Студенты о главном романе м. а. булгакова

   РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»
 Миров Владислав Вадимович и Гуляков Сергей Александрович
   «ПРИХОД САТАНЫ К ОТРЕКШИМСЯ  ОТ БОГА»
       ( По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)
«Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда   говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи»
 Евангелие от Иоанна 8:44.
“Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”, —                этот ответ Мефистофеля на вопрос Фауста: “...так кто ж ты, наконец?” —                М.А. Булгаков сделал эпиграфом к роману, Только слова эти принадлежат Воланду.  А что же на самом деле? Читатель должен сделать этот вывод для себя, прочитав одно из великих и самых загадочных произведений мировой литературы. В романе М.А.Булгакова дьявол ступает в мир смертных, взяв имя Воланд.  Имя взято Михаилом Афанасьевичем неслучайно.  В «Фаусте» Гетте сатана также нарекался этим именем. Вообще в старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним  именем — Фаланд. Использовано имя это и в романе  «Мастер и Маргарита», только эпизодически - служащие Варьете не могут вспомнить имя мага: «…Может быть, Фаланд?».
Итак, ступив в мир простых людей, князь тьмы решает взглянуть, что представляет собой человек 20 века. Но владыку теней не интересует физическая людская оболочка, их одежда, или достижения в области науки и культуры. Его интересуют их душа -  душа обычного человека. И вот, сошедши на землю, Люцифер легко находит себе добычу, ведь люди в большинстве своем отвернулись                от Бога, забыли о добродетели, сострадании и нравственности. На первых страницах романа, при встрече Воланда с его первой жертвой происходит  разговор на тему отсутствия  Бога. Богохульство писателей – Михаила Александрович Берлиоза и Ивана Бездомного привлекает внимание сатаны (Ведь Журнал и «Безбожник»,  и «Союз безбожников»  существовали на самом деле).
  Для усиления этого атеистического настроения в первой редакции романа М, А. Булгаков ввел такой отрывок: на песке нарисован Лик Спасителя  - Воланд просит Ивана Лик растоптать. Однако, молодой писатель теряется -  он не может или не хочет совершить такой кощунственный поступок. И тогда Воланд подначивает поэта, задевая его самолюбие: «На словах вы все атеисты, а что до дела, то ничего вы сделать не можете, глубоко в душе - все верите».  Иван, конечно, исповедовал атеизм, но тем не менее лишь после таких слов Воланда, лишь после задетого самолюбия все-таки Лик растоптал. Это тоже указывает на то, что герой в начале романа еще не определился в своём мироощущениях, в своей  жизненной позиции.
     А теперь  возвратимся к простым обывателям – к т.н. большинству. Почти каждый из них  только и думает, чтобы нажиться или удовлетворить как-нибудь свои эгоистические желания. Дьявол может выполнить любое желание – но взамен потребует душу. И поскольку в людях  - в их устремлениях не было правды, не было Бога, то встреча   с Воландом стала неминуемой. Смертные грехи - ложь, воровство, праздность, блуд дьявол наказывает, используя пороки персонажей против них самих. Только, конечно, не для исправления людей, а чтобы посмеяться, поглумиться. Иначе ему здесь просто нечего будет делать. Да он сам на  это и намекает в разговоре со Степаном Богдановичем Лиходеевым: «Следуйте старому мудрому правилу – лечить подобное подобным».
 (А Святитель Филарет Московский говорил, что зло нельзя исправить злом, как  нельзя грязной водой отмыть грязь. Оттого – то  и юного  А.С.Пушкина                от унынья спас. Оттого-то и тал поэт внимать «арфе серафима», а не предаваться греховным страстям, как делает это большинство героев романа М.А.Булгакова).
     Однако, как выясняется, Воланд и его свита имеют дело не только с мелкими жуликами и недалекими  эгоистами. Есть и такие, кто сам осознанно ищет встречи с «НИМ»  – и  один  из них -  Мастер. Герой влюблен в замужнюю женщину – Маргариту.  Да и Маргарита  полностью отдает себя  во власть греховной страсти. Поступок героев безнравственен - ведь они нарушают  заповедь, данную  Богом –   «Не прелюбодействуй».
Мастер сознательно ищет встречи с князем тьмы, а не стремится найти Бога.                А кто ищет, тот всегда найдет. Например, на балу у Сатаны! А бал это  означает Чёрную Мессу. 
    Один из исследователей «литургических мотивов» романа сделал очень важный для правильного понимания романа вывод: «великий бал» и вся подготовка к нему составляют не что иное, как сатанинскую антилитургию, «черную мессу». Под пронзительный крик «Аллилуйя!» беснуются на том балу присные Воланда. Уже в начальной сцене – на Патриарших прудах – начинается подготовка к «балу», своего рода «черная проскомидия». Гибель Берлиоза оказывается вовсе не нелепо случайной, но включенной в магический круг сатанинской мистерии: отрезанная голова его, украденная затем из гроба, превращается в потир, из которого в завершение бала «причащаются» преобразившийся Воланд и Маргарита (вот одно из проявлений антилитургии – преосуществленье крови в вино – т.е. «таинство навыворот»). Бескровная жертва Божественной Литургии подменяется здесь жертвой кровавой (убийство барона Майгеля).  На Литургии в храме читается Евангелие.   Для «черной мессы» надобен иной текст – и им становится созданный Мастером роман. Становится он не чем иным, как «евангелием от Сатаны», Вот для чего была спасена рукопись Мастера. Вот зачем оболган и искажен образ Спасителя. Мастер исполнил предназначенное  ему Сатаной.
    Однако встречи с дьяволом, судя по всему, ищет и Маргарита – и тоже находит. Существует много версий того, кто же кого привел к сатане – только не так уж это важно – ведь оба они в конце концов встречаются с ним. По сути, дьявол исполняет желание героев быть вместе, а взамен убивает, чтобы забирать их души… с собой в ад.
      А неким его «преддверием» можно считать сон Маргариты, в котором" Приснилась неизвестная Маргарите местность — безнадежная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним  мутная весенняя речонка, безрадостные, нищенские, полуголые деревья, одинокая осина,                а далее, — меж деревьев, — бревенчатое зданьице, не то оно — отдельная кухня, не то баня, не то черт знает что. Неживое все кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика. Ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души. Вот адское место для живого человека!" И невольно напрашивается сравнение с одним из самых мрачных, самых «обречённых» персонажей русской литературы – Свидригайлов с его определением Вечности: «Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность...". А без веры в безначальность и бесконечность  Творца и  по-иному быть не может.
  (А великий русский православный поэт Г.Р. Державин в  одном из величайших своих  творений  - поэме «Бог» восклицает, обращаясь к Творцу «Ты во мне сияешь величеством Твоих доброт, Себя во мне отображаешь, как солнце в малой капле вод».И никакой «избы с  пауками по углам»).
   Но всё же речь идёт о литературном произведении – а потому Воланд в романе по сути своей не является духом  Зла в чистом виде -  разделение в романе   на Свет и Тьму достаточно условно, ибо ни одна сторона не может обойтись без другой. В финале главный герой – а главный именно он - говорит, что без света тьма не могла бы существовать. Очевидно, писатель использует Воланда прежде всего для того, чтобы помочь людям вовремя одуматься, изменить себя, задуматься о вечном: добре, зле, любви, смерти.
Что ждет нас там, в "посмертии"? Любой законченный атеист  в глубине своей души немного верит в праведный суд и, конечно, боится того дня, когда, возможно, придется отвечать за свои деяния. А этот суд рано или поздно наступит, это будет суд совести, суд   в самом себе. Раскаяние может мучить гораздо сильнее, чем физическая боль. Наказание Понтия Пилата является ярким тому примером. При луне ему нет покоя, а когда он спит, то видит одно и то же - лунную дорогу, и хочет пойти по ней  и разговаривать с арестантом Га - Ноцри, потому, что, как он утверждает, " он чего - то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана". Понтий Пилат теперь более всего    в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает,   что охотно бы поменялся своей участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.
На протяжении всего романа звучат рассуждения, которые писатель вкладывает в уста Воланда. Эти мысли и изречения необычайно точны и актуальны на все времена. М.А.Булгаков указывает людям на  их ошибки и заблуждения, как будто желая уберечь их от того, чтобы попасть под власть сатаны. Ведь многие, подобно Михаилу Александровичу Берлиозу, уверены, что человек сам строитель своей судьбы. Только жизнь показывает, что «кто-то же управляет всеми этими обстоятельствами  и случайностями!» Значит, существует некая высшая сила - и, значит, человек не вершитель своей судьбы.
    М.А. Булгаков, изобразив приход Сатаны, и постарался объяснить, «доказать» читателю, что существует Высший Суд, Высшая Справедливость - и всем дано будет  по заслугам. Один из самых ярких примеров этого – встреча Воланда с Берлиозом на балу уже после смерти последнего. Воланд спрашивает о том, кто из них оказался прав. "Все сбылось, не правда ли?- продолжал Воланд,  - голова отрезана женщиной, заседание не состоялось, и живу я в вашей квартире.    Это - факт.   
   А факт - самая упрямая в мире вещь". Михаил Александрович Берлиоз был горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие. Воланд признал эту теорию солидной  и остроумной, хотя и доказал совершенно обратное. Он утверждал, что теории стоят одна другой, и есть среди них такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Философская мысль Воланда: "Все будет правильно, на этом построен мир,"- как нельзя лучше отражает законы жизни и, возможно, дает какую - то надежду. Через Воланда писатель пытается в какой-то мере вразумить граждан Москвы - своих современников - и не только.
Воланд, конечно, не считает свои силы ограниченными. Но есть то, над чем он не властен.
Когда буфетчик выходит из проклятой квартиры, где он требовал настоящих денег вместо фальшивых. «Голове его почему-то было неудобно и слишком тепло в шляпе; он снял ее и, подпрыгнув от страха, тихо вскрикнул. В руках у него был бархатный берет с петушьим потрепанным пером. Буфетчик перекрестился. В то же мгновение берет мяукнул, превратился   в черного котенка и, вскочив обратно на голову Андрею Фокичу, всеми когтями вцепился в его лысину. Испустив крик отчаяния, буфетчик кинулся бежать вниз, а котенок свалился с головы и брызнул вверх по лестнице». Буфетчик вообще «богобоязнен»: его покоробило от того, что стол   в комнате Воланда был покрыт церковной парчой. От Аннушки он отстраняется словами «оставь, Христа ради» и сбегает  по лестнице, крестясь. Свою жизнь он доживает уже вне буфетных махинаций. 
         Не появляются ни разу ни сам Воланд, ни его свита  в клинике для душевнобольных -  бессильны козни лукавого против истинного служителя своему делу - профессора Стравинского и доброй, бескорыстной нянечки Прасковьи Фёдоровны.  Вроде бы не так много надо, чтобы не поддаться власти дьявола – да только многие о том забыли. Вот и Мастер с Маргаритой, как мы помним,  сами пришли к  «Великому Воланду». А когда Азазелло уносил души Мастера и Маргариты на конях-призраках. «Трое черных коней храпели у сарая... Маргарита вскочила первая, за нею Азазелло, последним мастер. Кухарка, застонав, хотела поднять руку для крестного знамения, но Азазелло грозно закричал с седла: - Отрежу руку! - он свистнул, и кони, ломая ветви лип, взвились и вонзились в низкую черную тучу». Знамения Креста не коснулось их душ, как пишет один из исследователей.
     Крест непереносим для нечистой силы (Например, в  Житие Ивана Новгородского говорится о том, как  Святой  запер крестным знаменем беса в умывальнике -  и тот не мог выбраться).  Читатель 60-х годов  был в целом уже не того духовного уровня, как те, для кого писался роман, - и главного понять многие уже не могли. Ведь если верить Воланду, то на Кресте  был распят просто философствующий неудачник. Бояться же Креста в таком случае не больше поводов, чем страшиться изображения собак, когда-то растерзавших Гераклита или пугаться рисунка чаши, из которой испил свою смерть Сократ. Только Иешуа  не Христос, а  порождение фантазии Мастера, использованное Воландом.  Потому-то и «не горят рукописи» - ведь для сатанинской мессы, как уже говорилось ранее, нужна своя книга.  А кто лишает реальность Воскресения и победы над смертью, тот сам ею  и поглощён.
    А Спаситель воскрес и победил смерть! А потому, даже упоминание о Боге и дьяволе в  безбожные 60 - годы  в романе, вышедшем очень  небольшим тиражом, заставило многих читателей искать Евангелие. А начиная с 90-х годов, когда читать роман смогли все желающие, о нём было написано много исследований  именно с православной точки зрения, что присуще классической русской литературе. Эти исследования  и  легли в основу данной работы.

               
                Литература:
Булгаков М.А. Роман «Мастер и Маргарита»
Фильм Бортко В.В. по роману  Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита».
Фильм Кары Ю.В.по роману  Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита».
Дунаев М.М. «Рукописи не горят?»
Першин М.В. «Мастер и Маргарита: глазами «очевидца».


Рецензии