Студент о храме мироздания

 РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Осеев Борис Александрович
 «Храм Мироздания Творца и душа, устремлённая к небесам»
 Уже прекрасное светило
 Простерло блеск свой по земли
 И божия дела открыло:
 Мой дух, с веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,
 Представь, каков зиждитель сам.
 «Утреннее размышление о Божественном Величестве» М.В.Ломоносова. Обращаясь к образу солнца – небесного светила, отражает в нём поэт  Божие Величие. Как солнце своими лучами освещает землю по утрам, Так Величие Божие рассеивает мрак греховности, тем  самым обновляя землю и людей. Нет жизни на земле без солнца – нет жизни  без Создателя нашего -  неслучайно М.В.Ломоносов употребляет слово «Зиждитель». Дарованные Зиждителем свет и тепло «открывают дела» Его. И огромное светило – лишь капля  по сравнению  с Сотворившим его. Ведь именно М.В.Ломоносову принадлежит мысль о том, что Природа –  это Книга, в которой Творец показал Своё Величие.  Она Нерукотворный Храм Творца. 
 Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
 При созерцании «смертными»  огромного светила  открывается им «Горящий вечно океан» - т.е. Вечность. Именно «созерцании» - т.е. размышлении о безначальности и бесконечности Создателя. Оттого-то они и «не находят берегов» и «борются множество веков».  Вроде бы говориться о  каких-то «природных явлениях» -  но только, на первый  взгляд, -  скорее всего, -                это всё-таки  символ  вечного движения, а значит и Жизни Вечной - потому что все «природные явления» отражают законы заповеданные  мирозданию Творцом.
   И, конечно, нельзя не увидеть неоднократное обращение поэта к образу огня – возможно потому, что Бог  - «огнь ядящий».
  Похожие мысли и образы отразились и у  Г. Р. Державина в его знаменитом произведении, ставшем мировым шедевром, с неисчерпаемым  названием  «Бог»:
  Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
 Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют»
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед тобой — как нощь пред днем.
 И «огнены сии лампады» - неслучайное сравнение с храмом  -  и «громады»  в бесконечном мироздании, как и солнце, бесконечно малы  перед Самим Творцом. Но Творцом создал их, дабы они освещали путь всем живым существам и «творили Его законы».
  А теперь  снова возвратимся к образу «прекрасного светила» в произведении М.В.Ломоносова.               
   Сия ужасная громада
 Как искра пред тобой одна.
 О коль пресветлая лампада
 Тобою, боже, возжжена
 Для наших повседневных дел,
 Что ты творить нам повелел.
     Огромное солнце, на которое человек и смотреть-то не может,  как искра пред Творцом - всего  лишь   песчинка в Его огромном «Царстве» - к этой мысли М.В.Ломоносов возвращается снова –                и снова – и не только здесь. Звучит эта мысль и упомянутом  уже произведении Державина Г. Р:
 Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, — и то,
Когда дерзну сравнить с тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед тобой — ничто.
 «Каплей» ощущает себя перед Создателем и сам лирический герой. Да и вся земля, вся вселенная - всего лишь «песчинка» перед Сотворившим небо и землю!
«Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» - поётся в одном из псалмов.
Очевидно, именно эта мыль, это мироощущение стало основой и великого произведения  Г.Р.Державина, и размышления М.В. Ломоносова. Потому  изображения солнца можно, наверное,  считать аллегорией духа  «освящающего» и «просвещающего» и всю землю, и души людей. Всё мироздание!
 От мрачной ночи свободились
Поля, бугры, моря и лес
И взору нашему открылись,
Исполненны твоих чудес.
Там всякая взывает плоть:
Велик зиждитель наш господь!
  И снова образ природы  становится аллегорией, отражающей вечные философские понятия  - добро и зло.  Природа освобождается от тьмы -  а человек от зла. И свет, «пронизывающий» всё произведение, очевидно, не только зримый  очами, но и свет духовный! И за дарованную благодать всё мироздание благодарит Творца и воздаёт  Ему хвалу!
 Светило дневное блистает
Лишь только на поверхность тел;
Но взор твой в бездну проницает,
Не зная никаких предел.
От светлости твоих очей
Лиется радость твари всей.
      От  взора Творца никто и ничто  не скроется - ведь Он видит всех и всё! А солнце тоже, наверное,  аллегория  -   очей Создателя неба и земли!
 Творец! покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи,
И на твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный царь.
  Лирический герой, да и всякий верующий человек обращается в молитве  к Создателю Нашему, чтобы помог Он очиститься от тьмы человека, чтобы душа обрела свет!  И благодарит Своего Создателя.
      Благодарит Его и лирический герой Г.Р.Державина:
 Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
      Созерцая Вечное Мироздание,   разумом и духом устремляются  к Творцу         и лирические герои обоих произведений,  и оба великих русских поэта, и все, для кого вера не пустой звук! 
«Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой» - эти слова боговдохновенной Псалтири воплотились и в услышанных нами величайших произведениях Классицизма, да и во всей классической русской литературе!

А потому обратимся к строкам М.В.Ломоносова, которые были хорошо известны, даже в годы советской идеологии, когда к произведениям эпохи классицизма относились лишь как   к «застывшему», «окаменевшему», «омертвелому» литературному памятнику.
 Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
 Итак, размышление теперь «вечернее», но тоже о Величие Творца. Потому что Творец во всех творениях Своих, Он, говоря словами А.А.Фета, «ни времени не знает, ни пространства».                А потому, как и лирический герой, размышляющий о Величии Создателя Нашего при виде солнечного восхода, как лирический герой главного произведения Г.Р.Державина, ощущает себя созерцающий звёздное небо лишь малой песчинкой перед Создателем неба и земли.   И не только лирического героя М.В.Ломоносова созерцание звёздного неба наводила на мысли о том, что  мир наш создан Единой и Любящей Рукой. И  что человек ничтожно мал,                но всё же причастен Вечному Мирозданию
 
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!)
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?
 Произведение заканчивается риторическим вопросом – потому                что невозможно простому смертному  постичь Бытие Божие. Но возможно лишь устремляться и благодарить, о чём говорилось и  в произведениях, о которых речь шла ранее.
   А завершить беседу о вечных вопросах хотелось бы произведением  поэта и мыслителя, славянофила А.С.Хомякова – стихотворением с символичным названием «Ночь», ставшим даже, благодаря архидиакону Роману, песней. 
 Спала ночь с померкшей вышины.
В небе сумрак, над землёю тени,
И под кровом тёмной тишины
Ходит сонм обманчивых видений.
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Освяти молитвой час полночи!
Божьи духи землю сторожат;
Звёзды светят, словно божьи очи.
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Разорви ночных обманов сети!
В городах к заутрене звонят:
В божью церковь идут божьи дети.
Помолися о себе, о всех,
Для кого тяжка земная битва,
О рабах бессмысленных утех!
Верь, для всех нужна твоя молитва.
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Пусть зажжётся дух твой пробуждённый
Так, как звёзды на небе горят,
Как горит лампада пред иконой.
      У А.С.Хомякова, как и у его предшественников, слово «мрак» означает зло, заблуждение, потерю истинного пути – оттого-то и звучит неоднократно призыв «встать во мраке», дабы «разорвать ночных обманов сети» -  то есть рассеять туман разума  и души, очистить мысли                и чувства. Надо преодолеть себя, «встать во мраке», - «разорвать ночных обманов сети»,                чтобы «зажегся дух пробужденный». Чтобы душа, «как звезды на небе», как «лампада пред иконой» «горела» чистым пламенем, к Создателю  Нашему, устремляясь в поиске Истины!
       И не просто так использует поэт слово огонь  - потому что огонь -  символ очищения!   И звезды, и лампада «горят», очищая души людей   во «мраке», пробуждая их «спящий дух», удерживая от заблуждений в греховных сетях. А значит, звучит из уст лирического героя молитва о спасении! Неслучайно образ ночи, греховного сна как символа небрежения к своей духовной жизни неоднократно встречается в Покаянном Каноне Андрея Критского, читаемого во всех храмах во время  первой  седмице Великого Поста:  «В нощи житие мое преидох присно, тьма бо бысть, и глубока мне мгла, нощь греха, но яко дне сына, Спасе, покажи мя».   
 «Звучит» эта мысль, вернее, - молитва, и во всей  боговдохновенной русской литературе, особенно эпохи Классицизма – и, конечно, в «Утреннем размышлении» М.В.Ломоносова, с которого всё начиналось.
   А у А.С.Хомякова молитва эта уже  в большей степени Соборная  - ведь именно он, наш великий соотечественник, славянофил выразил это определяющее суть России понятие – Соборность!
   К Творцу возносились мыслью своею все великие русские писатели разных времён – потому                что истинное творчество невозможно без ощущения этой неразрывной связи Творца и творения!
               
                Литература

1.М.В.Ломоносов «Утреннее размышление о божием величестве»
2.Г.Р.Державин:ода«Бог»
3. Сборник «Слово и дух»
4. Текст акафиста «Слава Богу за всё», составленный митрополитом
Трифоном (Туркестановым).
5. Гайкова Н.Н.  Сертифицированная статья «Творчество Гавриила Романовича Державина (1743 – 1816) – яркий пример духовного начала русской литературы                и отражение русского мышления».


Рецензии