Студентка о солнце мёртвых

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Новикова  Анастасия Владимировна
 «Отражение русской трагедии в романе-эпопее И. С. Шмелева Солнце мертвых»
  ИВАНОВ Георгий Владимирович-
стихотворение, посвящённое И.С.Шмелёву
Живя в Германии, не вижу я её.
Я, русский человек по крови и по плоти.
Смотрю я на газон — в нём русское жнивьё
А слышу праздный смех — в нём русские в заботе.
Во всём я провожу с Россией параллель:
Со седовласой фрау — русскую старуху...
Идёт во мне война, незримая дуэль,
Где плоть моя во всем всегда перечит духу.
Когда я вижу здесь берёзки тонкий стан, —
То словно наяву я вижу свет России,
И понимаю я, что это чувств обман,
Но душу не могу спасти от ностальгии.
России я не нужен. Германии чужой.
Улыбчивы всегда, но в сердце неприятье.
Стоит стена меж нами, невидимой межой,
И так душа скорбит по русскому объятью!
Но счастлив я при том, что дух мой во Христе,
Что жизнь моя сполна с надеждою в Мессии.
И простираясь вверх в молитве и посте,
Благословляю я и Дойчланд, и Россию!
В 1918 году Шмелев коренной москвич с женою приехал в Крым, в Алушту. Туда же демобилизовался  с фронта его единственный сын Сергей. Семья Шмелева ре-шила переждать гражданскую войну в Крыму. Всего за годы войны сменилось шесть правительств на полуострове. Он мог наблюдать за их деятельностью. Сын писателя служил в Белой армии. Покинуть Россию в 1920 году Шмелевы не захотели, так как надеялись на обещанную Советской властью амнистию. Но обещание интернациональной нечестью сдержанно не было. И Крым стал могилой для русско-го офицерства.
В 1921 году сын писателя был расстрелян. Но родители еще долгое время остава-лись в неведении. Шмелев надеялся, что сын был выслан на север. В Крыму Шмелев вместе с женой пережил страшный голод.
  Потом они выбрались в Москву. В 1922 году иммигрировали в Германию, а через два месяца во Францию. Там он встретил врача, сидевшего с сыном писателя в под-валах Феодосии, который рассказал о трагической гибели сына. Это известие по-трясло Ивана Сергеевича.  Он превратился в седого старика с запавшими глазами и глубокими морщинами. После этого Шмелев, решил не возвращаться в Россию.
 Подлое убийство сына перевернуло сознание Шмелева. И изменило его мировоз-зрение. Он стал глубоко верующим человеком. Все это было отражено в романе – эпопее «Солнце мертвых».
Повесть рассказывает о существование человека в голодном Крыму после взятия его красными. Повествование ведется от лица автора. Ему принадлежит так назы-ваемая летописная функция. То есть летопись ежедневных злодеяний красных.
Всё произведение  - это гневное обличение палачей, кощунников, иванов, не пом-нящих родства, которые грабят то, что веками собирали другие. Обличение тех, кто расстреливал в подвалах Ялты и не брезговал снимать перештопанное бельё, кто 
     отнимал последнюю банку абрикосового варенья и хвастался фамильными драгоценностями, снятыми с расстрелянных.
                Из произведения мы узнаем о разных героях, к судьбам  которых не остался  рав-нодушным писатель. У каждого героя свое мнение о советской власти, которое он высказывает  автору для читателя. Узнав  точку зрения разных героев, мы получаем возможность осмыслить события с разных сторон.
Очень интересен образ доктора, через которого проглядывается образ всей русской аристократии.  Русская аристократия планомерно рубила сук, на котором сидела, что  было  характерно отражено в пословице нашего героя – «куда козел – туда и стадо». Даже голод и смерть в чрезвычайках не излечило ее бездумное увлечение Западом,  с которого пришла эта губительная зараза. Все это отражено в герое, который все время пытался вспомнить молитву «Отче наш», заученную ещё в детстве. Кроме этого, через образ доктора проходит символическая деталь – часы «Луковица». По ним наша интеллигенция сверяла часы с продвинутым Западом, убивая своих Царей и министров.  Ибо именно аристократия Англии  одна из первых  устроила  революцию и убила своего Короля, подавая пример другим. Вот эту мину – с часовым механизмом наш герой и купил в Лондоне в оплоте либерального терро-ризма.  Вот слова продавца нашему герою доктору: «Берите, за вами не пропадет! Своей доблестью… все вернете! Еще фунт скину! Политикой… отдадите! И вот вспомните мое слово! – Эти часы доходят, когда у вас, в вашей России, великая революция будет!» Недаром позже в своих статьях сам  И.С.Шмелёв напишет, что идеи революции зародились в Европе и потом пришли на Русь.
И вот свершилась революция -  «великая и бескровная». После февральского пере-ворота 1917 года, русская аристократия, свергнув Самодержавие, развязала руки кровавой революции, которая и пожрала  их. Предупреждал ещё в начале века писатель С.А.Нилус в своих книгах «Великое в малом»  и «Святыня под спудом», когда бесы пели: «Наше время – наша воля». И увидел это простой мужик – ямщик, сохранивший веру и благочестие, а не возгордившийся интеллигент.
А у И.А.Бунина в «Окаянных днях» тоже простой ямщик скажет о народе, оставшемся без Царя: «Теперь народ как скотина без пастуха – всё перегадит и се-бя искалечит».  Но гордость никого не слышит, кроме себя. И вот теперь за эту ду-ховную слепоту  бессрочная ссылка, медленное умирание, безвременье в голодном Крыму под «Солнцем мёртвых»
Также, очевидно, стоит обратить внимание на коллективный портрет голодающих детей.  В нем сконцентрирована вся боль русской земли — богооставленность. Это пустое небо в глазах Анюты  с смазеровской дачи, это пустое небо в глазах до-черей старого рыбака Николая, это пустое небо в глазах девочек, которые собирают коровьи лепешки и многих других девочек, вынужденных продавать себя крымским татарам за кусок хлеба.
Ещё одним ярким примером является  образ старой барыни с чудесным ожерельем Она только в конце жизни познала, что такое настоящая ценность. Вот диалог бары-ни с главным героем произведения, в котором раскрывается эта суть:
Покойный Василий Семеныч в Париже его купил, на бульваре Дез’Итальен… заплатил триста франков! Тогда это была ужасная для нас сумма! Это сколько будет на наши деньги? Сто двадцать рублей на золото?! Сколько же можно бы-ло тогда купить хлеба, простого хлеба!..
— Пудов… сто двадцать.
— Ка-ак!.. Этого не может быть…
— Черного хлеба можно было купить… двести пудов, больше.
— Двести… пу-дов! Значит, если нам… по два пуда на месяц… Значит, на… двадцать лет?!
— На восемь лет, – поправляю я.
— Бо-же мой! Здесь… – она прижимает ожерелье к горлу, я не вижу ее лица, – здесь было на восемь лет жизни!.. для детей!! Не может этого быть… это же  сумасшествие. Мы потеряли счет… мы все, все потеряли не счет… мы потеря-ли жизнь! Для мертвых все – ни-че-го!
  Особое внимание Шмелев отводит зеленым. Он ими восхищается, поет осанну, людям  – героям, которые бросили вызов и победили. И это слышится в словах главного героя: «Храбрыми Бог владеет». Пожалуй, это самое светлое место в рома-не – эпопее «Солнце мертвых». Ибо главный герой не сдался, не пал духом и, пе-режив все тяготы жизни, – закалился. Вот его прямое обращение – вызов к строящим очередной рай на земле: Новые творцы жизни, откуда вы?! С легкостью безоглядной расточили собранное народом русским! Рвете самую память Руси, стираете имена-лики…  Самое имя взяли, пустили по миру, безымянной, род-ства не помнящей. Эх, Россия! Соблазнили Тебя – какими чарами? Споили, каким вином?!
Мне кажется название произведения «Солнце мертвых» – получило свое на-звание из-за того, что люди стали жить без Бога. «Они отвернулись от Бога, а потом Бог отвернулся от них».
В этой трагической эпопее Иван Сергеевич Шмелев  рассказал  читателю о горьком опыте  своего поколения, он предостерегал  нас, чтобы мы не повторяли страшных  ошибок.
               
               


Рецензии