Одна из Заповедей, да?

 
 Давненько уже (конец лихих 90-х) был у меня спор с одним горячим молодым человеком, готовым убивать недругов во имя справедливости. Я в то время смотрела на мир любящим всепрощающим взглядом и принять его готовность как справедливость была не в состоянии ни в какой форме. "Не ты дал человеку жизнь – не тебе её и отнимать", - изрекла я, уверенная в своей правоте. "А если этот, с даденой не мной жизнью, будет отнимать у меня твою? Я тоже должен его не убить?" - спросили меня…

 Справедливость – это что? Это из серии "Своя рубашка ближе к телу"?
В "Словаре" В. Даля "справедливость" приравнивается к слову "правда" в значении "правосудие", а основное слово - "справедливый" - помещено среди слов, производных от слова "справливать" (т.е. править, прямить, выправлять), и в качестве первых значений имеет: «правильный», "сделанный законно", а затем уже "по правде", "по совести", "по правоте" (П.А. Кропоткин, "Этика").

 То есть справедливо – это по закону. А законы должны "справливать" несправедливости жизни, прямить их. Вот и новый вопрос: по закону ли нынешняя Российская военная операция на/в Украине? И ответ: по закону. Президент России Владимир Путин стремится к тому, чтоб всё по закону. Официальному, основанному на всё еще дышащем (на ладан?) международном праве. А по Божескому Закону?

 А давайте спросим у родителей тех деточек, что теперь в родной (украинской же) земельке упокоились. Вот у родителей Ванечки Нестерука (2010 - 2015) спросим. Знаете, что малыш сказал папе, кода его осколочными посекло?  "Папа, я немножко полежу, а потом мы пойдем домой!" -  его последние слова.

 Вы, все миролюбцы, которые против любой войны и мир во всем мире, примерьте на себя горе отца, услышавшего последние слова крохи. Ничего не щемит? Не на фронте Ванечка погиб, не в окопе с папой от войны прятался: в городе Донецке, в котором (2015 год!, до начала спецоперации еще ждать и ждать) он должен был мирно жить…

  Как хорошо быть в белых чистых одеждах собственной правды, рассуждая о добре и зле. (Добро, вероятно, не на стороне Ванечки Нестерука: случайная жертва политического противостояния?)
 П.А.Кропоткин, размышляя о справедливости, от себя добавляет,  что "интерпретация того или иного понятия является функцией личного опыта". Соглашусь. Личный опыт справедливого существования в мире у Порошенко (Потрошенко, как народ Донецка стал его после бомбежек называть) и у папы Ванечки Нестерука разный…

 Вспоминается Федор Михайлович: "…Выражаются иногда про "зверскую" жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток. Разум — подлец, оправдает что угодно!". И Бомарше вспоминается: "Наиболее виновные – наименее великодушные".  И прорубивший в Европу окно государь Петр наш Первый: "Правды в людях мало, а коварства много".

   Много чего вспоминается, стоит попробовать посмотреть философски-беспристрастно на жизнь человеческую (во все времена были тати в человечьем обличье). И так, сверху, воспарив над житейскими трудностями убиенных с той и другой стороны, сказать Путину: уймись. Ибо это он  взял на себя ношу "выпрямителя" истории в пользу еще не убитых Ванечек Нестеруков. Он разрешил убийство тех, кто живых Ванечек даже  статистически людьми не считает (не считаются дети Донбасса живыми людьми, ибо и мертвыми не считает их воюющая Евроукраина.)

  И вот ты такой миролюбец и мироволец в белой незапятнанной никакими сомнениями одежде паришь над бренным миром и говоришь: "Любите друг друга!" ("Если мои друзья кривы, я смотрю на них в профиль", да?). А знаете что: так-то легко любить, свысока. Вы попробуйте любить "с земли". И тогда вы почувствуете, что ох как тяжела у Верховного Главнокомандующего ноша. И только одно ему может помочь её нести: вера в справедливость принятого решения…

*

   Я обожаю стихи Поэта  Евгения Чепурных-Люкшина. Тонкий, умный, светлый, без пафоса и рисовки, глубокий, чуткий.

Договор между светом и тьмой,
Договор меж душою и телом,
Между мужем и падшей женой,
Меж системою и беспределом,
Меж надеждой и чёрной тщетой,
Меж дорогой и скукой сидельной,
Меж одной параллельной чертой
И другою чертой параллельной,
Между крестиком, что на груди
И крестом над соборною крышей,
Меж бродягой, уснувшим в грязи,
И младенцем, ниспосланным свыше.
Договор, что древнее всего,
О котором не шепчутся всуе.

Никогда не читал я его,
Но, наверное, он существует.


   Или вот еще:

На берегу страны великой,
Страны почти уже безликой
Сидим и смотрим в облака,
Которые несёт, качая,
Река, великая такая,
Невосполнимая река.

И вся страна невосполнимо
Течёт с рекою мимо, мимо.
И мы – на чёрном берегу –
Две сироты или два брата.
И не хватает лишь заката,
Переходящего в пургу.

И Бог давно уже не с нами,
А в нас самих дрожит сердцами
И просит жить наоборот,
И знать, что призрачны заклятья,
И что не вечны все распятья,
И что вовек в России братьев
Не будет меньше, чем сирот.

 Браво, Поэт! Брависсимо, Поэт! Часто я так восторгаюсь, читая Чепурных-Люкшина. Почти всегда, если честно.
Но не в этот раз:
дворовый марш
Евгений Чепурных-Люкшин
и друг побит, и враг побит. и друг скорбит, и враг болеет. наверно, тот и победит, кто никого не пожалеет. волна психических атак заставит сердце биться жарче. и враг дурак, и друг дурак. и жаль врага, но друга жальче. а материнская река течет сквозь раненное поле. река горька, и жизнь горька. река мила, а жизнь тем боле. и солнце падает на прядь седую и на детский локон, как будто хочет всех обнять, кому сегодня одиноко: друзей и ( там, вдали) врагов, и эту грусть земли окрестной, и даже пьяных ...удаков из похоронного оркестра.

  Почему не в этот раз? Потому, что я НЕ МОГУ обнять Потрошенков и прочих убивцев детей и стариков Донбасса. Какая бы ни была ИХ злодейская правда, мои руки отсохнут, если я их обниму. Потому как пусть за свою правду воюют ЧЕСТНО: с воинами другой правды. А нечестно – подло. Не в состоянии я подлость обнять, даже если ей одиноко станет…


    Очень симпатичная мне искренняя Лада Вдовина со мной не согласится. У неё другая позиция: порицающая Российскую операцию. Процитирую (простите, уважаемая Лада, что без спросу):
"Ещё немного о правде и любви"
 (Иллюстрация автора - коллаж "Без войны": из дула орудия выросло очаровательное мирное растение).

"Я очень люблю свою страну. Никогда не хотела покинуть её, как не хотим мы передать в чужие руки уход за тяжело больным, но таким любимым близким человеком. Как не считаем возможным отказаться от особенного ребёнка, раз уж он появился на свет именно таким.

Мне нравится эта аналогия и я её продолжу. Предположим, человек узнал о страшном диагнозе. Раньше у нас было не принято сообщать пациенту такие подробности. Сейчас сообщают. Узнал. И перед ним открываются три дороги. Первый путь – смириться, принять известный сценарий и начать приготовления к уходу и прощанию. Второй – сделать вид, что ничего не происходит, прятать голову в песок и табуировать тему своей болезни. Третий – активно бороться и верить, что избавление близко…"

/Милая Лада, есть еще и четвертый вариант: принять неизбежное и жить так, как считаешь для себя правильным. Но я не об этом хотела: как Вы СУМЕЛИ поставить России такой диагноз? На основании ЧЕГО? Разве у других СТРАН нет ТАКИХ ЖЕ симптомов, а то и в более тяжелых формах?../


"…Может быть, неправда то, что прямо сейчас, в это мгновение, злобный завистливый Каин пытает и мучает брата своего Авеля, крадёт его имущество и топчет его землю? Но там мои двоюродные братья и я знаю из первых рук обо всём, что происходит."
/Россия богата "родственными связями",.. но мы, вроде бы, ОБЪЕКТИВНЫ?/

"…Я считаю себя патриотом. И как патриот, мне кажется, знаю, что необходимо сделать прямо сейчас. Остановить страшное и бессмысленное кровопролитие. Признать все ошибки, совершённые в разное время нашим обществом и/или от его имени. Немедленно начать их исправлять, потому что раскаяние должно быть деятельным, иначе его просто нет. Это и будет лечением, а здоровье, счастье и процветание обязательно придут. Давайте приступим!"

/Давайте, дорогая Лада. Давайте призовем тех, кто бомбит мирные жилые кварталы все еще Украинских городов перестать их бомбить; давайте призовем замечательные европейские (хотя лучше сразу призывать США-товские) власти прекратить гнать вооружение для убийства стариков и детей в мирных (все еще Украинских) городах, а заодно и взращивать на крови украинский олигархат. (Олигархат-то из разоренной Украины свалит со своим оружейным баблом, а оставшиеся нищеброды, что свалить не смогли будут лебеду с крапивой кушать.) Давайте, дорогая Лада, призовем раскаяться тех, кто переживших Великую Отечественную в подвалы без еды, воды и лекарств в 2022-ом загнал. Пусть раскаются и покаются, им за этот грех долго молиться надо перед престарелыми ветеранами…/

*

   Черт возьми, сколько ж еще тысячелетий люди будут спотыкаться о казалось бы очевидный постулат "Не убий"!
Мой горячий юный собеседник из 90-х, сейчас я спорила бы с тобой не столь категорично. И цитируя Чепурнова-Люкшина /"А если остановятся глаза, уставившись в невидимые бездны, я подойду под эти образа и помолюсь за синий цвет небесный. за желтых одуванчиков разлив, за красных роз чуть пьяное дыханье, за клейкий и зеленый запах лип, за черных гнезд вороньих колыханье. за серебро моих снегов и слов, за розовость последних детских снов, за многоцветность, из которой выпал.за ночи фиолетовую грусть, за серый день, что помню наизусть... я помолюсь ( а раньше б просто выпил)"/, я, с полным соответствием своему миролюбию, сказала бы "Браво, Поэт!". Потому что мир должен преодолеть и этот кровавый тест на выживание.
 Но я вас умоляю, люди в белых одеждах, не ЛЮБОЙ ценой, ага? Пусть "Не убий" и Ванечку Нестерука имеет ввиду…

P.S.   
Двадцать первый, но средневеково кровит закат,
и под дудочку крысы спешат с кораблей на бал
(отыскать бы того, кто на дудочке им сыграл,
перепутав мелодию: надо бы скопом – в ад)

Сколько раз толковали: земля для вражды мала,
и легко рассыпаются души на тлен и прах,
но о душах не принято каяться на балах
(по работе – бывает, но это издержки бла).

Что - о прочих-инаких? Не каждому светит бал,
Пусть мечтают о сказке про Правду для всех одну…

Но обижен на дудочку мальчик: он чуда ждал
(он ведь помнит: у Ганса все крысы идут ко дну)…

/Одна из заповедей, да? Или я чего не понимаю?/


Рецензии
Здравствуйте Галина!
Напишите новогоднюю сказку "Ванечка".
Далеко, в географическом центре России, родился мальчик.
Когда мальчику исполнилось пять лет, ему приснился сон Ванечки, которому когда-то посекло ножки и тот уснул на тёплых руках папы.
А утром мальчик проснулся и захотел прожить жизнь того мальчика из своего сна.
Он попросил родителей съездить на родину Вани, чтобы пройти его путь, а заодно и свой...

Сергей Греков 3   29.11.2023 00:56     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, сначала - спасибо Вам за то что прочли мои мысли на тему "не убий"; потом - спасибо, что усмотрели во мне способность писать "новогодние сказки" (это цитата), ну, а итоге - вопрос: зачем вы мне - про "Ванечку"? Да, сны и реальность, бывает, сменяют друг друга самым причудливым образом, но Вы же хотите не об этом?..
Напишите Вы, я постараюсь не пропустить и понять, о чём речь...
Галина.

Галина Давыдова 2   29.11.2023 08:56   Заявить о нарушении
Надо быть в теме деталей, а их у меня нет.
Возможно в словах "... а потом мы пойдём домой..." всё уместилось.

Сергей Греков 3   29.11.2023 10:21   Заявить о нарушении
я поняла, о чем Вы, кажется... Да, РУССКИЙ Ваня... Грустная будет сказка, трагичная (или жертва детской жизнью - это один из шагов на "пути домой"?..).
Все подробности, уважаемый Сергей, легко найти в интернете. мощная идея, на фильм тянет...
С уважением,

Галина Давыдова 2   29.11.2023 10:38   Заявить о нарушении
Только напомню про Вуди Аллена

Сергей Греков 3   29.11.2023 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.