Студент о семейных ценностях

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Медведев Даниил Валерьевич
                «Малая Церковь или пожизненная каторга»?
(Изображение семейных ценностей в произведениях А.Н.Островского.                И не только)
    Семейные отношения играют огромную роль в жизни человека. Рождаясь                в семье, человек с ранних лет получает защиту и поддержку, которая будет с ним до конца дней. Семья помогает найти себя  в обществе, среди людей - и нет того хуже,  если семейные отношения превращаются в непонимание друг друга, унижение и тиранство.
  И, понятно, что, семейные ценности  - одна из самых главных тем большинства великих произведениях мировой литературы и, конечно, русской тоже.                Даже, в первую очередь, - русской.
 И, конечно,  самым первым  на память приходит творчество  великого русского драматурга А.Н.Островского. Итак, «Свои люди – сочтёмся» - одно из первых произведений писателя, после создания которого он в одночасье стал известным.
     Отражены семейные ценности  и  в известной каждому по школьной программе пьесе «Гроза». Но о ней мы скажем несколько позже.            
 А сейчас обратимся к пьесе,  сделавшей писателя знаменитым –  и  вызвавшей  очень много споров - «Свои люди – сочтёмся». Купец  - отец главной героини – Самсон Силыч Большов  пытается уйти от долгов и чтобы сделать это, объявляет себя банкротом. А потом  с той же целью выдаёт дочь Алимпиаду Самсоновну  за своего приказчика. Отец ведёт себя, как,  «изверг», говоря языком самого писателя.  Только  никому не дано права распоряжаться жизнями, судьбами людей  как собственностью, не считаясь с их чувствами. Иначе, семья  от него навсегда отвернётся, что и происходит в итоге. Дочь отказалась выкупить отца из долговой ямы. «Я, папенька у Вас до двадцати лет жила – света белого не видела…», - вот главное, что определяет  её отношение к отцу. Это же ранее толкнуло её на брак с нелюбимым человеком, чтобы «жить самим по себе». Только способна ли она вообще любить?! Вряд ли. 
   И теперь Алимпиаде Самсоновне  неважно, что отец страдает и морально, и физически. Её не трогают ни его слёзы, ни слёзы матери. Даже зятю Лазарю Елизаровичу, кажется, больше жаль своего тестя и бывшего хозяина. В финале вроде едет он помощь тестю, да только надевает самый бедный свой сюртук – потому что  не привык  делать  что-нибудь без лжи и лицемерия и не думая о выгоде.
    Но кто же виноват в этом трагическом финале?! Конечно, прежде всего сам Большов, не имеющий ни любви, ни уважения к своей семье, не показавшей дочери  ни единого положительного примера за всю её жизнь. 
А теперь перенесёмся на десять лет вперёд – и обратимся к  той самой  знаменитой «Грозе». Почти в самом  начале пьесы рассказывает нам А.Н.Островский                о богатом купце Диком, который  за  малейшую  провинность,  «муштрует» всех, кто его окружает – и домашних,  и работников.  «Истинный» самодур – да к тому       же жалкий,   потому что счастливым такие быть не могут в принципе, изначально.
   И вот перед нами ещё одна семья – Кабановых.  За Тихона Кабанова  вышла замуж Катерина – одна из главных героинь пьесы. Изначально неплохой, Тихон  вырос  под гнётом властной,  подавляющей его волю матери – Кабанихи.  Мать вроде бы и желает детям своим добра – только во всём, что она говорит, в попытке сохранить старые порядки нет ни капли любви. Эта ужасная проблема «безлюбия»  в семье одна   из главных. Если человек не любит свою семью, то ничего хорошего ждать не приходится. В обеих ситуациях, да и в обеих пьесах в целом  А.Н.Островский  показывает читателю воистину ужасающую ситуацию, когда глава семьи заменяет любовь к своим детям  принуждением, подчинением, держащимся на  страхе. И почти сразу становится ясным, что приведёт это рано или поздно к трагедии.               
    И вот пародийная и одновременно  трагическая сцена прощания  Тихона и Катерины. Когда Катерина бросается мужу на шею, Кабаниха обрушивает на невестку ругательства, называет бесстыжей  -  ведь по её убеждениям,  жена должна в пояс мужу кланяться. И это – христианский брак?!  Язычество какое-то!  А ещё для  родной матери сын  - «дурак», если хочет, чтобы жена его любила, а не боялась.  Видимо, уважение к своим, пусть и выросшим детям, для неё тоже  вне предела понимания. Для Кабанихи  самое страшное, если не будет «порядка». И что не дай бог незамужняя ещё сестра Тихона Варвара его «науку» усвоит. А что тогда её будущий муж скажет?! Значит, для Кабановой  невозможно представить, недопустимо в принципе, что можно жить по-другому, в любви, а не в страхе. Не будет порядка - только для чего  и кому нужен  такой порядок?! Она  о том не задумывается – просто не способна, судя по всему.
   А ещё нельзя не вспомнить, что Кабанова, как и все, в церковь ходит – только не дано, как уже говорилось, ей понять, что без любви это лишено смысла, потому что Бог учит нас любить. И что без любви, без Бога настоящей семьи быть не может. Не понимает этого, похоже, и никто во всём городе. И семья из «Малой Церкви», как скажет позже другой великий русский писатель Ф.М.Достоевский, превращается в какое-то «пожизненное» заключение,                в «пожизненную» тюрьму или каторгу. И ради этого создаётся семья?! 
    И вот – трагический, хорошо известный всем финал -  тоже своего рода «результат» отсутствия любви, настоящей семьи, «дурной бесконечности времени», как сказано в Писании.
   Но, наверное, самый яркий пример бездуховности воплотился в одной из поздних                и тоже самых известных пьес  - «Бесприданница». Кажется, в «пространстве» пьесы вообще  не осталось места ничему доброму и светлому. Само название, судя по всему, становится неким символом духовного распада общества. Ведь на самом деле трагедия не в отсутствии достойного приданого, а в отношении к этому окружающих людей. Разве для истинной любви имеет значение, есть ли за невестой «золотые прииски»? А для персонажей пьесы это важнее всего. Сюжет произведения хорошо всем знаком  -  а потому хотелось бы ещё раз обратить внимание на то,                что жертвой порочной системы отношений становятся и бедные, и богатые. Разве может быть счастливой девушка, на которой собирается жениться Паратов?! Ведь он даже имени невесты не называет, не говоря уже о каких-либо достоинствах – важны только золотые прииски, в обмен на которые, Паратов, по его же словам, расстаётся он со своей свободой. А если завтра приисков этих не станет?!  А из его разговора с Кнуровым и Вожеватовым становится совершенно ясным, то никто такими понятиями не мыслит. Всем выгода душу и разум затмила.
     И ещё. Если в более ранних пьесах родители хоть как-то, хоть нередко                и  в искажённом понимании, но всё же думают о нравственности или уж о морали  своих детей;то Огудалова – мать Ларисы практически торгует своими дочерьми, думая и о своей выгоде тоже. (Достаточно вспомнить, как она с троих купцов поимела деньги   за одну и ту же брошь  « в подарок дочери»).
     Даже Кукушкина,  в достаточно раннем произведении  «Доходном месте», хотя  и не учит дочерей ничему хорошему, всё же понимает, что принимать дома можно только тех, кто в перспективе станет женихом. А у Огудаловых  в доме «цыганский табор» - и  места для нравственности, даже внешней, уже нет вовсе.
     Кстати, в том же «Доходном месте» драматург употребляет слово «разврат»  не в привычном смысле  «блуда», а именно в смысле отсутствия нравственного начала как такового. И во многих  поздних произведениях, особенно в «Бесприданнице», «разврата» становится всё больше.      
  А за детей должно «ответ перед Богом держать» - сказал наш любимый драматург -  и что очень важно, устами простого, чистого сердцем русского парня, каких, слава Богу, на Руси немало. И к этой пьесе мы сейчас обратимся. Одно из самых лучших, самых чистых произведений -  «Бедность не порок». В нём воплотилось противостояние истинно русских, традиционных ценностей   и т.н. «цивилизованных хищников». И, разумеется, прежде всего в семье.
 Богатый купец Гордей Торцов, вернувшийся с Москвы, был очарован «цивилизацией» –  он уже стыдится и русских святочных песен, и приготовленной дома наливки.  Ему нужны музыканты «по всей форме» и шампанское.
      И вот, оттого, наверное, взбрело Гордею Торцову в голову во что бы то ни стало переехать из этого «невежества», как говорит он о своём городе,  в Москву.  И появляется в его доме некий богач Африкан Савич Коршунов. Гость вручает Любови Гордеевне – дочери купца серьги с бриллиантами, рассказывает о своём неимоверном богатстве. Девушке противен этот старик. Однако, не спрашивая ни дочь, ни жену, Торцов объявляет присутствующим, что Любовь Гордеевна сосватана за Коршунова. Словно сделку совершает! Любовь Гордеевна слезно умоляет отца отказаться от такой идеи – потому что не в силах противиться его воле.
Коршунов предстаёт перед нами «гнилым человеком»,  для которого  нет ничего святого. И дело  не только в том, как нажил он своё богатство, обманывая и разоряя других; как  покойную жену извёл ревностью.  Он видит отвращение к нему Любови Гордеевны – только его это не останавливает – ведь «всё можно купить». Какие уж тут  мысли о семье, о святости брака?! Так невольниц на рынке покупают.               
  И Гордея Карпыча  это не останавливает. Любу оплакивают как покойницу – «точно хоронить её собираюсь» - со слезами жалуется своей родственнице мама - Пелагея Егоровна.
    Но вдруг, на счастье всех, в финале  появляется брат Гордея – Любим Карпович и  узнаёт в Африкане Саввиче виновника своего бедственного положения. Любим Торцов обличает Коршунова, рассказав всем, как много лет назад тот обманул и обокрал беднягу.
           В результате свадьба расстроена – и Люба выходит замуж за своего любимого – приказчика Митю. Но для писателя важно ещё и то, что Гордей Карпыч,  хоть и остался таким  же властным, но он всё - таки начал прислушиваться к  своей семье, а не вести всех за собой в пучину пороков. Незлобие Любы, Мити и Пелагеи Егоровны дало свой результат. Самодур признаёт, что ему пришла в голову «гнилая фантазия» - и он даже благодарит своего брата, которого не хотел ранее        в дом пускать. Нужно доверять своей семье, любить и уважать те, с кем Богом суждено жить вместе – именно эту мысль доносит до читателя гениальный русский драматург через своих героев.
  Тема семейных отношений настолько неисчерпаема, вечна и многогранна, что в работе мы ограничимся русской драматургией 18-19 веков. А говоря об удивительных пьесах А.Н.Островского, нельзя, конечно не вспомнить и  про Д.И.Фонвизина, и про А.С.Грибоедова.  Устами знаменитого Стародума, который во многом воплощает мысли русских святых, говорит нам писатель о нравственном начале и государства, и семьи как основы жизни человека. И о предназначении женщины, конечно. Неслучайно и в упоминаемой раннее пьесе А.Н.Островского «Доходное место» одна из героинь сетует на то,  что девушек в большинстве семей очень плохо воспитывают, не внушая нравственных понятий, не готовя к настоящей семейной жизни. А хорошо известный всем «Недоросль» - один из ярких примеров того, что случается                с родителями и детьми, если любовь понимается  извращённо, если родители не думают, как воспитывают своё чадо и что с ним будет  после. «Вот – злонравия достойные плоды» - эти последние слова пьесы, произнесённые Стародумом, - приговор  порочному воспитанию. И отнести их можно к очень многим литературным произведениям, а также и ко многим жизненным ситуациям.
           Утрачена святость брака и для героев более ранней пьесы того же Д.И.Фонвизина – «Бригадир». Для всех, кроме главных героев, которые в финале соединяются по любви. И дай Бог, чтобы их семья, воспитание будущих детей всегда основывалось на истинной нравственности.  (Может быть, неслучайно, в обеих пьесах любимую героиню зовут Софья – София – Премудрость Божия).   
       А в знаменитой комедии первой половины века девятнадцатого  «Горе от ума»   «достойные плоды злонравия» повсюду – и настоящего положительного  героя, как Стародум или Милон,  уже нет. (И София  - уже «пародия». Хотя, возможно А.С.Грибоедов именно об этом не задумывался).
      Нравственная основа семьи  - одна из главных тем в и произведениях «русского Шекспира»  - А.Н.Островского, о чём говорилось в работе. 
   Актуальна  тема семьи  как никогда и в наше время, когда дети готовы продать своих родителей ради греховных удовольствий, в то время как родители занимаются не своими детьми, а самими собой. Таким образом они подталкивают детей своих в пучину греха. Семья – основа нравственности  - и, читая русскую классику, сопереживая любимым, героям, со всей ясностью начинаешь осознавать эту вечную, как всё мироздание, мысль.

       Литература.
1. А.Н. Островский «Свои люди – сочтёмся»
2. А.Н. Островский «Гроза»
3. А.Н. Островский «Бедность не порок»
4. А.Н. Островский «Бесприданница»
5. А.Н. Островский «Доходное место»
6. Фонвизин Д.И. «Недоросль»
7. Фонвизин Д.И. «Бригадир»
8. Грибоедов А.Н.  «Горе от ума»
9. Дунаев М.М.  «Вера в горниле сомнений»
10. Журнал «Русский дом». Статья В.Н.Тростникова «Ответ Добролюбову»
11. Лекции по литературе за 1-ый семестр 1 курса в М.П.Т.


Рецензии