Студент веянья духа божьего

РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.» Степанов Александр Александрович
                «Веянья Духа Божьего»
                (И.А.Ильин).
                Часть  первая.
                «Одухотворённое мироздание и озарённые труды»
 Светлый покой
Опустился с небес
И посетил мою душу!
Светлый покой,
Простираясь окрест,
Воды объемлет и сушу...
О, этот светлый
Покой-чародей!
Очарованием смелым
Сделай меж белых
Своих лебедей
Черного лебедя — белым!
       Наверное, это – одно из главных произведений во всём творчестве Н.М.Рубцова и один из самых ярких примеров того, как «веянья Духа Божьего» снисходят на землю и озаряют художника. И только тогда может создать он что-то великое. И неважно, упоминается при этом Имя Божие или нет – Он здесь – это само собою разумеется. Обо всём этом написал  наш великий мыслитель И.А.Ильин.
 «То, что свершилось на небе, свершилось  и на земле;  то, что свершилось в вечности, свершилось и во времени… И вот, то, что однажды свершилось на небе  и на земле, должно свершится и в тебе» - написал Святитель Николай Сербский.      
            И вот оно «свершается» - и в душе лирического героя, и в окружающем его мироздании, когда свет и покой, ниспосланные небом над все простираются и всё «объемлют».
Произведение называется «На озере», хотя само озеро вовсе не упоминается.  Наверное, прежде всего следует мысленно «возвратиться»  к  Началу Дней Творения, когда была лишь вода -  и над ней витал Дух Божий. Потому-то и на лирического героя «светлый покой» - Свет нисходит с небес  при созерцании водной глади. Ведь и Святителю Николаю Сербскому мысли о неразрывной связи, о нераздельном единстве неба и земли, времени тоже пришли во время «Моления на озере».
   А далее чёрное превращается в белое  - значит, - оно очищается от зла. И что удивительно,  -  в отличие от многих произведений «происходит» это без борьбы – зло преображается и становится добром.
    А ещё это  удивительное произведение Н.М. Рубцова перекликается с «Пророком» А.С.Пушкина – потому что Шестикрылый Серафим тоже спустился с небес                и преобразил путника, убрав от него всё грешное и открыв его очи «духовные».
  А ещё  в произведении Н.М.Рубцова  присутствует образ лебедя, который мы встречаем,  начиная мо «Слова о полку Игореве» - а может быть, и раньше.  Лебедь  - символ чистоты и верности – возможно, потому и нет в произведении борьбы – а есть преображение, кода  «опустившийся с небес покой»  «чёрного лебедя превращает  в белого», о чём сказано в самом начале.
  Спустя не один десяток лет, когда высокое искусство избавилось от «рамок» советской идеологии,  эти удивительные строки  зазвучали ещё и как песня.
  «Светлый покой посетил», конечно,  и тех, кто создавал великие полотна.      
         В первой части исследования  упоминалось произведение, посвящённое великому полотну И.И.Левитана  «Над Вечным покоем». И вот теперь перед нами единство слова и образа зрительного – зримого очами и сердцем:
 Рукой раздвинув
темные кусты,
Я не нашел и запаха малины,
Но я нашел могильные кресты,
Когда ушел в малинник за овины...
Там фантастично тихо в темноте,
Там одиноко, боязно и сыро,
Там и ромашки будто бы не те -
Как существа уже иного мира.
И так в тумане омутной воды
Стояло тихо кладбище глухое,
Таким все было смертным и святым,
Что до конца не будет мне покоя.
И эту грусть, и святость прежних лет
Я так любил во мгле родного края,
Что я хотел упасть и умереть
И обнимать ромашки, умирая...
Пускай меня за тысячу земель
Уносит жизнь! Пускай меня проносит
По всей земле надежда и метель,
Какую кто-то больше не выносит!
Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный
свято погребен
В такой же белой горестной рубашке...
   Высокий берег озера, огромное прекрасное небо в часы заката с бледно-лиловыми облаками и маленькая  деревянная  церквушка, одиноко стоящую на берегу. Рядом с церковью старое кладбище с покосившимися от времени деревянными крестами. Здесь воплотилась вся глубина размышления о сути бытия, о Боге; о памяти и о грядущем. Образ маленькой деревянной церквушки – это образ самого человека, ищущего на земле Правду Божью, Лирический герой как будто оказался на границе двух миров - и испытывает чувство мистического страха – страха пред низведенным, перед которым человек всегда остаётся один, как на Суде Божием!
      И  стихотворение это  о том, что каждый из нас чувствует свою связь с чем-то величественным и грандиозным. И Тем, Имя Которого для нас обретается только в реальности духовной. И со своей  Родиной, и с нашим Вечным Приютом.
 «Там в недоступных небесах
  За Русь свершается молитва»
Так напишет уже во второй половине двадцатого века известный поэт архидиакон Роман.
Потому что понятия: Родина и Отечество Небесное  неразделимы и для автора этих строк, и для И.И.Левитана, и для Н.М.Рубцова. 
И вот ещё одно стихотворение, посвящённое великому художнику – картине «Вечерний звон»:
 В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...
    В этом произведении  ещё и музыка «зазвучала» – музыка самая древняя - колокольный звон. «Звучит»  музыка и в других произведениях  - об этом будет сказано немного позже.               
 Собор звонит в колокола означает – и звон соединяет  землю с небом!
  И неслучайно поэт называет свою родину  Русью -  потому что Русь всегда была и будет  Святой. Ведь колокол есть голос Божий. Колокольный звон. Как уже было сказано, – древний вид музыки – но «музыка» звучит повсюду -  во всём мироздании – на небесах! Неслучайно сначала ещё античные мудрецы, а потом уже Отцы Церкви говорили о «музыке небесных сфер».
              Это стихотворение «Вечерний звон», как и  предыдущее,   посвящено великому полотну И.И Левитана –  но только -  в обоих случаях стихи Н.М.Рубцова обращены не только  к великому живописцу  –  но ко всей России.
А потому лирический герой слышит колокольный звон не только ухом – но и своей своею душой. И приближается к небу вместе со своей родиной – «Святой Родиной»,  как назвал Россию архидиакон Роман.   
В его стихотворении речь идет о Всенощном бдении, которое в древности совершалось в течение всей ночи.
Похожие мысли и образы являет нам и другое очень известное стихотворение, стававшее песней, -  «Вечерний звон» И.И.Козлова.
 Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!
И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.
Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,
И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!
  Перед началом богослужения всегда звонит колокол. Сначала раздается благовест, представляющий собой удары в большой колокол. Сменяет его трезвон — радостный звон во все колокола, осуществляемый в три приема.
Стихотворение И.И.Козлова неслучайно состоит из трех строф. В каждой из них — шесть строк, рифмующихся попарно. Три строфы можно сопоставить с тремя звонами, входящими в трезвон. При этом попарно рифмующиеся строки сравнимы                с голосами отдельных колоколов:
 “И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!”
“И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон”.
“И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!”
 В конце каждой строфы, конечно, говорится о звоне.
Звон колокола является символом  и Древней Руси, и России. А ещё он напоминает                о Родине.
   Совершенно очевидно, что Н.М.Рубцов, обращаясь к образу колокольного звона,
продолжает  вековую традицию русской литературы -  русского искусства в целом:
 “Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами”.
 Небольшое четверостишие, начинающее стихотворение А.К.Толстого «Благовест», более известное по первой строке, помогает представить картину родного края - на окраине селения, в дубраве, окруженный погостом, стоит храм.
 Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
   Под колокольный звон лирического героя охватывает желание бросить все и оказаться вновь в родных местах -  колокольный звон неодолимо  манит на Родину:
 К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною, —
И, непонятной
Томим тоскою,
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный               
Не замирает...               
  А вот ещё похожая картина - луг, над которым разносится звон, как и в произведении Н.М.Рубцова:
  Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
   В стихотворении И.А. Бунина  с говорящим названием «Троица» прекрасный луг  тоже неотделим от молитвы, от сельского храма, от души русского, православного человека:
 А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
А в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой и светлый,и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда в дары простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву и смиренье.
 Светлый  покой, небом дарованный, посетил  душу Н.М.Рубцова и И.И.Левитана, А.К.Толстого и И.И.Козлова, И.А.Бунина – и композиторов, написавших музыку                на стихотворение «Вечерний звон» и «На озере», А.С.Пушкина и Святителя Николая Сербского. А ещё всех - всех, кто захотел его в свою душу принять! Он сподобил людей на создания великих произведений – и просто на добрые дела!
      А об образе «музыки небесных сфер»  и души человека разговор будет продолжен во второй части.   

                Часть Вторая
                «Музыка под «куполом светлых небес»
 
"Чудный месяц плывет над рекою",-
Где-то голос поет молодой.
И над родиной, полной покоя,
Опускается сон золотой!
Не пугают разбойные лица,
И не мыслят пожары зажечь,
Не кричит сумасшедшая птица,
Не звучит незнакомая речь.
Неспокойные тени умерших
Не встают, не подходят ко мне.
И, тоскуя все меньше и меньше,
Словно бог я хожу в тишине.
И откуда берется такое,
Что на ветках мерцает роса,
И над родиной, полной покоя,
Так светлы по ночам небеса!
Словно слышится пение хора,
Словно скачут на тройках гонцы,
И в глуши задремавшего бора
Все звенят и звенят бубенцы...
  Сон - в данном контексте, - успокоение, умиротворение  опускается                на родину, на Россию. И неслучайно звучит у поэта столько «не» как символ отсутствия тревог и войн. Как антитеза раздора и умиротворяющей тишины.
 Не пугают разбойные лица,
И не мыслят пожары зажечь,
Не кричит сумасшедшая птица,
Не звучит незнакомая речь.
 И, конечно, образ Света, без которого не мыслят многие русские поэты свою Родину. Нашу Родину!
И над родиной, полной покоя,
Так светлы по ночам небеса!
 Неважно, что наступила ночь – ведь говорит поэт о свете немеркнущем, «Свете Невечернем», как написал русский поэт и филсов А.С.Хомяков.
  Лирический герой ощущает себя «богом» - но не потому, что возгордился и «впал»   в язычество. Очевидно, ощущает он себя причастным мирозданию Божьему в Его Нерукотворном Храме.
   И, конечно, всё произведение «наполнено» музыкой, «звучащей» с самых первых строк. И если в самом начале звучит знакомая и родная русская песня за рекою, то потом  она «превращается»  в музыку, которую сначала мудрые эллины, а вслед и за ними и древние христиане  назвали «музыкой небесных сфер».
    Но звучит музыка и в других жизненных ситуациях.
 Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких Попробуй их останови!—
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.
    Снова восприятие окружающей действительности лирического героя «происходит» через образ музыки. В этом стихотворении без названия  печальный плач скрипок, гармонично сливается с остальными образами звучащего мира: шумом порывистых берез, голосом близкой женщины.
     В произведении присутствует столь важный для Н.М.Рубцова мотив прощания.  Это как будто «блуждание» одинокой души лирического героя – да и самого поэта – невесёлым было его пребывание на грешной земле. Многочисленные повторы: «путь без солнца, путь без веры», «в былой любви, в былом хмелю», «как будто вечен час прощальный, как будто время ни при чём» -  придают стихотворению мелодическую плавность, музыкальность. Поэт постоянно углубляет мотив изменчивости, призрачности, зыбкости земного  бытия.
    Важно, что тема прощания не заглушает в этом произведении силы любовного чувства лирического героя. В его душе все равно звучит наполненная страданиями музыка скрипок. И каждый раз, когда герой слышит эту печальную музыку, он переносится в воспоминаниях  на тот «желтый плёс», где простился когда-то с возлюбленной.
 В финале произведения тема прощания наполняется иным содержанием: это уже не просто расставание двух близких людей, а размышление лирического героя о вечности прощального часа. Время как будто остановилось в миг расставания с возлюбленной. Он и сам осознает глубокое противоречие между своим восприятием времени и его реальным необратимым движением.
    И всё-таки, если говорить об образе музыки, то настолько он многогранен,  что  воплотился и в самой обычной, на первый взгляд, конечно, жизненной ситуации, когда лирический герой просто собирает грибы в осеннем лесу.
 У сгнившей лесной избушки,
Меж белых стволов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.
Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес,
И лодка, шурша осокой,
И холодно так, и чисто,
И светлый канал волнист,
И с дерева с лёгким свистом
Слетает прохладный лист,
И словно душа простая
Проносится в мире чудес,
Как птиц одиноких стая
Под куполом светлых небес…
  Простая деревянная избушка неотделима от всего живого, от русской природы, от мироздания Божьего, от «музыки» тишины. Зло как будто не вхоже в этот удивительный мир, не может навредить этому миру – потому что всё в нём преисполнено красотой и добром. Ведь главный образ, конечно, тот, к которому обращается поэт и почти в самом начале, и в финале. «Купол светлых небес»! 
    Образ Света Небесного главный и в приведённых ранее произведениях Н.М.Рубцова – и во многих других, - да и во всей русской литературе. «Светлые Небеса» надо всем:  над избушкой, грибами, осенним лесом, каналом, осокой, плывущей лодкой. И неслучайно небо показано именно в образе купола, венчающего мироздание! Это – «купол» Нерукотворного Храма Творца. Купол, под которым, проносятся «веянья Духа Божьего», о чём тоже не раз говорилось.  Одухотворяется природа -  одухотворяется человек – и создаются великие произведения искусства, причастные Вечности. И тогда Вечности становится причастным  человек.

               
                Литература
•Сборник произведений Н.М.Рубцова. Издательско-просветительский дом «Профиздат». Москва.
•«Звезда полей» - телевизионная программа цикла «Библейский сюжет» канала «Культура», посвящённая творчеству Н.М.Рубцова.
•Сборник поэзии «Песнь любви».
•Архидиакон Роман – сборник «Русь называют Святой».
• И.А.Ильин  «Книга надежд и утешений».
•Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».
•«Над вечным покоем» - телевизионная программа цикла «Библейский сюжет» канала «Культура», посвящённая творчеству И.И.Левитана.
•Белый город «Левитан»
•Гайкова Н.Н.Сертифицированная методическая разработка творческого занятия «Память сердца и разума»
•Гайкова Н.Н Сертифицированная методическая разработка творческого занятия «Возвращенный источник живой воды»


Рецензии