Студент о творчестве н. а. некрасова

 РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Корявов Виктор Алексеевич
                «Стремящаяся к Истине душа народа русского»
                (На примере произведений Н.А.Некрасова).
       Часть первая.
«Узкие врата» Истины.
Основой духовно- нравственного начала России и русского человек всегда было и есть Православие. Отражено это у истинно русского поэта - Н.А. Некрасова, прекрасно знающего и понимающего душу народа.
Обратимся к одному из главных, последних его произведений  - поэме «Кому на Руси жить хорошо». Есть в поэме песни, которые стали почти самостоятельными произведениями, - ведь от древних времён и до наших дней  песня – неотъемлемая  часть России, жизни русского человека.
Перед нами  слова одной из них:
                «Средь мира дольного
                Для сердца вольного
                Есть два пути».
Да, это именно так. Один путь праведный, но при этом очень тернистый, непосильный для тех, кто слаб душой - по нему могут пройти только чистые души,  не порабощённые грехом. А второй путь куда более лёгкий, несущий                в себе множество соблазнов. Если человек не может противостоять соблазнам, искушениям, то его путь в преисподнюю. И только преодолевая соблазны, искушения, можно достичь Царствия Небесного.
А мысль о «широком» и «узком» путях   взяты великим русским поэтом                из Евангелие от Матфея, что так естественно для классической русской литературы.
 
       «Кипит там вечная
         Бесчеловечная
           Вражда-война
         За блага бренные...»
 
Происходит это при выборе пути «широкого».  Очень «актуальные», к сожалению, на все времена строки. Человек слишком слаб, чтобы пройти самостоятельно                по праведному пути. Его должно что-то подталкивать, что-то направлять на верный путь, что-то, что не позволит ему оступиться и упасть в бездну пороков. И этим «чем-то» всегда  была и будет  истинная вера, дарующая свет и вселяющая надежду в души людей. Для русского человека это  -   Свет Православия.
Однако  выбранный путь праведника всегда был очень непростым. 
Об этом  говорит  нам в поэме Н.А. Некрасов устами священника:
 «Дороги наши трудные,
Приход у нас большой.
Болящий, умирающий,
Рождающийся в мир
Не избирают времени:
В жнитво и в сенокос,
В глухую ночь осеннюю,
Зимой, в морозы лютые,
И в половодье вешнее -
Иди куда зовут!
Идешь безотговорочно.
И пусть бы только косточки
Ломалися одни,-
Нет! всякий раз намается,
Переболит душа.
Не верьте, православные,
Привычке есть предел:
Нет сердца, выносящего
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!»
     Казалось бы, что такого особенного делает поп?  На самом же деле  является  он опорой для людей. Можно сказать, что стал он «посредником» между Богом и людьми -  человеком, который наставит заблудшую душу на путь истинный и поможет избавиться от пороков, происков лукавого, даст шанс искупить свои грехи. На простом сельском батюшке «груз» ответственности не меньший, если                не больший, чем  на правителях государств.
   О теперь возвратимся к песне. Автор её -  Григорий Добросклонов. И если, как уже было сказано, отражает песня Евангельскую Истину, то сочинитель  Григорий во многом  воплощает образ апостола -  ведь все последовавшие за Христом  подвергались гонениям – почти никто из Его учеников  не умер своей смертью – а все приняли кончину мученическую.
  И ангел милосердия
Недаром песнь призывную
Поет — ей внемлют чистые, —
Немало Русь уж выслала
Своих сынов, отмеченных
Печатью дара Божьего,
На честные пути,
Немало их оплакала
Проносятся они!).
Как ни темна вахлачина,
Как ни забита барщиной
И рабством — и она,
Благословясь, поставила
В Григорье Добросклонове
Такого посланца...»
 Как и во многих произведениях русской литературы, Евангельская Истина соединена с образом Святой Руси, русской души – ведь русский человек всё «пропускает» через своё сердце.  Апостолы жертвовали собой ради других – и Григорий Добросклонов 
помогал людям и воспевал жертвенную любовь.
И вот рассказывается в поэме, как русские люди, для которых столь естественно самопожертвование, готовность помочь попавшему в беду, выручают человека, которого многие из них до того и вовсе не знали. (Ермилу Гирину). Выслушав, поверив на слово, прониклись крестьяне его бедою                и, ведомые зовом доброй православной, крестьянской души, «дали ему денег кто сколько горазд».
А если говорить не только о  великой поэме, то, конечно, наиболее ярко воплотилась  мысль о жертвенной любви в стихотворении с неисчерпаемым по глубине названием «Пророк».
 «Не говори: «Забыл он
осторожность!
Он будет сам судьбы своей
виной!..»
Не хуже нас он видит
невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только               
 в мире,
Но умереть возможно для других!»
Так мыслит он — и смерть ему
любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель
бесполезна:
Его судьба давно ему ясна...
Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на
кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе».
  Нельзя не увидеть, что образ этот во многом перекликается и с образом проповедующего Евангельскую Истину «посланца» Григория Добросклонова. 
      Прошло много лет со времён написания Н.А. Некрасовым его во многом пророческих произведений. Наступили страшные годы тридцатые года двадцатого века – года разгула богоборчества. И вот учительница вечерней школы принесла одной из  своих учениц поэму «Кому на Руси жить хорошо». Однако в классе нашёлся «Иуда», написавший за это  донос – и учительницу расстреляли «за пропаганду». Позже была она причислена  к Лику Святых.
   А ученица, которой предназначалась книга, впоследствии стала монахиней и через много лет рассказала эту историю редактору журнала «Православная беседа».

  Часть вторая.
Духовный сад России.
А теперь обратимся к истокам - к духовной народной поэзии.
 
Душа моя прегрешная, что не плачешься?
Ты плачь, душа, рыдай всегда:
Тем утешишься.
Не успеешь ты тогда плакати,
Когда приидет смерть.
Скинь одежду ты греховную в покаянии,
А не скинешь ты грехи своя - ада не минешь.
Страдалицы венцы носят на главах своих.
Они песню поют - архангельскую:
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
  Похожие мысли и образы встречаются и в другом достаточно в известном  произведении: 
                «Мой духовный сад».
 Мой духовный сад,
Как запущен ты:
От негодных трав
Заросли тропы.
Спит душа моя
Крепким сном давно,
Не радит она
О пути своём.
 Грехи сравниваются с сорняками, «негодными травами», которые захватили душу человеческую и губят в ней всё хорошее.
 
«Незабудки где - цвет смирения?
Их унес твой ветр нетерпения.
Чистоты твоей сгибли лилии.
        Ты заботишься не о мире ли?»
 В обоих стихах звучит призыв к покаянию, смирению, пробуждению   от греховного сна.
«Скинь одежду ты греховную в покаянии,
А не скинешь ты грехи своя - ада не минешь».
                или
«Пробудись от сна, посмотри кругом!
Что ты спишь, душа, что в саду твоем?»
И настолько были близки эти мысли душе народа, что эти становились песнями. И вот мысли этих удивительных произведений  «проросли» через века в хорошо ныне всем известные произведения авторские  Ведь именно эта  мысль звучит и в созданной через несколько веков песне Гриши Добросклонова, отражающей Евангельскую мысль о двух путях «Средь мира дольного», о которой говорилось в первой части.
  Однако и Н.А.Некрасов, и создатели духовных стихов, можно сказать, наставляя  на путь истинный,  во многих произведениях  и само зло обличали, с гневом и болью говоря о тех, кто живёт не по заповедям, кто забыл  о Божьем Суде, на котором придётся отвечать за свои поступки.
Таких произведений в творчестве поэта немало – и, конечно, одним из самых ярких примеров  стала поэма «Размышления у парадного подъезда». В ней Н.А.Некрасов обличает жадность, отсутствие сострадания, нежелание помочь ближнему. Очевидно,  что всё описанное он видел своими глазами.
 «Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки…»
  В приведённых строках презрения к ближнему, чудовищное равнодушие, безразличие воплотилось  не только в погрязшем  в пороках и переставшем видеть страдания других людей господине, но и в его швейцаре, ставшем частью этого порочного, «греховного» круга отношений.
 «Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...»
 И  вот, возмущённый всем увиденным, обращается поэт к «владельцу роскошных палат» с обвинением в забвении  Заповедей Божьих, в нежелании облегчить страдания других людей.                И, судя по всему,  понимание  о счастье у богатого и довольного собою хозяина извращённое, опошленное, искажающее  духовное начало самого понятия.
  «Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?»…
  А ещё можно сказать, что строки эти во многом продолжают мысли и чувства, воплощённые великим  Г.Р. Державиным  в его знаменитом «Властителям и судиям», созданном несколькими десятилетиями раньше:
 Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят - и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!.
 Оба произведения призывают людей одуматься, помогать ближнему своему, вспомнить о своём предназначении, о христианском долге и о том, что в конце концов предстанут все перед Судией Нелицеприятным.
Ведь не забыли же о своём христианском долге простые русские люди из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?», выручившие Ермилу Гирина, о чём говорилось   в первой части!
 Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?
      А ещё нельзя не увидеть, что кроме взывания к совести человека, звучит в поэме и призыв  к духовному пробуждению народа. Во времена СССР этот призыв, конечно, истолковывался не в присущем  русской литературе  духовно-нравственном контексте, а так, как это было выгодно господствующей идеологии. Призыв к духовному пробуждению истолковывался как призыв к революции, последствия которой никто из истинно русских писателей не только не мог бы принять, но, наверное, и в страшном сне не увидел бы  - при всём своём пророческом даре. Великие мысли Н.А. Некрасова нагло искажались и подавались людям, щедро приправленные пропагандой безбожной советской идеологии.
  А потому во время правления советов слово «духовно» как будто бы из поэмы  Н.А. Некрасова «исчезает» - его просто  не замечают. Однако  поэт говорил о духовном пробуждении народа  – и говорил  во многих своих произведениях.
И перед нами один из примеров – очень ярких - песня Гриши Добросклонова «Русь» из не раз упоминаемой поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»
             Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая,
Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
  Слово «рать» в песне упоминается не просто так - им поэт отражает  связь русского народа с Ратью Небесной и с Древней Русью.
Наверное,  слагатель песни говорится о том, что Рать Небесная воплотится в душе народа русского и  поможет преодолеть все тяготы, все невзгоды, побороть врагов в сражении за Истину.  Это - Образ Сокрытой Святой Руси!
И образ этот воплотился во многих произведениях русских писателей разных лет. Одним из таких «воплощений» стало  очень известное стихотворение «Эти бедные селения…» Фёдора Ивановича Тютчева.
 Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
 Высшая христианская добродетель  - Смирение,  присущая русскому народу, в стихотворении противопоставлена ослеплённому гордостью Западу.  И говорит Ф.И. Тютчев о том, что  христианское смирение более всех соединяет, связывает  русский народ со Христом.
По сути та же  мысль отражена и в русской живописи - например, в великих полотнах М.В. Нестерова, «Страстная пятница», «Крестный ход», «Святая Русь»,   «На Руси» (Душа народа) и многих других. Все эти образы и литературные,  и живописные пропитаны «жаждой праведности», о которой  говорил великий русский мыслитель двадцатого века И.А. Ильин.
И эта «жажда праведности» не умерла в истинно русском сердце даже  в окаянном XX веке, несмотря на попытку новой власти её уничтожить.
Прошло более века  после того, как Н.А.Некрасов оставил этот мир, - и наш современник  - тёзка великого поэта -  Н.А. Мельников написал поэму с очень ярким и характерным названием «Русский крест».  В ней говорится о лишённых работы, веры, храма - и потому спившихся, выродившихся крестьянах. Но, когда они в конце концов всем миром покаялись  в грехах  своих, когда стали восстанавливать много лет назад разрушенный сельский  храм, то началось их постепенно возрождение – духовное пробуждение, о котором говорит вся классическая русская литература –  и, конечно, Н.А.Некрасов. 
Н.А. Мельникову Господом был отпущен очень маленький срок земной жизни - и как напоминание о наших трагических заблуждениях, как завет потомкам оставил он нам песню «Россия не стань Иудою».
 Сколько столетий вместе с Христом
Крест ты несла непосильный
И дорожила этим крестом,
Матушка Русь-Россия.
 Веры святой ты не предала,
Сколько бы ни страдала,
И на церквах всегда купола
Золотом покрывала.
 И никогда понять не могли
Пришлые иноверцы:
Сколько же сил у Русской земли,
И что у неё за сердце?!
 А сердце твоё – это вера и крест!
И если оставишь веру,
Горького горя будет не счесть,
Страданьям не будет меры.
 Весь мир, обезумев и душу убив,
Глядит на тебя, как на чудо.
Так значит, когда-то Христа возлюбив,
Так значит, когда-то Христа возлюбив,
Россия, не стань Иудой!
 Раны твои всё больней и сильней,
Соблазны кружат, как стаи,
Но матушка-Русь, без тебя на земле
Огня и тепла не станет.
 Пусть все побросали свои кресты
И ходят во тьме без Бога,
Но если спасёшься одна лишь ты,
Собою спасёшь ты многих.
 Ведь сердце твоё – это вера и крест!
И если оставишь веру,
Горького горя будет не счесть,
Страданьям не будет меры.
 Весь мир, обезумев и душу убив,
Глядит на тебя, как на чудо.
Так значит, когда-то Христа возлюбив,
Так значит, когда-то Христа возлюбив,
Россия, не стань Иудой!
  Вера и Крест  удерживают нашу страну от погибели, не дают нам пасть,                как пал отпавший от Христа Запад! И мысль эта неоднократно звучала                в лучших произведениях нашей боговдохновенной литературы!
      «Свет Христов просвещает всех» - слова, написанные на Храме в честь Св. Мученицы Татианы Московского Университета. А значит, просвещение образовано от слова свет, а образование от слова образ, о чём не должно забывать. И в творчестве Н.А. Некрасова одним из самых известных, самых главных стало стихотворение «Сеятелям», обращённое к русским учителям.
 Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
;Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
;Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
;Двиньте вперёд!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
;Русский народ…
  В основе произведения лежит Евангельская Притча о Сеятеле. И говорит нам поэт том, что образование, как и Слово Божие, должно падать на благодатную, подготовленную, вспаханную  почву. (Неслучайно перед своей кончиной Св. Кирилл сравнивал труд свой и Св. Мефодия с волами на борозде).
Упоминаемый ранее И.А Ильин в книге «Путь к очевидности» написал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное… Оно развязывает противодуховные силы, оно… поощряет в человеке «волка».
Слова великого русского мыслителя – тоже очень серьёзное напоминание о великой ответственности тех, кому предназначено нести знания! Об ответственности за сказанное слово!
И, конечно, во многом продолжают они сказанное великим Н.А.Некрасовым почти на сто лет ранее. 
А душа русского человека всегда стремилась к истинной праведной жизни,  к душевной чистоте, к Свету Христову.  А потому завершить беседу на столь важную -  жизненно важную тему  хотелось бы стихотворением Н.А. Некрасова, посвящённым Главному Празднику - Воскресению Христову. Воплотилась в этом произведении русская соборность, духовное единство очень разных людей  -                а в конечном счёте - стремление русской души к Евангельской Истине! Итак, «Накануне великого праздника» как логическое завершение беседы.

         1.
Я ехал к Ростову
Высоким холмом,
Лесок малорослый
Тянулся на нем;
Береза, осина,
Да ель, да сосна;
А слева - долина,
Как скатерть ровна.
Пестрел деревнями,
Дорогами дол,
Он всё понижался
И к озеру шел,
Ни озера, дети
Забыть не могу,
Ни церкви на самом
Его берегу:
Тут чудо картину
Я видел тогда!
Ее вспоминаю
Охотно всегда...
      2
 Начну по порядку:
Я ехал весной,
В страстную субботу,
Пред самой Святой.
Домой поспешая
С тяжелых работ,
С утра мне встречался
Рабочий народ;
Скучая смертельно,
Решал я вопрос:
Кто плотник, кто слесарь,
Маляр, водовоз!
Нетрудное дело!
Идут кузнецы -
Кто их не узнает?
Они молодцы
И петь, и ругаться,
Да - день не такой!
Идет кривоногий
Гуляка-портной:
Я доброго всем им
Желаю пути;
В родные деревни
Скорее прийти,
Омыть с себя копоть
И пот трудовой
И встретить Святую
С веселой душой...
               
      3
 Стемнело. Болтая
С моим ямщиком,
Я ехал всё тем же
Высоким холмом,
Взглянул на долину,
Что к озеру шла,
И вижу - долина
Моя ожила:
На каждой тропинке,
Ведущей к селу,
Толпы появились;
Вечернюю мглу
Огни озарили
Куда-то идет
С пучками горящей
Соломы народ.
Куда? Я подумать
О том не успел,
Как колокол громко
Ответ прогудел!
У озера ярко
Горели костры,-
Туда направлялись,
Нарядны, пестры,
При свете горящей
соломы,- толпы...
У божьего храма
Сходились тропы,-
Народная масса
Сдвигалась, росла.
Чудесная, дети,
Картина была!...
 
                P.S.
Прошёл не один десяток лет – и во уже во второй половине века двадцатого стремление Руси к Святости, суть Святой Руси выразил известный поэт и композитор - архидиакон Роман. В его произведении отражена Святость Руси в единстве с одухотворённой русской природой, с русской душой, созерцающей Свет.
 Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба.
Разрезал небо пополам
Закат багряной полосой,
И над Российскою землею
Свет тихой славы просиял.
Взметнулись к небу стаи птиц,
Все громче голос колокольный,
Проснулся в поле ветер вольный
И тихо травы пали ниц.
Тихо о чем-то тоскует
Возле колодца ветла.
Родиной землю другую
Я б не назвал никогда.
Там где-то озеро в лесу
Меж трав торжественно застыло.
И чудом всю себя вместило
Небес закатную красу.
А над протоками - туман,
Как дым, курится над водою,
И между небом и землею
В знак примиренья - белый храм.
Вьется к погосту дорога,
Звон колокольный затих.
Молят усопшие Бога
О заплутавших живых.
Там, в недоступных небесах
За Русь свершается молитва.
И светлым облаком покрыта
Россия все-таки жива.
Взыграй же, Русская земля
Взыграйте, рощи и долины,
И в поле каждая былина -
Святая Родина моя.
Русь называют Святою.
 Стремлением к Праведности и благоговением перед Святостью жива и будет живиться душа  народа русского, душа России!
               
                Литература.

1. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
2. Н.А. Некрасов «Пророк»
3. Н.А. Некрасов «Накануне великого праздника»
4. Н.А. Некрасов  «Сеятелям».
5. Н.А. Некрасов «Размышление у парадного подъезда».
6. Г.Р.Державин «Властителям и судиям».
7. Сборник духовной поэзии «Слово и дух».
8. Саблина Н.П. «Буквица славянская».
9. Диск песен архидиакона Романа «Русь называют Святой» с текстом произведений
10.Издательство «Белый город». «Михаил Нестеров»
11.Издательство «Белый город». «Виктор Васнецов»
12.М.М.Дунаев «Вера в горниле сомнений»
13.Журнал «Православная беседа» 2012г. № 1
14. И.А.Ильин «Путь к очевидности».
15. И.А.Ильин «Путь духовного обновления»
16.Гайкова Н.Н. Книга статей «Боговдохновенная русская литература».
17.Гайкова Н.Н. сертифицированная статья «Святость Земли Русской, боговдохновенная русская литература и нравственное воспитание».


Рецензии