Студент о мучительном поиске истины
Мучительный поиск Истины и духовное прозрение.
За долгое время существования человечества люди всегда пытались искать истину и осознавать то, на что они так долго искали ответы.
Господи Боже, склони свои взоры
К нам, истомленным суровой борьбой,
Словом Твоим подвигаются горы,
Камни как тающий воск пред Тобой!
Тьму отделил Ты от яркого света,
Создал Ты небо, и Небо небес,
Землю, что трепетом жизни согрета,
Мир, преисполненный скрытых чудес!
Это – один из самых ярких примеров того - стихотворение К.Д Бальмонта «Молитва»
Создал Ты Рай — чтоб изгнать нас из Рая.
Боже, опять нас к себе возврати,
Мы истомились, во мраке блуждая,
Если мы грешны, прости нас, прости!
Не искушай нас бесцельным страданьем,
Не утомляй непосильной борьбой,
Дай возвратиться к Тебе с упованьем,
Дай нам, о Господи, слиться с Тобой!
Имя Твое непонятно и чудно,
Боже Наш, Отче Наш, полный любви!
Боже, нам горько, нам страшно, нам трудно,
В стихотворении К.Д.Бальмонт безо всяких намеков и аллегорий говорит, что спасение человека невозможно без покаяния. Ведь прощение, осознание и понимание присущи только человеку. Но, к сожалению, не все е люди способны на покаяние – оттого и все трагедии наши, наше непонимание, наши скорбь и слёзы.
Страх Господень - авва воздержания,
Воздержанье дарит исцеление.
Лучшая поэзия - молчание,
Лучшее молчание - моление.
Лучшая молитва – покаяние…
Так напишет через много десятилетий Александр Матюшин – более известный как Иеромонах Роман. Два столь разных автора - а мысль одна – вне времени, вне эпохи. Потому что для всех!
Да очистят слезы покаяния
Высшую поэзию – моление.
Потому что «покаяние» в переводе с греческого – «изменение сознания». Очевидно, «изменение сознания» происходит у лирического героя К.Д.Бальмонта
Имя Твоё непонятно и чудно,
Боже Наш, Отче Наш, полный любви!
Боже, нам горько, нам страшно, нам трудно,
Сжалься, о, сжалься, мы — дети Твои!
Только выше скорбей и слёз, выше того, что непонятно и пугает, Любовь Отца и Создателя Нашего! И покаянная молитва, к Нему возводящая!
А вот ещё одно довольно известное стихотворение из цикла, само название которого говорит о чём-то таком, что в нашу земную жизнь «не укладывается», - “Снежные Цветы”.
Я когда-то был сыном Земли,
Для меня маргаритки цвели,
Я во всём был похож на других,
Был в цепях заблуждений людских.
Но, земную печаль разлюбив,
Разлучён я с колосьями нив,
Я ушёл от родимой межи,
За пределы — и правды, и лжи.
И в душе не возникнет упрёк,
Я постиг в мимолётном намёк,
Я услышал таинственный зов,
Бесконечность немых голосов.
Мне открылось, что Времени нет,
Что недвижны узоры планет,
Что Бессмертие к Смерти ведёт,
Что за Смертью Бессмертие ждёт.
Как мне кажется, суть этого произведения в том, что, лишь преодолев привычные законы земного бытия, лишь задумавшись о Вечном и Главном, получает человек осознание, «искру» Божию. И тогда начинает смотреть по-иному на окружающий мир и на своё предназначение. И главное - открывается ему то, что причастен он вечному Мирозданию!
Но путь познания Истины бывает очень непростым, мучительным и тернистым:
Господь, Господь, внемли, я плачу, я тоскую,
Тебе молюсь в вечерней мгле.
Зачем Ты даровал мне душу неземную —
И приковал меня к земле?
Я говорю с Тобой сквозь тьму тысячелетий,
Я говорю Тебе, Творец,
Что мы обмануты, мы плачем, точно дети,
И ищем: где же наш Отец?
Когда б хоть миг один звучал Твой голос внятно,
Я был бы рад сиянью дня,
Но жизнь, любовь, и смерть — все страшно, непонятно,
Все неизбежно для меня.
Велик Ты, Господи, но мир Твой неприветен,
Как все великое, он нем,
И тысячи веков напрасен, безответен
Мой скорбный крик «Зачем, зачем?..»
Итак, произведение, названное риторическим вопросом “Зачем?”. Все мы в этом мире “точно дети” потому что находимся в постоянном поиске и всё для нас “страшно, непонятно”, Но при всём при этом лирический герой не отвергает Творца и не ропщет – он призывает и просит помощи:
“Велик Ты, Господи, но мир Твой не приветлив”
Лирический герой, а по сути, сам поэт словно от имени всех людей обращается к Творцу. И при этом надеется, что страх перед вечным не будет преследовать нас всегда - ведь крик “Зачем?” будет когда-то услышан. Иначе, жить невозможно.
А вот ещё одно замечательное произведение К.Д. Бальмонта “Вечерняя Молитва”.
Тот, пред Кем, Незримым, зримо
Все, что в душах у людей,
Тот, пред Кем проходят мимо
Блески дымные страстей,-
Кто, Неслышимый, услышит
Каждый ропот бытия,
Только Тот бессмертьем дышит,
В нераздельно-слитном я.
Тот, в чьем духе вечно новы
Солнце, звезды, ветер, тьма,
Тот, Кому они – покровы
Для сокрытого ума,-
Тот, Кто близко и далеко,
Перед Кем вся жизнь твоя
Точно радуга потока,-
Только Тот есть вечно – я.
Наверное, здесь звучит «ответ» на этот болезненный вопрос «Зачем?». Поэт говорит, что Истина и заключается в самом Творце. А ещё о том, что человек - его жизнь, помыслы неотделимы от Творца. «Ты есть - и я уж не ничто» - воскликнул великий Г.Р.Державин, в главном произведении своём – оде «Бог».
«Человек ценен и незаменим как сотрудник и друг Божий. Лишь в этом качестве он является носителем Вечной Божественной Идеи» - написал почти через полтора века русский мыслитель Е.Н.Трубецкой. И вот вслед за ними, словно продолжая, отразил эту неоспоримую Истину и К.Д.Бальмонт в одном из лучших своих произведений. И неважно, что само Слово «Бог», «Творец», «Создатель» в произведении не звучит – всё и без того понятно! Пред Ним всё – и природные стихии, и жизнь людей. И образ радуги неслучаен – ведь она была впервые явлена после Всемирного Потопа спасённым праведникам.
Все закаты, все рассветы
В нем возникли и умрут,
Все сердечные приметы
Там зажглись, блистая – тут.
Все лучи в росе горящей
Повторяют тот же лик,
Солнца лик животворящий,
В Солнце каждый луч возник.
Все, что происходило и происходит в нашем мире, происходит по воле Творца. И всё здесь «блистающее», было «вожжено» там – в мире духовном – Самим Создателем. А ещё, наверное, многократно повторяющееся слово «всё» подчёркивает единство всего, Творцом созданного. И самое прекрасное, что мы можем увидеть, Творца олицетворяет!
Все, что – здесь, проходит мимо,
Словно тень от облаков.
Но очам незримым – зрима
Неподвижность вечных снов.
Он живет, пред Кем проводит
Этот мир всю роскошь сил,
Он, Единый, не уходит,
В час захода всех светил!
Нельзя не увидеть, что всё стихотворение словно «пронизано» сопоставлениями - “там” и “здесь” - потому что всё чудесное, что происходит в нашем мире, имеет духовное начало. А в основе всего «чудесного» Сам Создатель. И всё, происходящее в нашем мире, мимолётно по сравнению с Вечностью, с Вечной Жизнью. Но является приготовлением к Вечному. Возможно, потому и написано стихотворение таким «бодрым» ритмом, не так часто встречающимся при написании молитвенных стихов, что всё преисполнено радостью при мысли о Творце.
А ещё, хотелось бы обратить внимание на финал произведения “Он, Единый не уходит в час захода всех светил”. Насколько естественна аллегория посылающего «животворящие лучи» Солнца и Вдохнувшего во всё мироздание жизнь Творца! Оттого что “Солнце Истины” - Иисус Христос, оттого что Он - «Солнце Правды».
И ещё очень важно, что называется стихотворение не просто «Молитва», а “Вечерняя молитва”. Потому, наверное, что вечер не только закат дня, этот образ воплощает и «закат» жизни. И действительно звучат эти, как уже говорилось весёлые, ритмичные строки как будто «подведение итогов». «Итогов» не только самой жизни лирического героя, но и его духовного поиска Истины. Он понял, осознал то, что должно понять всему человечеству.
И потому, наверное, возможно говорить и о том что автор отражает мысль и образ песнопения, исполняемого в Великий Вторник, когда до Главного События года остаётся несколько дней. “Се жених грядет в полунощи”, ведь полночь является начала нового дня.
Се Жених грядет в полунощи,
и блажен раб, егоже обрящет бдяща:
недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.
И лирический герой К.Д. Бальмонта «бдит», вторит словам молитвенного песнопения и «обретает», наконец, Истину.
«Обретает» Истину и лирический герой А.С.Хомякова. Обретает намного раньше – и не только потому, что сам поэт родился на шестьдесят с лишним лет раньше К.Д. Бальмонта. А.С.Хомяков – русский мыслитель, славянофил, его стихи «пронизаны» чувством истинно православного человека в отличие от многих произведений Века Серебряного - времени, когда жил и творил К.Д.Бальмонт. Но молитвенному пению Страстной Седмицы, которое над временем, над пространством, вторят оба!
Солнце скрылось; дымятся долины;
Медленно сходят к ночлегу стада;
Чуть шевелятся лесные вершины,
Чуть шевелится вода.
Ветер приносит прохладу ночную;
Тихою славой горят небеса...
Братья, оставим работу денную,
В песни сольем голоса...
Ночь на востоке с вечерней звездою;
Тихо сияет струей золотою
Западный край.
Господи, путь наш меж камней и терний,
Путь наш во мраке...Ты, свет невечерний,
Нас осияй!
Это - ещё один яркий пример такого ощущения мира и себя в этом мире - произведение А.С Хомякова – «Вечерняя песнь». Само название тоже связано с образом вечера – и в том смысле, который воплотился в произведении К.Д. Бальмонта «Вечерняя молитва».
Образ «Света Невечернего» - это Образ Нетварного Света, который спасает от тьмы греховности. Это – Образ Творца. Неслучайно звучит во время церковной службы: «Слава Тебе показавшему нам свет. Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Эти святые слова по сути и произносит, пусть и несколько перефразировав, А.С.Хомяков. Ведь перед нами, всё же, хоть и высокодуховное, но всё же литературное произведение, а не канонические слова молитвы. Только самой сути это не меняет. И потому неслучайно, конечно, произносит поэт слово «братья», отражая духовное единство верующих во Христа. Соборность как духовное единство - ведь само понятие это и выразил с такой предельной ясностью А.С.Хомяков.
Братья, оставим работу денную,
В песни сольем голоса...
В песни, восхваляющие дивные дела Творца неба и земли. Восхваляющие слаженным хором.
В мгле полуночной, в полуденном зное,
В скорби и радости, в сладком покое,
В тяжкой борьбе -
Всюду сияние солнца святого,
Божия мудрость и сила и слово,
Слава тебе!
Поэт обращается ко всем нам, чтобы каждый стал хоть немного причастен Свету Невечернему, чтобы каждый «меж камней и терний», нашёл путь истинный и не сходил с него. А путь это один - со Христом!
А потому завершают небольшую беседу о мучительном поиске Истины эти десять строк К.Д.Бальмонта – слова, которым не нужны никакие объяснения:
Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря, не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота —
Любви, печали, отреченья,
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
Иной красоты и иного пути нет!!!
Литература
1.Бальмонт К.Д. «Избранное».
2.Трубецкой Е.Н. «смысл жизни»
3. Державин Г.Р. Ода «Бог»
4.Серия «Белый город» В.М.Васнецов
5.Гайкова Н.Н. Статья«Духовная преемственность русской литературы. «Сверхвременное» в творчестве русских писателей»
6. Гайкова Н.Н. Методическая разработка творческого занятия «Пути России и «преосуществленье человека»
Свидетельство о публикации №222071001077