Студент о москве златоглавой

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»  Угольков Максим (Отчество не написал)
 «Москва и души москвичей в творчестве И.С.Шмелёва»
Москва – это город контрастов,
Она для каждого может быть разной.
Город-приют для дураков,
Как Монте-крало для игроков.
Может стать мамой для великих умов,
А может разрушить память многих веков…
              В представленных отрывках из повести «Лето Господне» и  статей: «800-летие Москвы» и «Душа Москвы» великий русский писатель И.С. Шмелев показал свой взгляд и отношение к столице нашей родины - красавице Москве. Как тепло и душевно он отзывается о прекрасном, древнем городе.               
      “Отец смотрит на Москву долго – долго. И будто говорит сам с собой:  - А там …Донской монастырь, розовый…А вон, Казанская наша… а то – Данилов… Симонов… Сухарева башня…
Подходит Горкин, и начинают оба показывать друг дружке. А Крынкин гудит над ними. Я сую между ними голову, смотрю на Москву и слушаю…  - А Кремль-то наш…ах хорош! – говорит отец, - Успенский,  Архангельский…А где же Чудов?... Что-то не различу…  А отец всё на Москву любуется…
И вижу я – губы у него шепчут, шепчут… - и будто вспоминает что-то…задумался. И вдруг, -  вычитывать стал стишки! Любимые мои стишки. Я их из хрестоматии вычитывал, а он – без книжки! И всё, сколько написано, длинные - длинные стишки. Так всё и вычитал, не запнулся даже… Я шепотком повторял за ним и всё-таки сбивался… В первый раз я слышал, чтобы он говорил стишки. Он любил насвистывать  и напевать песенки, напевал молитвы, заставлял меня читать ему басни и стишки, но сам никогда не сказывал.  А теперь на Воробьёвке, на высоте, над раскинувшейся в тумане красавицей – Москвой нашей, вдруг начал сказывать…. –и как же хорошо сказывал!  С такой лаской и радостью, что в груди у меня забилось, и в глазах стало горячо.
И все-то  стишки до самого последнего словечка!... Он прикрыл глаза рукой и стоял так, раздумчиво. И все притихли. А у меня слёзы, слёзы… с чего-то  слёзы”.
В этом произведении представлена душа людей и их чувства к родному городу.
       С тех пор Москва уже не та. Ведь город – это не только красивые строения, это люди, пытающиеся выжить в огромном мегаполисе. Ведь это не просто город, это столица, которая представляет из себя собрание разных народов и верований, а умению сосуществовать дружно в школе не учат. Тот прекрасный русский язык, которым он описывает Москву, в результате сам по себе был забыт. Взамен его пришли различные стили сухого и делового общения и различные стили молодёжных сленгов с применением американизмов. В результате чего молодёжь деградирует, не умея писать даже на родном русском языке.               
Однако, читая отрывки из художественных произведений и  статей И.С.Шмелёва, как будто погружаешься в другую Москву, ту на переломе девятнадцатого и двадцатого веков, когда хотелось о ней говорить стихами, когда купечество воспринималось как «светлое царство» русское, когда русский дух ещё был известным всему миру понятием безнадёжно утраченным в чреде веков.               
 «Москва стоит живая. Чем держится? Не сказать ли народным словом «Николай - Угодником» держится? Не под незримым ли  Покровом – Омофором ? Услышаны ночные перекликанья стражи с кремлёвских стен: «Пресвятая Богородица, спаси нас!...» - Преподобный Отче Сергие,  моли Бога о нас!...» Чем же она стояла эти века нашествий, пожаров, ига? Летописцы, мыслители, поэты … - по сие время раскрывают это чудо – стояние. После всего. что творилось с Москвой в эти восемь веков,  - кажется. И следа не должно бы уцелеть на этом открытом месте, на этом пересечении ста дорог! А Москва всё стоит и ширится. Не только стоит, а явила миру новое чудо бытия: отбила нашествие западных «монголов», повергла их и раздавила в прах. Откуда это чудо? Откуда все чудеса минувшего: от Веры, от русского хотенья, от исконного нашего инстинкта – быть, свершать данное нам в удел. Это не объяснить словами: это от недр, подспудное, дремлющее в неясной грёзе, и, вдруг, в  страшный урочный час, взрывающее свой спуд стихийно. Эта сила являет себя в водительстве русских Святых Угодников; толкуется мудрецами, русской мыслью и русским чувством;  Вскрывается вдохновением поэтов. Это – стихийное, «русский дух», никем ещё неосознанный. Это хранило и сохранило Москву – Россию для нас, - для человечества, может быть. Так вещают духовные водители России, истолкователи российского удела. Этим  путём, ищущим вечного, нетленного, вели русский народ его святые, давая собой пример.  И народ шёл за ним, сердцем, бессознательно чувствуя величие удела, взыскуя Града» - так  писал И.С.Шмелёв в 1947г. незадолго до смерти, вдали от родины.               
Прекрасный, интеллигентный язык. Жаль, что он был утерян!
    И всё же хочется  в финале вспомнить тех, кого писатель называл «светлым царством» - русских купцов, без которых не было многого из того, что на века останется гордостью Москвы и всей России:
       Нет, не только «тёмное царство», как с лёгкого слова критика повелось у нас называть русского купца 19-го  века – излюбленного героя комедии А.Н.Островского,  в России – в Москве особенно – жило и делало государственное  и, вообще, великое жизненное дело воистину именитое купечество – «светлое царство» русское. Не о промышленности и торговле  речь: российское купечество оставило добрую память по себе и в духовном строительстве России. Ведь труд и жертва на поприще человеколюбия – помощь сиротам и обездоленным, больным и старым, пасынкам беспризорной жизни, –  дело высокой духовной ценности, и его широта и сила показывают ярко, на какой высоте стояло душевное российское просвещение. Корни его глубоки… Великое древо жизни росло и крепло. Где оно, это древо, - ныне?
Почтим, помянем».
И мы тоже почтим и помянем «Замоскворецкого Златоуста » - Ивана Сергеевича Шмелёва и наших предков – жителей Москвы!
               


Рецензии