Студенты единство неба и земли

  РУБРИКА  «СТУДЕНТЫ  ГАЙКОВОЙ  Н.Н.»
 Куркин Антон Михайлович и Егоров Илья Владимирович
          Единство Неба и земли.
 Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
Тихо ответили жители...
        В 1964 году Рубцов Николай Михайлович пишет одно из лучших своих  стихотворений "Тихая моя родина".  Его лирический герой возвращается в свое родное село, где прошло его одинокое детство – и всё увиденное стало для него настоящим откровением, ведь он даже не мог предположить, что в душе поднимется теплая волна любви и грусти, радости и сожаления. По сути, конечно, относится всё сказанное к самому поэту. Вот и пишет он про то самое место, где у него похоронена мать: "Мать моя здесь похоронена в детские годы мои" Поэт видит, как меняется  его родина, но он не забыл, как провел здесь свое детство "Тихая моя родина". Ключевым словом становится эпитет «тихая» Этот эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:
  Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
 Николай Михайлович Рубцов вспоминает с ностальгией счастливое время детства. Прожив много лет в большом городе, поэт не отказывается от своей малой родины. Наоборот, он с любовью вглядывается в знакомый пейзаж                из деревьев и стареньких изб. И чем больше вглядывается он в родной  пейзаж, тем более кажется  он знакомыми и близким, тем яснее автор ощущает «самую жгучую, самую смертную связь» с этим вроде бы забытым,  а на самом деле  благословенным уголком -  таким родным, любимым и близким. Эта связь бессмертна, потому                что воплотилась в ней память сердца, а память будет жить вечно.
 С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
 Для Н.М. Рубцова Родина связана с чем-то сокровенным, потаенным, спрятанным где-то в глубине души.  А потому «Тихая Родина»  - понятие  не столько географическое, сколько  духовно - культурно-историческое! И «ничего не забыл» лирический герой в смысле гораздо более глубоком, чем  воспоминания детства и того, что было в селе много лет назад. Он не забыл своё Отечество –  и земное, и Небесное! Потому, что иначе нельзя столь остро ощущать «самую жгучую самую смертную связь» со всем мирозданием. Связь и пространственную, и временную!  Итак, от «ив, ручья и соловьёв» к воспоминаниям детства,  а потом  к такому финалу, «выводу», который не был бы возможен, если не ощутить однажды, что душа бессмертна!
Похожая мысль, похожие чувства отразились и в  другом, может быть, менее известном, но тоже удивительном по красоте стихотворении                «Ночь на родине».
  Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома!
Не встрепенётся ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,
И редок сонный коростеля крик...
Вернулся я - былое не вернётся!
Ну что же? Пусть хоть это остаётся,
Продлится пусть хотя бы этот миг,
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений,
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром...
  В стихотворении, как и в предыдущем, многократно звучат слова, однокоренные «тишине», «покою» - и покой этот и во всём окружающем мироздании, в душе  лирического героя. Здесь нет места злу, тревогам и скорбям. А прилагательные: «высокий»  и «глубокая» - подчёркивают  величие, значимость и этих глубоко символических образов, и русской природы в целом.
Как дорог этот покой, это состояние души! И так хочется, чтобы это состояние души   не покидало, чтобы было оно нарушено! Какое удивительное слияние   человеческой души и Вечной Природы!
И, наверное, одним из главных примеров соединения лирического героя с мирозданием стало стихотворение «Звезда полей»:
 Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
     Произведение наполнено щемящей сердце нежностью - но нежностью какой-то особенной, с оттенком лёгкой грусти. «Звезда полей» для лирического героя – это в том числе и малая родина, как и в двух предыдущих произведениях.
                «Звезда полей во мгле заледенелой,
                Остановившись, смотрит в полынью».
Словно бы сам останавливаешься на краю и, леденея от холода, заглядываешь в смертную черноту воды, а кругом черная ночь:
«Уж на часах две
И сон окутал родину мою».
    Но стихотворение неожиданно «подхватывает» читателя   с грешной земли и возносит его душу к высшему свету. Лирическому герою «в минуты потрясений» вспоминания о том,  как где-то «за холмом» «горит» его «звезда»,  помогает не пасть духом. Это – его путеводная звезда на очень нелёгком жизненном пути. И счастлив тот, у кого в трудные минуты «потрясений» душа открыта для воспоминаний  о родном и близком – родине -  и умеет согреться ими, словно солнечным теплом.
    Звезда вознеслась и «над золотом осенним», и «над зимним серебром» –                то есть всегда, на всём протяжении и его жизненного пути, и жизни его родины – России.  Именно для этого и  делает пейзажную зарисовку, используя метафоры: «Золото осеннее» - осенний русский чудо-лес; «серебро» - белоснежный, словно блестящими жемчужинами вытканный, зимний покров.  Звезда  эта надо всем и над всеми. В одном из исследований творчества поэта говорится о том, что «Звезда полей» - аллегория Звезды Вифлеема,  ставшей путеводною не только для волхвов, но и для всех  христиан – и, конечно, для русского человека, И неважно, что поэт воспитывался в атеистические тридцатые – сороковые годы. Об ощущении бессмертия души в его  произведениях  уже говорилось ранее.
Да и полночь на часах  может символизировать не только  тьму, но и начало нового дня,  и Праздник Рождества – тем более, что перед нами всё-таки зимний пейзаж.
 За окном морозится — январь,
Млечный путь без края и конца.
Всякое дыхание и тварь
Славит, славит Своего Творца. 
Разве не перекликаются эти строки хорошо ныне известного поэта  - архидьякона  Романа (Тамберга)?! Совершенно очевидно, что  в обоих произведениях с грешной земли  возносится   душа к высшему свету.
    И в этом произведение Иеромонаха  Романа в образе зимнего леса отразилось приближение души  к Творцу.
 А зимний лес особенно торжествен,
Надмирен и величественно тих.
Сказать бы - уподобился невесте,
Но чистота сегодня не в чести.
Деревья преисполнились покоя,
Их не тревожит дятлов разнобой.
Как хорошо, оставив всё мирское,
Придти сюда, побыть с самим собой.
Застыть на миг. Коснуться опушенья
Рукой благоговейною своей.
Благодарить за чудо превращенье,
За этот снег, что сыплется с ветвей.
И замолчать под пологом небесным,
Светлея запорошенным лицом.
И предстоять с собранием небесным
В великом аллилуйя пред Творцом.
 Неслучайно поэт использует слово “надмирность“ – этим отразил                он, как над обыденностью поднялась душа лирического героя. Однако не только сам лирический герой приближается к Творцу – не один, а вместе  со всем собранием небесным  -  с природой,                со святыми, с ангелами.
Этой нераздельной связью души с Творцом проникнуто и всё приведённое чуть раньше стихотворение архидьякона Романа – и его лирический герой оставляет суету и  возвышается на обыденностью:
 Слава Богу, снова я один...
Слава Богу, снова я один,
Суету оставив позади,
Господу молитву пролию
  Вообще образ зимы в русской литературе очень многогранен  - потому что  может  в одних произведениях отражать зло и смерть, а в других стороны  -  чистоту и радость Рождества,  как в тех произведениях, к которым мы обращаемся.
  Поэтому у обоих поэтов  через образ природы   показано, как вся природа «молится» вместе                с человеком:
 Сосны клонят головы свои,
Совершая воздеянье рук,
И перебирают в забытьи
Четки ледяные на ветру.
      Белый цвет символизирует чистоту – и в иконографии, и в пейзаже – в том числе – литературном.  И поэтому белый снег -  один из главных образов и в стихах тех, кто посвятил свою жизнь Богу, и в произведениях светских одухотворённых поэтов. Белый снег  - образ чистоты, позволяющий хоть немого  соприкоснуться с Творцом. От этой радости душа поёт -  поэтому, наверное,                это   стихотворение стало ещё и песней. Однако  музыка «небесных сфер», о которой говорили и античные мудрецы, и отцы Церкви, «звучит отвсюду».
 Итак, главная тема  всех упомянутых стихотворений – уединение, уход от суеты мира. Это не тема даже, а состояние души, отражённое  в произведениях.                Во всех произведениях лирический герой «воспарил» над «земною суетой», как написал в одном из произведений русский религиозный философ и поэт, В.С.Соловьёв. 
   И эта мысль, это мироощущение  «пронизывают» и другие стихи  Иеромонаха Романа:   
Луна. Мороз И никого вокруг.
Блаженная пора уединенья.
Благословляю воздеянье рук
В молитвенном полночном обновленье.
Мне больше не осталось ничего.
Но эта малость - зримая подмога:
Быть одному. Размолвиться с молвой,
И понимать, что не отринут Богом.
Потрескиванье слабое свечи,
Лампады голубое угасанье.
Я постою, я помолчу в ночи,
Благодаря за светлое молчанье.
  И эти строки и мысли  перекликаются со «Звездой полей» Н.М.Рубцова, потому что  и лирический герой Иеромонах Романа ощущает, говоря словами Н.С.Лескова, «наитие духа» в полночь – при начале нового дня. И вот в финале как символ восхождения к небу снова предстаёт образ лампады:   
Несёт упокоение земле
Дрожащая лампада за Престолом.
  Сначала она только в келье – а потом уже во всём мироздании, как и Образ Божьего Престола Божьего! И этой «лампадой за Престолом»  становится всё мироздание – и звёзды, и луна,                и покрытые снегом деревья,  и души верующих людей, возносящих молитвы!
 Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
 Так написал ещё в 18-ом веке великий Г.Р.Державин в своём главном произведении                с неисчерпаемым  названием «Бог». Мироощущение очень похожее, а точнее, искренняя вера и стремление приблизиться к Создателю.
  И, конечно, образ горящей лампады как, говоря словами великого русского мыслителя Е.Н.Трубецкого, «воплощение молитвенного горения к небесам» присутствует и во многих других произведениях разных поэтов:             
 Слава Богу, снова я один,
Снова я лампадку затеплю,
Суету оставив позади,
Господу молитву пролию.
(Из стихотворения приведённого выше произведения архидиакона Романа).
Во всех приведённых  здесь произведениях  отразилось стремление к уединению,                к тому, чтобы побыть наедине с Творцом, поразмыслить о смысле нашей жизни на земле.  И поблагодарить за посланную душе благодать: 
Во всём - отображенье Красоты,
Свечение Немеркнущего Света.
И сердце тает, тает в эту стынь
Благодареньем Первому Поэту.
            (Стихотворение без названия Иеромонаха Романа )
 И в приведённых  ранее строках  того же поэта  лирический герой  «предстоит с собранием небесным в великом аллилуйя пред Творцом»И зимняя природа являет собой Престол - небесный и  земной!
 Вечер морозен и месяц блестит,
Мирно лампада мерцает.
В горнице той, где Святитель лежит,
Тихо виденья витают.
   Вот и в  стихотворение Архидиакона Романа о Святителе Иоасафе Белгородском – вернее, его блаженной кончине – душа Святителя тоже как будто «уединяется»  с Создателем, устремляется к Нему зимней ночью при свете луны, звёзд и горении лампады...
  Вечер морозен, блистает Луна,
Бледные звёзды мерцают,
В небе вечернем святая душа
К Богу полёт совершает.
    И вот теперь, от стихов, созданных иноками, возвратимся к рождённому в годы колхозов и безбожной пятилетки, но сохранившему духовные истоки веры православной и одухотворённой русской культуры Н.М.Рубцову и его «Звезде полей», которая, как «Божьи очи», смотрит на нашу Россию. И вот его главный вывод, обретённый духовный опыт:
 Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
  Поэт  не только  напоминает нам  о том, что в 
родном краю и звёзды ярче,  и снег белее,  и трава зеленее - звучит в произведениях  Н.М.Рубцова мысль, звучавшая у многих поэтов   всех времён: русский народ более других, всем сердцем воспринял Христа, - потому и «восходит» звезда  «ярче и полней» в России, с которой поэт «чувствует самую жгучую самую смертную связь».  С Отечеством земным и Небесным!
    Но всё же  очень трудно понять нераздельную связь души поэта                с окружающим мирозданием без образа русской берёзы.  И  вот перед нами ещё одне прекрасное, удивительное, щемящее душу стихотворение, названное
 в честь этого «самого» русского дерева.
   Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
  Береза для русского человека -  это образ дома, России, Троицы.   А  именно в этом  произведении она  ассоциируется с домом, с детством и с горькой памятью о войне.
 Только чаще побеждает проза,
 Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...
  Строки эти относятся в большей степени не к самому автору, а ко всем русским людям, выстоявшим в Великой войне. Само собою разумеется, что образ берёзы не единожды встречается и в произведениях  истинно русского поэта Н.М.Рубцова – но, наверное, нигде более не «прорастают» они настолько в душу лирического героя.
   И, конечно, нельзя представить русского человека, русского крестьянина                вне окружающей  его природы.Русская душа неотделима от глубинной связи  с мирозданием – и, конечно,   с «братьями нашими меньшими». Они  делают ее насыщеннее и духовно богаче. В результате общения с животными человек становится добрее, нравственно здоровее.
    Животные безгрешны – и потому как будто «видят» главное в человеке – добрый он или злой, искренний или лицемерный. И потому писатели часто наделяют животных чертами людей -  человеческими чувствами и  мыслями, подчёркивая тем самым эту неразрывную связь.
       И вот вслед за С.А. Есениным обращается Н.М.Рубцов  к образам «братьев наших меньших». И вот  перед нами животное не слабое, часто наводящее ужас – медведь. В стихотворении с одноимённым названием поэт, показал, что и  «могучий зверь»  - а слово «могучий»  неслучайно повторяется - бессилен против ставшего палачом человека.
 В медведя выстрелил лесник.
Могучий зверь к сосне приник.
Застряла дробь в  лохматом теле...
 Поэт  как будто сам ощущает боль и страдания животного -  и чувства его, прежде всего. Чувство причастности  к происходящему  передаются читателю.
 Глаза медведя слез полны:
За что его убить хотели?
Медведь не чувствовал вины!
Домой отправился медведь,
Чтоб горько дома пореветь...
  Крестьянский  поэт, не утративший связи с природой, со всем живым,                с окружающим нас мирозданием, в своих наивных, на первый взгляд, произведениях показывает, какую боль испытывает вся природа, любая тварь Божия, если человек так груб с нею. Человек тем  и отличается от животных,                что умеет мыслить, он обладает качествами, присущими только ему: способностью любить, создавать прекрасное, а не уничтожать, не становиться убийцей.
  И вот ещё один пример такой   причастности - стихотворение   “Про зайца”.
 Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шёл домой, -
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик.
И ещё, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под ёлкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.
  Возможно, Н.М Рубцов показал одиночество  того, кто всего боится, ощущает свою слабость, беззащитность – а потому не имеет друзей. И недаром упоминается в произведении знаменитый своею удивительной добротою  “Дедушка Мазай “.
Это он был последним другом зайца - простой русский крестьянин, которому очень несладко жилось на этом свете – но  не утратил он  доброту, чистоту своей истинно  русской  души.  А  потому – и связи со всем живым, со всем окружающим его мирозданием.   
          И ещё, конечно, совершенно естественно, что в русской литературе образы животных часто раскрывают суть человека, как будто «проверяя» его на порядочность. Не может человек таковым называться, если утратил внимательное, нежное, трепетное отношение к братьям нашим меньшим. Если сердце его очерствело – и утратил он способность сострадать.
И вот перед читателем возникает удивительный образ того, кто не утратил этой живой связи,                кто ощупает природу как собственную плоть. Это - Добрый Филя из одноимённого стихотворения.
   Я запомнил, как диво,
  Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
 Меж звериных дорог...
Там в избе деревянной,
 Без претензий и льгот,
Так, без газа, без ванной,
  Добрый Филя живет.
      Поэт рассказывает о нравственном идеале  в спокойной, размеренной жизни маленького, одиноко затерявшегося на лесных тропинках хуторка... Такая жизнь, похожая на вечную дрему природы, воспринимается как счастье, как диво... В "Добром Филе", таким образом, на время разрешается проблема города и деревни, получает, свое завершение мотив ожидания сказки.
 Филя любит скотину,
Ест любую еду.
Филя ходит в долину,
Филя дует в дуду!
Мир такой справедливый,
Даже нечего крыть...
- Филя! Что молчаливый?
- А о чем говорить?
       Главный герой  чист сердцем, далёк от суетной, жестокой и греховной жизни. Он настолько в ладу с окружающим мирозданием  -  и такая благодатная вокруг него тишина,что и слова не нужны – ведь ему дана способность «слышать» тишину.
Кажется, как будто восстановились вокруг него отношения, царившие в Райском саду                до грехопадения человека. Как будто перед нами Святой Отшельник, Святой Подвижник, уединившийся ради спасения души и отмаливающий грехи нашего суетного мира. Очень похож на Филю и «старик в простой одежде».
 Глядел он ласково и долго
На всех, кто встретится ему,
Глядел на птиц, глядел на ёлку -
  говорит об этом удивительном старике  поэт.
    И в этом ласковом  взгляде воплотилась любовь ко всему миру Божьему.  И любовь сделала душу его «светлою, как луч» - луч, посланный Небом.
    И, конечно, нельзя не сказать в завершении  о Святости Руси, о Духовности в высшем понимании этого слова - без неё нет  и не может быть истинно русского человека, истинного  понимания любви к своей Родине.
Великий мыслитель И.А. Ильин написал, что чувство родины тесно, неразрывно связано и с чувством религиозным – нераздельны два этих чувства!
    А потому и обратимся в финале к этим строкам размышления о Вечности                и сути земного бытия:
 Вода недвижнее стекла.
И в глубине ее светло.
И только щука, как стрела,
Пронзает водное стекло.
О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетий, божий храм.
О, Русь - великий звездочет!
Как звезд не свергнуть с высоты,
Так век неслышно протечет,
Не тронув этой красоты,
Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлен
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времен...
 Храм Божий – центр не только духовной жизни, но и, можно сказать, центр «зрительный» - «опора» для  взгляда. И, конечно, составляет он единое целое с окружающим его пейзажем. И в стихотворении Н.М.Рубцова «Душа хранит» эта «духовная наполняемость», можно сказать, «ощущается физически».
Красота неотделима от духовности. Тот же И.А.Ильин говорил: человек должен духом одухотворить и себя и природу. И эта мысль сполна воплотилась в творчестве истинно русского поэта Н.М. Рубцова. И в произведениях тех,  кто нашёл призвание                в Служении Богу и Русской Православной Церкви.

               
                Литература
1.Сборник произведений Н.М.Рубцова. Издательско-просветительский дом «Профиздат». Москва.
2.  «Тайна мироздания» - телевизионная программа цикла «Библейский сюжет» канала «Культура», посвящённая творчеству Н.М.Рубцова.
3. «Звезда полей» - телевизионная программа цикла «Библейский сюжет» канала «Культура», посвящённая творчеству Н.М.Рубцова.
4.Дунаев М.М. Фильм «Виждь и внемли».
5.Иеромонах Роман Сборник «Благословен молитвы час»
6.Иеромонах Роман Сборник «Русский куколь»
7.Архидиакон Роман Сборник «Русь называют Святой».
8.Гайкова Н.Н. Сертифицированная методическая разработка творческого занятия «Размышление сердца о Главном Празднике»
9.Гайкова Н.Н. Сертифицированная методическая разработка творческого занятия «Возвращенный источник живой воды»
10.Гайкова Н.Н. Сертифицированная методическая разработка творческого занятия «Преддверие Рождества»


Рецензии