Битва за небеса, часть 55

Наступило 1 мая 1972 года. В тот день расчёты северовьетнамских ПЗРК «Стрела-2» одержали первые победы – сбили легкомоторный самолёт O-2 «Скаймастер» и противопартизанский самолёт А-1 «Скайрейдер». На следующий день ракетчики записали на свой боевой счёт ещё два «Скайрейдера» и десантный вертолёт «Ирокез». Это произошло недалеко от границы между Северным и Южным Вьетнамом. В эти дни американские пилоты в небе Южного Вьетнама ощутили то же самое, что их коллеги в небе Северного Вьетнама 24 июля 1965 года – что весёлая колониальная прогулка в духе XIX столетия закончилась, а началась обычная война.
Как и в случае с С-75 в Северном Вьетнаме в 1965 году, в 1972 году американцы в Южном Вьетнаме не пали духом, а быстро и энергично принялись разрабатывать методы борьбы против нового оружия.
Вертолёты и самолёты армейской авиации начали летать на высотах более 3 км, куда ракеты ПЗРК не доставали. Их оснастили «тепловыми ловушками» – отстреливаемыми в воздухе пиротехническими устройствами, выделяющими при горении большое количество тепла. Первый вариант ПЗРК «Стрела-2» имел немалые недостатки, одним из которых было то, что головка самонаведения ракеты плохо разбирала, где – настоящий самолёт или вертолёт, а где – подобная тепловая ловушка. В итоге пущенные ракеты часто «клевали» на эту пиротехнику, не причиняя самолётам и вертолётам никакого вреда.
И тем не менее главной своей цели расчёты ПЗРК «Стрела-2» достигли – они заставили вертолёты и самолёты армейской авиации летать на высотах более 3 км. А это означало, что их экипажи уже не могли столь же точно поражать малоразмерные цели на поле боя как прежде, когда они имели полную свободу летать на малых высотах. Под большой вопрос были поставлены вертолётные десанты – основа основ американской тактики во Вьетнаме до 1972 года.
С немалыми проблемами столкнулась и военно-транспортная авиация. Чтобы избежать опасность быть сбитыми ракетой ПЗРК, экипажи тех же С-130 «Геркулес» были вынуждены сбрасывать доставляемые грузы с высоты не менее 1,5 км. Разумеется, что аккуратность такого сброса не шла ни в какое сравнение с нормальной разгрузкой самолёта на аэродроме.
Несмотря на все усилия американцев, северовьетнамские расчёты ПЗРК «Стрела-2» продолжали одерживать победы. Венцом их усилий стало уничтожение 18 июня 1972 года гигантского «воздушного корабля огневой поддержки» АС-130 «Спектр» №55-0043 из состава 16-й эскадрильи особого назначения ВВС.

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Если вам понравилось, вы можете поддержать автора, переслав любую денежную сумму на карту 4276 5501 0691 5856 (Сбербанк) или  2200 2407 8217 0274 (ВТБ). Автор очень надеется на вашу поддержку.


Рецензии