Студент о повестях м. а. булгакова

РУБРИКА  "СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н." Быков Пётр Андреевич 
 «Заложники безумной идеи»
                или
«Человеку не подвластно создавать новую жизнь»
(По повестям «Собачье сердце» и «Роковые яйца»)
«Кажется, дело идет к тому, что наука откроет Бога.
 И я заранее трепещу за его судьбу»
Станислав Ежи Лец
 Любая революция – это чудовищный эксперимент над людьми, жестокое вмешательство                в естественный ход развития, будь то природа или общество.   И последствия этого эксперимента над человеческими жизнями, над душами людей всегда чудовищны, всегда трагичны. Попытка создания нового, более совершенного, по мнению «экспериментаторов», общества приводит к гибели вековой культуры, а значит и всего народа, всей страны. А еще, насильственное насаждение революционных идей  и разрушение старого уклада жизни может вызвать к жизни только «новую человеческую единицу, но никак не человека – ведь человек создан Творцом по образу и подобию. А потому никому, кроме Творца, не дано создать человека в истинном понимании этого слова – свободную и достойную личность - личность «антитоталитарную», как сказал очень мудрый                и знающий человек – философ второй половины двадцатого века Эммануил Соломонович Менделевич.  «Антитоталитарная личность начинается, прежде всего, с умения осмыслить свободу; она всегда в поиске истины, которая заключается в следовании нравственным ориентирам. Свободное общество характеризуется не наличием безграничных прав, а мерой ответственности личности за свои действия и поступки. Свобода – это мера взрослости человеческого духа».
Однако не оставляется попытка создания «новой человеческой единицы», столь необходимой новой, самозваной власти – создания личности, «не обремененной пережитками прошлого», утратившей все вековые связи, - говоря языком того  же философа, именно «тоталитарной». А ещё, заодно, и просто неведомой доселе жизни.
И это безумие, это трагическое заблуждение отразил со всей остротой в своих произведениях М. А. Булгаков.
Речь, конечно же, идёт о его повестях, созданных в тяжкие, скорбные, трагические для России двадцатые годы. Это - «Собачье сердце» и «Роковые яйца». В них отразилось отношение писателя к происходящему вокруг – во всей России; неприятие писателем революции как беспощадного эксперимента над страной и людьми, приведшего к национальной и духовной трагедии. Тема эксперимента звучит и в других, более поздних произведениях – пьесах: «Адам и Ева», 
«Блаженство», «Иван Васильевич». Однако именно в повестях говорится об эксперименте над самым святым и тайном – зарождении новой жизни. И, конечно, отразилась в них глубокая убежденность  М. А.Булгакова в том, что духовное развитие общества должно идти естественным эволюционным путем, а не насильственным революционным вторжением, разрушающим жизни людей. Символично ещё и то, что в первоначальном варианте повесть «Собачье сердце» была названа «Собачье счастье. Чудовищная история». Ведь речь-то идёт о действительно чудовищной истории, произошедшей с Россией.
Итак, в основе сюжета каждой из этих повестей лежит научный эксперимент, который должен что-то кардинально улучшить: в одном случае - природу человека, а во втором воздействовать на живые организмы «особым лучом», способствующим небывалому размножению – и решению экономических проблем. (В данном случае – восстановлению издохших кур). И, на первый взгляд, эти открытия подчинены благородной цели. Но, как известно, «благими намерениями вымощена дорога в ад».
С помощью фантастического сюжета М. А. Булгаков показывает события, происходящие                в современной ему России. И любому ясно, что фантастика  его произведений вовсе не научная, да автор на то и не претендует. Тогда для чего же привносит её писатель в реальную жизнь? Для того, очевидно, чтобы с грустной мудростью показать и доказать, что, в сущности, не надобны такие эксперименты. И «корнями врастающая в быт» фантастика всех его произведений 20-30 годов отражает реальность того времени, свидетельствует о далеких от здравого смысла действиях                и законах тех, кто захватил власть. М. А. Булгаков использует гротеск и доводит ситуацию до абсурда. Кстати, гротеск, отражающий глубокую порочность окружающей жизни, в девятнадцатом веке широко использовал и знаменитый своим обличительным настроем М. Е. Салтыков-Щедрин. Чего стоит один только механизм в голове градоначальника и люди, ставшие «игрушечного дела людишками»! Только М. А. Булгаков заглядывает глубже – ведь так или иначе, может быть, и не задумываясь об этом, экспериментатор посягает на роль Творца. Поэтому события, описанные  в повестях, кажутся читателю удивительно достоверными и пугающе - пророческими.
А теперь, видимо, следует все-таки сопоставить фантастику М А. Булгакова и фантастику в более привычном для большинства людей смысле. Французский писатель-фантаст Жюль Верн стал одним из первых авторов, написавших о проблеме нравственной ответственности ученого за свое открытие. Его роман «Властелин мира» был написан в 1904 году. Герой романа – Робур, не заботясь                о моральной стороне своего изобретения, превратился из гениального ученого в диктатора, который, осознав силу своего чудовищного аппарата, вознамерился завоевать мир. В произведениях «Равнение на знамя» и «Необыкновенные приключения экспедиции Варсака» - показана другая трагическая история, когда ученый становится исполнителем воли злодеев. А герои повестей М. А. Булгакова – профессор Преображенский и профессор Персиков, в отличие от героев Верна, и от большевиков, цель которых – мировое господство, не планировали подчинить себе мир, не преследовали корыстных целей и меньше всего думали о собственной славе. Ими руководит научное любопытство. Только и эти эксперименты не были осмыслены учеными с нравственно-этической точки зрения. Поэтому-то и становятся трагедией для человечества последствия их открытий.
Итак, профессор Преображенский, герой повести «Собачье сердце», - блестящий ученый, воплотивший в себе лучшие черты русского интеллигента, проводит уникальную операцию по превращению собаки в человека. И, кажется, ему это удается. Научный мир  в восторге, профессору рукоплещут. Но «человек», получившийся в результате этого эксперимента, не только                не оправдывает надежд профессора, но и приносит ему горькое разочарование. Из очаровательного пса Шарика получился, увы, не Ломоносов, а Клим Чугункин — алкоголик с двумя судимостями, «хам и свинья», опасный тип. И больше всего он опасен для самого профессора. Шариков не только претендует на квадратные метры своего создателя и отравляет ему жизнь всяческими непристойными выходками, но и пишет на профессора доносы.
А еще, наверное, в контексте произведения и биографии самого писателя следует обратить внимание на эти вроде бы обычные слова, произносимые профессором   в отношении Шарикова - «хам и свинья». Профессор Преображенский говорит, что его отец был кафедральным протоиереем – и отец писателя был доцентом Киевской духовной академии. Да и сама фамилия Преображенский указывает на происхождение из духовного сословия. А потому, скорее всего, слова эти взяты неслучайно - и «отправляют» нас к Священному Писанию. Наверное, всем хорошо известно, что Хам проявил чудовищное непочтение к отцу – Ною. И пришедшие к власти большевики целенаправленно разрушали святость брака, отменив венчание и крайне облегчив процедуру развода; превратив брак в «инструмент для удовлетворения своих потребностей», как писал один из большевицких вождей. Да и вообще, как известно, были попытки традиционную семью упразднить, как носительницу нравственных ценностей из глубины веков. Упразднить данную Небом иерархию и заменить                ее анархией. Неслучайно и поэт Серебряного века Иван Савин (Севалайнен) проклинает «пьяного хама», «заглушившего синь души» всех русских людей.
А вот ещё строки, которые невозможно читать без содрогания:
  Он идет, великий Хам,
многорукий, многоногий,
Многоглазый, но без-богий
Беззаконный, чуждый нам.
Слышим, слышим — это он
С грубой наглостью смеется;
Это он галдит, плюется
И смердит со всех сторон
Посмотри — он на глазах
Топчет розы, рушит зданья,
Вековые изваянья
Повергая дерзко в прах.
  Это – начало стихотворения с ужасающим, чудовищным названием «Великий Хам» поэта Серебряного века С.С.Бехтеева. Разве не похож на это «без-богое» чудовище Шариков и ему подобные?!  И разве не воплотились в  этих новых «человеческих единицах» свиньи как символ нечистоты, свиньи, перед которыми не должно «метать бисер», свиньи, в которых вошли бесы и заставили сброситься с обрыва?! Вопрос риторический.
Итак, вся эта мерзость – «мерзость запустения» - является сутью победившего пролетариата, лишенного духовных ценностей, принципом которого стал лозунг: «отнять и поделить». И Шариков, являясь выходцем из этой среды, лишен каких бы то ни было ценностей, воспринимает, «впитывает» из окружающей жизни только все самое плохое. И имя, которое он себе выбрал – Полиграф Полиграфович, конечно, отсутствует в Святцах.
Значит, всё поведение «новоявленного человека» является следствием отсутствия Святости. Образ Шарикова – это символическое воплощение пролетариата, стремящегося создать новый тип человека, который гордится своим невежеством и готов стереть с лица земли людей умных                и интеллигентных. «Новая человеческая единица» является частью тоталитарной системы, в которой такие, как он, ничтожества получили огромные права. Естественно, если тот, «кто был ничем, тот станет всем», - ведь именно так поётся в хорошо известном Интернационале – «гимне бесов». Неслучайно захватившее власть в доме и «уплотняющее» жильцов жилтоварищество все собрания начинает                с хорового пения, заменившего многим пение псалмов, акафистов и херувимских. Именно, «гимне бесов» - потому,что слова: «Вставай, проклятьем заклеймённый» могут быть обращены только к сатане – человека Господь наказал, но   не проклял. Всё это предсказал Преподобный Серафим Саровский, явившись в пророческом сне ещё  до официального прославления Иоанну Кронштадтскому.
И вот страшное пророчество сбывается – поднимают головы, пытаются управлять жизнью «бывшие никем» Шариковы. Только не стали они свободными личностями – потому что истинной свободы без Бога  не бывает, потому что сатане нужны ослеплённые безумной идеей рабы. И потому именно Шариков, необходим новой власти, -   не созидающий, но разрушающий; не думающий, но слепо подчиняющийся. Большевики создали общество, исповедующее принцип: «выживает сильнейший»; общество, в котором люди ради собственного выживания вынуждены уничтожать друг друга - то есть жить по законам животного мира. Произошло то, что русский философ Е. Н. Трубецкой назвал «озверением» человека. Философ написал это о языческих празднествах –  но и захватившие власть большевики насаждали «неоязычество», заменив поклонение Пресвятой Троице поклонением новым идолам – триаде сатанистов.
Однако, что все же толкнуло профессора Преображенского на подобный эксперимент?                Он ведь и так светило, величина мирового значения! Нет, конечно, не примитивный материальный расчёт –  о чём сам профессор и говорит своему помощнику – доктору Борменталю. Однако, «руководит» всем совершаемым здесь не только научный интерес и забота о человечестве, но и тщеславие. Находясь в духовном заблуждении, профессор не учел,что человек, утративший образ Божий, человеком, в сущности, никогда не станет. А вдохнуть душу в свое «творение» профессору не под силу.                А потому любой научный эксперимент,  не осмысленный нравственно, приводит к плачевным результатам. К чести профессора надо сказать,что он осознает свой грех и раскаивается в нем: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу. Вот тогда нате вам Шарикова, ешьте его с кашей!». Случается самое страшное - профессор уже не властен над своим «детищем», И тогда новой, самозваной власти не надо прилагать больших усилий, чтобы расправиться уже с самим профессором, - это легко сделает возрожденный к новой жизни Клим Чугункин. Профессор признает, что его «гениальное открытие стоит ровно один ломаный грош». Он начинает осознавать безнравственность своего «маленького опыта», приведшего к таким последствиям и погрузившего его - «старого осла» в состояние «тупой безнадежности».
И тогда - не иначе, как с Божьей помощью - в награду за раскаяние, профессору предоставляется случай исправить содеянное, произведя операцию по возвращению Шарика.
Эксперимент профессора сравним с экспериментом большевиков, которые хотели искусственно и в кратчайшие сроки воспитать так называемого «нового человека».                Но Ф.Ф. Преображенский, в отличие от большевиков, понял обреченность такого эксперимента и сумел прекратить его.
А теперь обратимся, наконец, и к другому произведению. Профессор  В. И. Персиков, герой повести «Роковые яйца», в отличие от профессора Преображенского, человека не только образованного, но и светского - любящего оперу, понимающего толк в хорошей кухне, занят «наукой ради науки. И, кроме научной деятельности, его, кажется, больше ничего не интересует.Это - замкнутый, молчаливый и далекий от реальности человек. Он одержим научным экспериментом -                и не может осознать свой грех. Неудивительно, что именно ему одному было дано умение получить удивительный луч, способный преобразовывать живые организмы – и судя по всему, - умение это от нечистого. Из-за безответственного отношения профессора к своему «кошмарному» открытию, изобретение попадает в руки «бесов».                А из-за безграмотности тех, в чьих руках этот луч оказался, несметное количество чудовищных рептилий, вырвавшихся на волю, уничтожая все живое на своем пути. Агрессивные пресмыкающиеся, как и Шариков, являются символом победившего пролетариата - только уже в ином - чудовищном масштабе: «… Началась неизбежная борьба. Вновь рождённые яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали». «Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны». Так и большевики, придя к власти, сметают всё, что не считают для своей власти полезным, приносят разрушения и смерть; и друг друга уничтожают в борьбе за власть. Тьма сгустилась над Россией, люди отказались от веры в Бога – и потому потеряли нравственные ориентиры.
Об этом в 1918 году написал упоминаемый уже князь Е. Н. Трубецкой в своем фундаментальном труде «Смысл жизни»: «Наша действительность стала похожею на ад:                ад  в ней уже давно таился, но только теперь он явно выступил наружу».          А «таился» потому, что революция на пустом месте не совершается. Как говорил   И. А. Бунин, «изнанка» России давно «прогнила» - и в России не осталось места, куда мог бы приклонить голову Христос.
Еще в 1909 году Н. Н. Рышковский вдруг как будто опустился   в преисподнюю – и было явлено ему откровение, которое он записал и озаглавил "Шествие разрушителя. Видение". В откровении этом говорится о нашествии   на Россию легионов бесов, возглавляемых Люцифером. И Люцифер давал им такие наставления: "Надо непременно начинать с правого фланга: уничтожить веру — самый важный и передовой форт, и как только этот форт будет взят у людей и разрушен, мы победили». «И подымет человек голову, и вызовет на брань Небо, мучившее его испытанием терпения,  и ополчится против кротости и подчинения закону, и против смирения,… и посмеется над ними, как над слабостью, трусостью и раболепством и изменит их  в свободу стихийного произвола …» «Внушайте же людям изменение понятий! Омрачайте умы!». Видение Николая Рышковского явилось страшным пророчеством, предвосхитившим революцию.  И большевики, как легионы бесов, успешно воплотили в жизнь эти «наставления».
Кажется, начинают «помрачаться» и умы героев  М. А. Булгакова.                И вот участь профессора В. И. Персикова страшна — он погибает от рук разъяренной толпы, считающей его виновником этой трагедии.
Однако чтобы остановить этот ужас в ситуацию вмешивается                Сам Господь. Иначе чем можно объяснить ставшие спасительными                для людей восемнадцатиградусные морозы  в августе месяце, благодаря которым чудовищные рептилии погибают?! Во всем этом видится пророчество Святого Иоанна Богослова, описывающего день, когда силы добра и зла – Бог                и дьявол – сойдутся  в последней битве за власть над миром, после чего поверженное зло навсегда будет водворено   в преисподнюю. Но очень нескоро зло будет повержено, как нескоро заканчиваются повальные эпидемии от «трупов гадов и людей». И это является грозным предупреждением человечеству о том, что любые революционные преобразования ведут к катастрофе.
И вот ещё что удивительно, хотя, наверное, только на первый взгляд. В некоторых произведениях Н. С. Лескова как будто звучит предсказание изображённого       
    М. А. Булгаковым – ведь писатели   очень-очень разные.
Итак, в 1870 году Н. С. Лесков опубликовал антинигилистический роман «На ножах»,                в котором описаны те, кто мечтал совершить в России революцию. Они естественным образом «срастаются»  с обыкновенной уголовщиной. Это произведение – ядовитая сатира на «быт и нравы» «новых людей» – социалистов. Н. С. Лесков, словами одного из своих героев говорит о том, что хочет только честно делать свое дело, благородно исполнять свой долг. И именно этим он будет полезен своей стране, а не участием в политических играх, которые неизбежно приводят людей к положению «на ножах». А в другом романе «Некуда» Н. С. Лесков с нескрываемым отвращением описывает быт нигилистической коммуны, противопоставляя ему трудолюбие русского народа и христианские ценности. Вот потому-то романы Н. С. Лескова перекликаются в произведениями М.А. Булгакова и предостерегают человечество от революционных преобразований
А если обратиться к «началу нигилизма» - роману  И. С. Тургенева «Отцы и дети» -                к главному герою…  «Мы с тобой те же лягушки», - так объясняет он суть человека.                И вот зловещий смысл этой фразы раскрывается в окаянные годы  XX века, когда «Собачье сердце» и «Роковые яйца» М. А. Булгакова показали весь ужас такого подхода к природе и человеку.
Здесь уместно процитировать Святейшего Патриарха Кирилла: «Поведение животных,                в первую очередь, определяется инстинктами, хотя даже у них присутствует крупица нравственной силы, но инстинктивное начало, конечно, подавляет. А что будет, если человек откажется от своего нравственного принципа бытия, если различие добра и зла будет признано нецелесообразным, А тогда только один путь - человек будет жить по закону инстинкта, по закону животного мира.                Человек перестает быть человеком, если нравственные ценности уходят из его жизни. И человек превращается в зверя, а общество – в волчью стаю». Животное безгрешно, потому что у него отсутствует нравственное начало, ему неведома энергия совести, на то оно и животное.Но человек, не сообразующий свою жизнь  с нравственными принципами, не заслуживает сравнения с животным, потому что он осознанно разрушает саму основу человеческого бытия.
Оттого-то и Шариков много хуже пса, которому пересадили гипофиз. Об этом говорит                в позднем раскаянии и сам профессор Преображенский – он осознает, что «превратил милейшего пса» в нечто ужасное, что они  с доктором Борменталем «такой кабак развели с этим гипофизом,  что хоть из квартиры беги».
Только, к сожалению, люди не внемлют  предостережениям, становясь на путь отрицания мудрого миропорядка, утрачивая многовековые нравственные ориентиры.
Любая идея, в основе которой насилие над естественным ходом жизни, превращается                в безумие, несет хаос и разрушения. За любые революционные преобразования всегда заплачено слишком  дорогой ценой — ценой человеческих жизней. А безнравственные «гении», променявшие мудрость на тщеславие, а милосердие на гордыню, превращают человечество в заложников своих безумных идей. Они обрекают человечество на духовную и физическую деградацию, и, в конечном счете, на вымирание. И Михаил Афанасьевич Булгаков, используя фантастический жанр, показал, какой страшной может быть реальность, доведенная до абсурда людьми, не ведающими,  что творят.







                Литература

1. Булгаков М.А. Повесть «Собачье сердце».
2. Экранизация повести Булгакова М. А. «Собачье сердце».
3. Булгаков М.А. Повесть «Роковые яйца».
4. Экранизация повести Булгакова М. А. «Роковые яйца».
5. Дунаев М.М. «Вера в горниле сомнений».
6. https://ru.wikipedia.org/wiki Булгаков Михаил Афанасьевич.
7. https://dic.academic.ru/dic.nsf/aphorism/2351 Булгаков.
8. http://www.finalbible.com/books_articles/world/10_mistery.html Н. Н. Рышковский «Шествие разрушителя».
9. https://mospat.ru/archive/2006/10/33866/ Слова Патриарха Кирилла.
10. И.А.Ильин Сборник статей о революции.
11. Бехтеев С.С. «Великий хам»
12.Сайт http://www.inpearls.ru/
13.Гайкова Н.Н. Сертифицированная статья «Святые Земли Русской, Боговдохновенная русская литература и нравственное воспитание» - Педагогический Портал «Методкабинет Р.Ф».
14.Гайкова Н.Н. «Россия, «чающая движения воды» из книги «Боговдохновенная русская литература».


Рецензии