Смысл духовных практик

Смысл  духовных практик презентуется как способ вернуться в бестелесно-духовный мир или (если это как-то не складывается) получить более благоприятное для духовного прогресса тело.
Но смысл , хотя и есть (или был), но он иной.
Попадать в духовное-бестелесный мир нет смысла. Мы и так уже в определенном смысле в нём находимся. Так это мир вездесущ.
Благоприятное тело – это похоже как удача получить 100 или 500 тысяч долларов, тогда как «для полного счастья» (квартира, машина и т.п.)  нужно 2-3 миллиона оных.
То есть, такие смыслы – «утешительный приз».
Смысл же в том, что наша мечта-мифы о светлом коммунизме растаял «как утренний туман». И новая (но всё же светлая) система-перспектива , светлый смысл нас будет бодрить и оптимизировать нашу жизнь, возвращая потерянные мечты. Порой эта потеря не вполне сознательное, но нам чего-то не хватает. Душа жаждет.
Сама система-практика не есть светлое духовное бытие. Но она говорит о таком бытии, обещает и  обращается к нашему стремлению к такому бытию, такой выси.
В принятии «системы» за высший волшебный смысл таится путаница и вытекает разочарование.
И  хотя, пытаясь обрести духовный смысл, мы не преуспели, но кое-чему мы научились. То есть, полдела мы сделали. Задача обретения духовного бытия-реальности поставлена. И это даже и больше чем «полдела». Можно сказать, что это даже «всё дело». Осталось лишь малое: хотеть, стремиться, верить. Приобщение к системной практике позволяет нам продолжать пытаться. Но причина неудач не в том, что мы не учли иные «премудрости» или мало старались. Она (причина) в том, мы слишком уж увлеклись «технологией» просветления-озарения.
Смысл «технологий лишь в том, чтобы внимание продолжало оставться на задачи. «Технология» - всего лишь замануха. « Зеркало сердца уже чисто» - так звучит знаменитая гатха Шестого Патриарха. Технология духовного удерживает нас в преддверии, чтобы устремление сохранялось, но технология же может помешать войти в двери. Смысл не в технологиях и разных духовных практиках (мантры, молитвы, намазы, позы лотоса). Работает само наше стремление. Оно нас окрыляет и заставляет светиться. Мы нередко этот «свет» считаем появившимся в результате практики и начинаем практиковать с утроенной силой. Так что «система» начинает мешать и отвлекать. 
Увеличивая практические старания, мы теряем. Становится хуже. Потому что технологии – это не туда, это уход в сторону от цели. Главное – это субъект, то есть «ты сам», твое стремление, твое желание.  Нет никаких очень хитрых систем, самое гениальное, могущественное и божественное – это я («К черту Джорджа Вашингтона!», как говаривал Ральф Эмерсон) . Дзенцы-чаньцы выражались и того смелее: «Увидел Будду, убей Будду». Ибо это, конечно, не будда, не гуру, а морок. Убивать, конечно, никого не надо.  Нужно возвращаться в небесное, бесподобное, детски наивное  «я-моё». Христос тоже показывал дитя и учил принять царствие подобно тому, как делает это дитя.
                Июль 2022. 


Рецензии