Студентка о творчестве двух писателей

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Глущенко Надежда Андреевна
   «Сопоставление творчества И. С. Шмелева и В. С. Соловьева»
 В данной работе вашему вниманию будут представлены творческие пути двух замечательных писателей серебряного века: Владимира Сергеевича Соловьева и Ивана Сергеевича Шмелева. Владимир Соловьев учился на историко-филологическом отделении Московского университета. В двадцать один год написал свою первую крупную работу «Кризис западной философии», а вот у                И. С. Шмелева стремление к литературному творчеству пробудилось рано, еще во время обучения в Московской гимназии. Первый печатный опыт Шмелёва — зарисовка из народной жизни «У мельницы», опубликованная в 1895 году в журнале «Русское обозрение», об истории создания которой и публикации сам автор поведал в позднейшем рассказе «Как я стал писателем».
 Основной идеей философии Владимира Соловьёва была идея Софии – Душа Мира. Он понимал её как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой Вечную Женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Конечно, это не могло не подвергаться критике со  стороны Православной Церкви,  но речь пойдёт именно об образе Вечной Женственности, отражённой в художественном творчестве В.С.Соловьёва.
 Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении.
          И в образе небесного блистанья
          Очами, полными лазурного огня,
          Смотрела Ты, как первое сиянье
          Единого и творческого дня.
Это, конечно, - образ Софии!
А в другом произведении без названия лирический герой восклицает:
  О Всесвятая, Благословенная
  Лествица Чудная, к небу ведущая!
  С неба ко мне приклони свои взоры…
Это – образ Софии, а может быть, Богородицы? 
(Такая путаница происходила в умах очень многих людей). Но в данном примере   всё-таки главное, что именно «к небу ведущая», помогающая преодолеть «земные туманы», Она даёт людям «воду живую, в вечность текущую». 
(Интересно, что и у известного английского писателя Оскара Уайльда,  жившего приблизительно в те же годы, что и В.С.Соловьёв, Дева -  Виргиния идёт вместе с призраком в место, напоминающее ад, и спасает душу грешника, оставившего мир без покаяния) 
И вот, наконец, снова в произведении  В.С.Соловьёва. «От пламени страстей…» в финале «над живой водой в таинственной долине святая лилия нетленна и чиста».
   Белая лилия – тоже символ Пречистой Девы!
И образ этот, воспетый Владимиром  Сергеевичем Соловьёвым, оказал  огромное влияние на мировоззрение целого поколения молодых поэтов: А.А.Блока, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковского, П.С.Соловьёву ( младшую сестру)  и многих других.
И в продолжение темы хочется вспомнить, что одно из самых известных произведений П.С.Соловьёвой является «Жены-мироносицы»:
  Ты первою шла и молитву шептала –
  В душе твоей страх и мечта.
  Душа разгоралась, душа обещала
 Сегодня увидишь Христа!

 
Именно женщины, пришедшие исполнить начертанное в законе, стали    первыми, кому  открылась Тайна Воскресения  Христова!
            Если В.С.Соловьёв – профессор и сын профессора, то И.С.Шмелёв – купеческий сын, как сам себя называл. Поэтому в его  творчестве в большей степени развивает проблематику старой патриархальной России, славит простого русского человека, создает картины религиозного празднества, изображает обряды, славящие Русь, становится певцом старой Москвы. И в его самых известных произведениях, например, «Лето Господне»  многие известные  главы посвящены поклонению Богородице – Матушки-Заступницы.
«Вся Она  - свет, и всё изменилось с Нею, и стало храмом. Тёмное – головы и спины, множество рук молящихся, весь забитый народом двор… - всё под Ней, Она - Царица Небесная. Она над всеми»  - это ощущение всех собравшихся в господском дворе для встречи Иверской иконы, независимо от возраста и звания.
               
« И все-то хоругви, и Святые, и Праздники, в золоте – серебре, в цветочках…всё  преклоняется перед Пречистой…» - это рассказ о Донском образе хоругвеносца М.П.Горкина, одного из работников отца и человека, влияние которого на будущего писателя было не меньше родительского.
               
               
И, наконец,  понимание русским народом Праздника Покрова Пресвятой Богородицы: «Сама Пречистая на большой высоте стоит,  с Крестителем Господним и твоим Ангелом – Иван Богословом, и со ангельскими воинствами, и держит над всей землёй  великий  Покров – омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся»…               
Так же, как  у В.С. Соловьева, у  И.С.Шмелева  получает воплощение тема реальности Божьего промысла в земном мире.  И тоже огромную, главную роль в духовном становлении играет нравственное женское начало.
Самый яркий пример того, конечно, - роман «Пути небесные» (1948). В романе изображаются судьбы реальных людей скептика-позитивиста, инженера В. А. Вейденгаммера и глубоко верующей послушницы Страстного монастыря — Дарьи Королевой. Именно, благодаря ей, учёный-материалист становится верующим человеком. Если в самом начале произведения он теряет сознание, увидев неизмеримую глубину звёздного неба и осознав ничтожество  человека перед Вечным мирозданием, то в последней главе он ощущает, как и все собравшиеся у них гости, свою причастность к миру Божьему «Той же ночью записал в дневник, влил в меру:
Побеждающей
Предела нет Безмерной Воле,
Число и мера в Ней — одно:
И Млечный Путь, и травка в поле,
Звезда ли, искра… — все — равно:
Все у Нея в Безмерном Лоне:
Твоя любовь, и ты сама, —
Звезда Любви на небосклоне, —
Светляк — и солнце. Свет — и тьма».
Именно Даринька открыла ему Свет Истины!  Наверное, в том и состоит любовь, чтобы любимого отвести от заблуждений и  привести к Истине!
 Это замечательное произведение посвящено безвременно ушедшей супруге – Ольге Александровне, да и всем русским женщинам. Есть у И.С.Шмелёва и обращение к русским девушкам  - именно на юных, чистым сердцем он возлагает надежду на возрождение России. И в статье «Слово о Татьяне» этот «милый идеал» А.С.Пушкина тоже становится символом России, русской души. И в статьях, посвящённых творчеству А.П.Чехова, И.С.Шмелёв обратится к образу  Мисюсь из рассказа «Дом с мезонином». Именем главной героини назван немецкий перевод произведения – потому что она – Русская душа, ищущая Бога. Она противопоставлена холодному разуму старшей сестры. И финал, по мнению, И.С.Шмелёва, -  призыв, взыскание  этой души, которую у нас отняли.               
Смерть И.С. Шмелева обрывает работу над третьим томом романа, но две вышедшие книги вполне воплотили христианские представления о мире, борьбу с грехом и соблазнами, моменты светлых озарений незыблемо верующего сердца…
И очень важно, что умер писатель в русском монастыре, беседуя с настоятельницей, и с мыслью о романе, отразившем духовное предназначение русской женщины.
Итак, два очень разных по происхождению, по манере творчества писателя отразили высшее духовное начало через  начало женское, что раскрывает очень многое в понимании русского человека, потому Россия – Удел Пресвятой Богородицы.
               
    Список используемых Интернет-ресурсов:
http://philolog.petrsu.ru/shmelev/


Рецензии