Студентка причастность родине и небу

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Ботнарюк Маделина Игоревна
  «Причастность Родине и Небу»
Апокалипсис в дословном переводе с греческого означает Откровение -  Откровение  о том, что будет в Конце Времён. И, конечно, - одна из главных тем русской литературы. И, конечно, особенно животрепещущей, особенно  острой становится эта тема и возникают эти образы в связи со страшными событиями 1917 года – и года последующие, которые многими писателями – и не только  - осознавались как кара за отступничество от Бога.  Потому-то и говорят многие исследователи о «русском апокалипсисе». (Само понятие  изначально было применено к творчеству М.А.Булгакова – но, конечно, выходит далеко за рамки                его творчества – и относится ко всему, что связано с Серебряным Веком).
    И, естественно, большинство не утративших способность мыслить людей в связи  с трагическими событиями России размышляли о сути земного бытия, пытаясь осознать смысл  происходящего.
  Не мог не размышлять о том и истинно русский поэт и офицер Николай Степанович Гумилёв. Незадолго до трагических событий революционного переворота поэт пишет стихотворение «Рабочий», в котором, вопреки негласному среди поэтов запрету, фактически предсказывает свою смерть:
 Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Кончил, и глаза повеселели.
Возвращается. Блестит луна.
Дома ждет его в большой постели
Сонная и теплая жена.
Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И Господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло-серой
Невысокий старый человек.
 
 Как и многие поэты, Н.С.Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть и даже показал, что будет именно расстрелян – но и гибель России от рук самозваной власти.  А  безликий образ рабочего  предстаёт как слепое орудие убийства у этой власти в руках.
     Конечно, откровениями, сбывшимися пророчествами стали и другие известные, созданные поэтом произведения. Среди них – стихотворение «Память», написанное в 1921 году за несколько месяцев до ареста и расстрела.
 Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.
     Наверное, это – одно из самых сложных, самых загадочных произведений Н.С.Гумилёва. Совершенно очевидно, что отразились в нём  этапы творчества  и книги  поэта - но отнюдь не только. И не самое это главное.  В своём произведении Н.С.Гумилёв, может быть, впервые обратился                к впечатлениям детства, поведал о четырёх метаморфозах своей души, или, вернее,                о последовательном пребывании в нём четырёх различных душ, так как люди, в отличие от змей, "меняют не тело, а души”. Это стихотворение можно назвать кратким очерком духовного развития - выстраданным духовным опытом. И вот в своём духовном становлении, духовном развитии приходит он к образу «Храма, восстающего во мгле» - и к тому, что сам он «угрюмый и упрямый зодчий» этого Храма.
    Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, Н.С.Гумилёв отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Только человеку этого не дано -  и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняет души,не тела».
   «Память» — правдивый рассказ о преодолении собственных слабостей,                о противостоянии внешним обстоятельствам, о серьёзных испытаниях, в которых закаляется характер и мужает сам человек. Поэт говорит об изменении внутреннего мира, о пересмотре жизненных ценностей. А потому начинается и заканчивается стихотворение этими строками:
«Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела».
   Это своеобразное обрамление не только придаёт лирическому произведению завершённость, законченность, но прежде всего свидетельствует о вере поэта в бессмертие души, дарованной человеку Богом - о вере в духовное возрождение и возможность совершенствования.                И образ  сбрасывающей кожу змеи следует воспринимать как некую аллегорию  духовного обновления.
        А ещё нельзя не помнить о том, что Н.С.Гумилёв был  истинно русским, православным человеком, который мог прервать любую самую интересную беседу, чтобы перекреститься на храм.  И, читая,  это – одно из главных произведений поэта, проходим мы тот путь, которым прошёл он, духовно мужая, вновь и вновь возрождаясь к жизни.
 Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.
 Крикну я... но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.
     Н.С. Гумилёв не смог принять переломы революционного времени – потому что был убежден, что строить новое государство на крови и лжи недопустимо. Он неоднократно публично высказывался по поводу того, что Россия с ее богатым культурным и историческим наследием отдана на растерзание варварам, которые рано или поздно уничтожат все самое лучшее, что было создано                в стране многими поколениями людей. После революции в России, которую так любил Н.С.Гумилёв, царила сплошная анархия, на фоне которой гражданская война была вполне закономерным явлением. 
  И вот  перед нами одно из самых трагических произведений, отражающих суть происходящих событий - "Заблудившийся трамвай".
 Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.
Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трем мостам
     Появившийся на рубеже веков трамвай, очень скоро стал и литературным образом – символом жизни. Но если в созданном А.И.Куприным до Первой Мировой войны рассказе «В трамвае» это жизненный путь от рождения до смерти с «главной станцией» в финале, то в произведении Н.С.Гумилёва название говорит сама за себя. Абсурдно уже само название,  ведь трамвай, едущий по рельсам, не может заблудиться. Бессмысленно, конечно, пытаться найти некое логическое объяснение этому, но можно попытаться понять, что автор вкладывает в эти слова. На мой взгляд, заблудившийся трамвай символизирует революцию, автор использует это выражение в качестве метафоры, подразумевая, что таким трамваем является вся страна, потерявшая Путь к Истине, которая, говоря словами Ф.М.Достоевского, «заблудилась, как …перед потопом».  При этом поэт отмечает, что для него до сих пор остается загадкой, как он сам «вскочил на его подножку».
    В этом произведении, как и в стихотворении «Рабочий», предсказывает поэт  скорую гибель - и свою, всей России. «Заблудившийся трамвай» привезёт только в пропасть!
    Только здесь   гибель «подошла» гораздо ближе  - вплотную.
А потому в «зеленной лавке» «вместо капусты и вместо брюквы мёртвые головы продают».
 И образ безликого рабочего сменяется ужасающим образом палача:
 «В красной рубашке, с лицом как вымя,
Голову срезал палач и мне.
Она лежала вместе с другими
Там в ящике скользком  на самом дне».
     Палач стал, приводящий в исполнение приговоры самозваной власти, становится  символом эпохи.
И вот  служится в финале  «панихида» по главному герою – да только ли по нему?! Вопрос риторический.
    Но свобода, выход из окружающего кошмара – это «только оттуда бьющий свет», невозможно увидеть его без веры  в то, что земная жизнь не конец человека и мироздания. И потому предстаёт перед читателем  «Исакий» -  «верная твердыня православия».
  Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.
И сразу ветер знакомый и сладкий,
И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.
И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить.
     Но, конечно, говоря  о бессмертии души, о «соединении» земли и неба, да и о самом великом русском поэте Н.С.Гумилёве, просто невозможно не обратиться к теме бранной славы России,                к теме Первой Мировой войны.
      Когда началась война, Николай Степанович Гумилев как истинно русский человек, истинно русский офицер году записался в армию добровольцем. Через несколько недель после прибытия на фронт он  пишет стихотворение «Наступление», первые строчки которого наполнены искренним сожалением:
                «Та страна, что могла быть раем,
                Стала логовищем огня»
 Поэт действительно шокирован не только размахом военных действий,                но и тем фактом, что каждый день на его глазах погибают десятки людей.
 Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого что господне слово
Лучше хлеба питает нас.
    Вера в то, что душа бессмертна,  помогает без страха смотреть в лицо смерти. Н.С.Гумилёв говорит о том, что лично для него и для тех, кто рядом, важнее  не материальные блага, а пища духовная. Это – вера в Господа, вера в победу, без которых на фронте, по мнению Н.С.Гумилева, делать и вовсе нечего.
 Я, носитель мысли великой, не могу,
 не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
   Не «я» сам по себе -  земная жизнь может оборваться в следующее мгновенье – а именно как «носитель мысли великой» - его бессмертная душа, неотделимая от Господа и России.
    И усилие воли в преодолении смертельных опасностей, военных тягот  дает уверенность в причастности Воле Божией. Н.С.Гумилёв воспринимает войну как силу, что «активизирует» национальное православное мироощущение, и ощущает долг и ответственность за судьбы отчизны и за свою душу перед Господом!
    Эта мысль продолжается и в другом стихотворении Н.С.Гумилева - «Смерть».
 Есть так много жизней достойных,
Но одна лишь достойна смерть,
Лишь под пулями в рвах спокойных
Веришь в знамя Господне, твердь.
И за это знаешь так ясно,
Что в единственный, строгий час,
В час, когда, словно облак красный,
Милый день уплывет из глаз,
Свод небесный будет раздвинут
Пред душою, и душу ту
Белоснежные кони ринут
В ослепительную высоту.
Там Начальник в ярком доспехе,
В грозном шлеме звездных лучей,
И к старинной, бранной потехе
Огнекрылых зов трубачей.
Но и здесь на земле не хуже
Та же смерть — ясна и проста:
Здесь товарищ над павшим тужит
И целует его в уста.
Здесь священник в рясе дырявой
Умиленно поет псалом,
Здесь играют марш величавый
Над едва заметным холмом.
  Души воинов, отдавших жизнь за Бога, Царя и Отечество, «белоснежные кони ринут                в ослепительную высоту» - в Рай.  и встречает их  там «Начальник в ярком доспехе,в грозном шлеме звездных лучей» - Архистратиг Михаил - Глава воинства Небесного.
   А на земле с древних времён по убиенным на поле брани служится  Лития. Служится она и в произведении Н.С.Гумилева.  А потому, наверное, это – один из самых ярких примеров соединения неба и земли. Этим соединением, вернее, - единством проникнуто всё произведение – потому что сам герой войны Н.С.Гумилёв – воин Николай  - истинно русский, православный офицер. И хочется невольно, читая эти строки, вспомнить,   что и главная служба наша  - Литургия означает «общая молитва» – но не только всех стоящих в раме. Это – «общая молитва» живых                с усопшими, что всем сердцем ощущал русский офицер Н.С.Гумилёв.  Недаром звучит во время поминовения на поле брани убиенных «Души их во благих пребывают –                и память их в род и род».
     А ещё невольно приходит на память известная  картина художника  - баталиста В.В.Верещагина. «Побеждённые. Панихида». Художник  - тоже Герой Отечества, погибший, как писали о нём, на боевом посту ещё во время Русско-японской войны за одиннадцать лет до создания Н.С.Гумилёвым одного из лучших своих произведений. Только создаётся полное впечатление,  что  проиллюстрировал великий живописец именно «Смерть» Н.С.Гумилёва. Потому что на небе земное время утрачивает своё значение. Очевидно, это – один из многочисленных в русской литературе образов Апокалипсиса.
  И, наверное, неким «продолжением» этих мыслей,  стало стихотворение «Война».
 Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.
А «ура» вдали — как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это — мирное селенье
В самый благостный из вечеров.
И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.
Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.
Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»
      Серафимы - высший ангельский чин, наиболее близкие к Самому Создателю. А ещё они – воплощение Любви!  Серафимы «за плечами воинов», сражающихся за правое дело, за Истину. Воинство Небесное молится за воинов на земле. 
    А ещё говорит поэт о русском народе – отражая тем самым единство «сеющих», «жнущих» и сражающихся на поле брани! Единство во Христе!
 Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.
 Тема бессмертия души неотделима от  образа бранной славы в произведениях Героя Отечества  Н.С.Гумилёва. И не только.
     А потому, завершая исследование, хотелось бы обратиться к удивительному произведению, созданному уже в окаянные годы богоборчества.
 На далекой звезде Венере
Солнце пламенней и золотистей,
На Венере, ах, на Венере
У деревьев синие листья.
Всюду вольные звонкие воды,
Реки гейзеры, водопады
Распевают в полдень песнь свободы,
Ночью пламенеют, как лампады.
На Венере, ах, на Венере
Нету слов обидных иль властных,
Говорят ангелы на Венере
Языком из одних только гласных.
Если скажут еа иль аи,
Это радостное обещанье,
Уо, ао - о древнем рае
Золотое воспоминанье.
На Венере, ах, на Венере
Нету смерти терпкой и душной,
Если умирают на Венере,
Превращаются в пар воздушный.
И блуждают золотые дымы
В синих, синих вечерних кущах
Иль, как радостные пилигримы,
Навещают еще живущих.
 Июль 1921 года. Догадывался ли Николай Гумилёв, когда писал: «...На Венере, ах, на Венере   Нету смерти терпкой и душной...», что есть смерть на Земле? Конечно — два Георгиевских креста, за храбрость, — Её Величества лейб-гвардии улан — ушёл на фронт добровольцем, хотя имел «белый билет»....  Единственно, о чём не догадывался — что так скоро: 3 августа арест, а уже 25 расстрел. Да и знал бы о сроках — всё равно бы написал: «На далёкой звезде Венере....».  «Звезда Венера» - это образ Рая, место Вечной, Совершенной Жизни в блаженстве, в гармонии с мирозданием, нетронутое временем и смертью.
    Шагнув под пули богоборцев, обрёл  Жизнь Вечную и Истинно русский, православный офицер и поэт, Герой Отечества - Н.С.Гумилёв.  И несметный сонм героев безымянных, отдавших жизнь земную за Бога, Царя и Отечество, не ставшие клятвопреступниками и богоотступниками!
                Литература
Сборник произведений Н.С.Гумилёва «Я свет у тебя за плечами». Ярославль 1994.
Сборник духовной поэзии  «Слово и дух». Москва 2008
Рапацкая Л.А. «Искусство Серебряного века» изд. «Владос» Москва 1996
Гайкова Н.Н. статья  «Жертвенное служение Богу и России, причастность вечности Николая Степановича Гумилёва» из собственного изданного в 2013г. сборника «Боговдохновенная русская литература» Москва 2013


Рецензии