежными аудиториями, они отметили, что упоминание в тексте чего-либо съедобного сразу повышает интерес слушателей, вызывая эмоциональную реакцию. И действительно, впоследствии и тот, и другой отличились рядом произведений подобного рода.
При этом юмор зачастую перемежается у Стрэнда с философскими вопросами. Рано потерявший обоих родителей Стрэнд обостренно воспринимает тему утраты, нередко возникающую в его творчестве. Вслед за Паскалем ему открывается и величие, и нищета человека, находящегося «на грани двух бездн: бесконечности и небытия» – между безграничным Космосом вовне и столь же безграничным внутренним миром.
(сама лекция опубликована в Просодии, см. ссылку в первом комментарии)
Свидетельство о публикации №222070900580
рад читать )
Кастор Фибров 10.07.2022 16:32 Заявить о нарушении
Сергей Батонов 11.07.2022 09:50 Заявить о нарушении
разве что дров он наворотил - попробуй разобраться )
чем-то напомнило о "Френни и Зуи" Сэлинджера, там тоже всё с поэзией Фрэнни разбиралась, и тоже с дровами )
так или иначе, а чудесная вещь, со своей "таковостью"
Кастор Фибров 11.07.2022 09:55 Заявить о нарушении
Сергей Батонов 13.07.2022 09:10 Заявить о нарушении
Кастор Фибров 13.07.2022 09:52 Заявить о нарушении